ПРОЕЗД КУЛАКОВА
В преддверии 400-летия Новокузнецка вспоминаем историю города, её отражение в названиях улиц.
1929 год. Кузнецкстрой только начинается. На строительной площадке появляется ещё не знакомый пока никому человек: лет тридцати, среднего роста, коренастый, в скромном костюме. У него привлекательное лицо, поражающее сдержанной внутренней силой, голос ясный, громкий – голос большого оратора. Это назначенный секретарь райкома Кузнецкого строительства – Андрей Семёнович Кулаков.
Кулаков родился 26 августа 1899 года в Петербурге в семье ночного сторожа. Был четвёртым ребёнком. Кормили семью только двое – отец и старшая дочь. Андрей стал работать в 11 лет – помогал брату-маляру. Когда два брата стали работать самостоятельно, Андрей оканчивает четырёхклассную приходскую школу на Фонтанке. Его «университеты» продолжаются в телеграфной электромеханической мастерской. Вскоре он становится смотрителем аппаратов при петербургском телеграфе.
В дни Октябрьской революции 1917 года Кулаков в числе первых штурмовал Зимний дворец. Летом 1918 года он получает назначение в штаб Петроградского участка Северного фронта, откуда уезжает добровольцем на Восточный фронт и где подаёт заявление в партию. После разгрома Колчака его направляют в Омск заместителем уполномоченного по снабжению копей Кузбасса. Так он становится сибиряком, с этим краем связывается большая часть его жизни. Затем уезжает уполномоченным от ЦК Союза горняков в Киргизский край. Разъезды и собрания, митинги и бои – такой была его работа.
В январе 1923 года Кулакова вызывают в Москву и направляют в распоряжение Сибирского Союза горняков. Здесь его командируют на юг Кузбасса. Он работает в Прокопьевске председателем шахткома, потом заведующим организационным отделом городского комитета партии. С 1927 по 1929 год А.С. Кулаков – заместитель председателя Кузнецкого окружного комитета рабоче-крестьянской инспекции Кузбасса. 9 октября 1929 года Сибирский крайком ВКП (б) утверждает товарища Кулакова секретарём райкома на Кузнецком строительстве.
Работа его проходила в основном на строительных площадках, в землянках и бараках. Он занимался организацией питания, жилья, был и воспитателем, и организатором, и снабженцем.
Кулаков вспоминал, как в первый день своего приезда он отправился по баракам: «Бараки мы застали в таком состоянии – сделаны они из сырого леса, потолки засыпаны навозом, в дождь сверху капает пронавоженная вода, окна не вставлены, сырость, матрасов нет. Зимовать в таких помещениях было бы сверхужасно. Характерно, что специального барака для женщин не было. Здесь муж с женой, рядом женщина качает ребёнка, тут же холостые. Настроения были такие: как можно скорей удрать с площадки, чтобы зима не застала в таком ужасном положении. Мы сразу же произвели мобилизацию по обкладке дёрном тесовых бараков. Были мобилизованы все живущие в бараках на засыпку завалинок и вообще на утепление домов. Все силы парторганизации были брошены для создания условий, чтобы можно было прожить зиму».
Вот так начиналась работа партийного секретаря. Из тысячи людей, прибывших со всех концов страны, нужно было сделать коллектив. Трудностей было очень много. «Наш Андрей», «Наш секретарь» – так называли Кулакова на стройке. Кулакову довелось стать первым делегатом от Кузнецкстроя на XVI съезде ВКП (б) «с правом решающего голоса от кузнецкой организации».
Вскоре на заседании Кузнецкого райкома партии было принято решение об освобождении Кулакова с занимаемой должности в связи с назначением его ответственным инструктором Западно-Сибирского крайкома ВКП (б). Дальнейшая профессиональная деятельность Кулакова связана с Томском, Анжеро-Судженском, Томском. Умер он в 1958 году в Новосибирске. В память об одном из первых партийных руководителей Кузнецкстроя названа небольшая улица (проезд) в старом центре Новокузнецка.
Просмотров статьи: 1317