Новокузнецкое городское телерадиообъединение

1618 ДОСТИЖЕНИЙ НОВОКУЗНЕЦКА

// Автор: Вячеслав Паничкин

Коренные народы кузнецкого края

Коренными народами Кузбасса официально считаются шорцы и телеуты. Однако этнографы причисляют к таковым также калмаков и тюлиберов, проживающих в селе Юрты-Константиновы Яшкинского района и в сёлах Зимник, Сар-Саз и посёлке Логовой Юргинского района. Не грех бы считать коренными и старожилов-кержаков да староверов Горной Шории.

В Кузбассе нет поселений исключительно шорских или телеутских – как правило, это посёлки со смешанным населением. Поселений же, где преобладают шорцы или телеуты, составляя более 50% жителей, около 90.

Телеуты – самый малочисленный в мире тюркский народ – проживают в деревнях Челухоево, Беково и Верховская Беловского района и в деревне Шанда Гурьевского района. Часть телеутских посёлков оказались в черте Белово (Черта, Телеут, Заречная) и Новокузнецка (Телеуты в Заводском районе). Всего в Беловском районе 1 135 телеутов, в Белово – 790, в Новокузнецке – 304, в Гурьевском районе – 214 человек. Долгое время телеуты официально считались этнографической группой южных алтайцев, но в 1991 году были выделены в разряд самостоятельных народов.

Своё происхождение телеуты ведут от притомских кыпчакско-кузнецких тюрок и от средневековых кочевников-скотоводов «теле». В начале XVII века несколько телеутских родов образовали раннефеодальное квазигосударство – «оток» или «княжество» – «Телеутскую землицу» в русских исторических документах. Основные кочевья телеутов находились в верхнем Приобье, на Иртыше и в предгорьях Алтая, сезонные – в Притомских степях по берегам pек Ускат, Бачат, Иня и Чумыш, вплоть до Томского и Кузнецкого острогов. Большая часть телеутов и их данников-кыштымов была подвластна удельному наследному князю-зайсану Абаку, ставка которого находилась в лесостепных предгорьях Алтая. С его смертью в 1635 году единый Большой Улус разделился на две части.

В русских исторических документах встречается много сведений о столкновениях между русскими и телеутами в порубежных волостях. Политическая история самостоятельной Телеутской землицы закончилась в начале XVIII века, когда около 20 тысяч телеутов были переселены джунгарами на реку Или. Оставшиеся, заключив договор с русскими властями, продолжили кочевать по реке Ускат и составили отдельный улус во главе с князьями Мамрачевыми.

После его разделения на три мелких улуса – Давыда Торгаева, Сартаева и Васьки Поросёнкова и переселения части телеутов на реку Бачат постепенно стало складываться ядро современного телеутского народа.

Вошли в состав телеутов отдельные группы соседних тюркоязычных абинцев, камларов, ячинцев и керетцев. Последние – джунгарские беглецы-керетцы прикочевали к границам России после разгрома китайцами Джунгарии в 1750 годах и стали, таким образом, первыми в Кузбассе беженцами.

Сибирских татар в Кузбассе на 2005 год насчитывался лишь 21 человек. Несколько больше татар-калмаков. Вообще же татар, прежде всего казанских, включая мишарей – 51 030.

Предки современных калмаков – 150 выезжих телеутов во главе с князцом Иркой Уделековым и братьями Кожановыми – откочевали в 1662 году из-за междоусобиц из Приобских степей на реке Искитим под Томский острог. Там они за верную «караульную службу в порубежных волостях» в качестве конных казаков получили в 1673 году в вечное пользование покосы и обширные пастбища. Первым укреплённым улусом стал Зимник (зимовье), остальные поселения – Улус, Сарсаз, Шалай, Усть-Искитим – бывшие летние стойбища. После ревизии 1763-1764 годов все калмацкие улусы отошли к Томскому уезду, а сами калмаки переведены в разряд «ясачных с оплачиванием ясака и прочих повинностей». В ходе реформ 1912-1914 годов калмаки были причислены к пашенным оседлым крестьянам и обложены налогом.

В начале XVII века несколько калмацких семей переселились на правый берег Томи близ Сосновского острога, где уже многие столетия проживали их тюркоязычные кыштымы «горных порубежных волостей». Калмаки деревень Шалай и Усть-Искитим, оказавшись в тесном соседстве с русскими крестьянами-переселенцами, приняли православие и полностью обрусели, основная же масса под влиянием казанских татар и «бухарцев» стала мусульманами-суннитами – сложилась своеобразная этнотерриториальная группа искитимских татар-калмаков. К 1994 году из 500 нижнетомских татар-калмаков по происхождению сохранили свое калмацкое самосознание только 300. Потомки калмаков в 1960-х годах проживали только в трёх населенных пунктах – Зимнике (31% татар имеют калмацкие фамилии, из них только 32,5% считают сами себя калмаками), Юртах-Константиновых (соответственно 48% и 41,7%), в Большом Улусе (85% и 66,1%). В целом же калмаки составляли в своих исконных посёлках 48% (в 1897 году 53,9%). Зимниковские калмаки в значительной степени ассимилировались татарами-мишарями, в Юртах-Константиновых существует относительное равновесие татар и калмаков, и только в Большом Улусе калмаки всегда преобладали.

Единственным в Кузбассе национальным территориальным образованием стал Горно-Шорский национальный район. Его название вместе с именем народа были закреплены властями во всех официальных документах с лёгкой руки академика В. Радлова, доказавшего этнокультурное единство мрасских и кондомских татар.

Обучение детей шорскому языку ведётся в восьми школах и интернатах Кузбасса в местах компактного проживания шорцев: Ключевом (Мыски), Кабырзе, Сензасе, Усть-Анзасе, Мрассу и других. В основном преподавание языка ведётся в начальных классах.

Кафедра шорского языка в Новокузнецкой педагогической академии была открыта в 1989 году первым шорским профессором Андреем Ильичём Чудояковым, а в 1994 году получили дипломы её первые выпускники.

Коренным народам удаётся не только сохранять обычаи и язык, но и развивать культуру. Особая заслуга в этом принадлежит основоположнику шорской литературы Фёдору Чиспиякову, автору русско-телеутского словаря Людмиле Рюминой, кандидату филологических наук, доценту Геннадию Косточакову и многим другим. В Таштаголе работает единственный в своем роде музей этнографии и природы Горной Шории, а в селе Беково Беловского района – экомузей «Чолкой» с экспонатами о быте и культуре телеутского народа.


Просмотров статьи: 67