Новокузнецкое городское телерадиообъединение

КУПИТЬ И ВЕРНУТЬ

// Автор: Анна Фёдорова

Уже год в стране действуют невозвратные авиабилеты. Выгодно ли ими пользоваться?

В преддверии новогодних праздников многие из нас планируют поездки на отдых – за границу или в пределах родины, самолётом или поездом. Все, кто предпочитает купейной романтике быстроту авиаперелётов, знают, что чем дешевле купленный билет, тем большие потери несёт пассажир при его возврате. Если раньше действовало правило «75 процентов», то сейчас авиакомпании сами устанавливают некоторые условия сдачи билетов и размеры штрафов. Есть и другое правило, уже негласное: билеты нужно искать заранее, и чем раньше, тем дешевле они будут. В итоге желающие сэкономить на перелёте получают минимум затрат при максимуме усилий: необходимо заранее с точностью до часа вылета спланировать поездку, а сделать это часто бывает сложно. Условия кризиса и вынужденной экономии диктуют необходимость купить как раз самые дешёвые билеты, при этом хочется улететь, как говорится, здесь и сейчас – решил через неделю слетать на отдых, тут же нашёл и купил дешёвые билеты.

Мечта пассажиров начала было воплощаться в апреле прошлого года. Введённые тогда так называемые невозвратные билеты дешёвые, и купить их можно хоть за день до вылета, то есть ни нервотрепки, ни переплаты. Однако у них есть существенный минус, о котором легко догадаться по названию, – их нельзя вернуть.

За риск надо платить

Дело в том, что в стоимость любого авиабилета закладываются тариф – собственно стоимость услуг авиакомпании – и сборы и таксы: аэропортовые сборы на наземное обслуживание самолётов и пассажиров, обеспечение их безопасности, топливный сбор, сервисный сбор (за оформление билета, его продажу), за полёт над иностранной территорией и другие. В целом выходит довольно дорого. И если пассажир решил вернуть билет и потребовать возврат средств, перевозчик понесёт убытки из-за пустых кресел: затраты топливные, например, практически такие же, а собранная от продажи билетов сумма – меньше.

Не потерять финансы авиакомпания может в одном случае: если пассажир билет не вернёт. В таком случае цену авиабилета можно смело снижать. В 2014 году обсуждение вопроса о необходимости введения невозвратных авиабилетов совпало с третьей попыткой создать отечественный лоукостер – «Добролёт» (два первых – «Скай Экспресс», заработавший в 2006 году, и «Авианова», созданная в 2009, были признаны банкротами). Предполагалось, что такое новшество создаст условия для успешной деятельности компаний low-cost на рынке перевозок. Иначе перевозчики, работающие в системе бюджетных перевозок, не смогли бы покрывать свои расходы. Действительно, сейчас большинство тарифов таких авиакомпаний невозвратные.

Принятый 20 апреля 2014 года Федеральный закон №79-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» разделил все авиабилеты на возвратные и невозвратные. Заработавшие поправки позволяют авиапассажирам покупать дешёвые билеты, а перевозчикам – не возвращать своим клиентам за них деньги. Риски по отказу от перевозки, таким образом, берёт на себя пассажир, не рискуя, тем не менее, главным для многих – тратой нервов.

Возврат не бывает богат

С началом действия поправок в Воздушный кодекс в середине прошлого года невозвратные билеты, действительно, стали предлагать многие российские авиакомпании. Однако небывалых снижений цен пассажиры не почувствовали. Почему? В большинстве случаев перевозчики просто изменили правила применения уже действующих тарифов – билеты, купленные по самым дешёвым тарифам, стало невозможно вернуть.

Например, мы желаем улететь из Новосибирска в Симферополь 24 декабря как можно дешевле.

Авиакомпания «Аэрофлот», как сообщается на сайте перевозчика, предлагает два невозвратных тарифа – «Промо-эконом» и «Бюджет-эконом». Эти тарифы маркируются на билетах буквами R, Q, T, E, N. На данный момент все билеты по тарифу «Промо» на направлении «Новосибирск – Симферополь» проданы. Стоимость билета по тарифу «Бюджет» – 13250 рублей. Для сравнения: самый дешёвый из возвратных билетов в этом направлении на ту же дату стоит 18250 рублей, то есть экономия составляет 27%.

«S7 Airlines» предлагает невозвратный тариф «Промо», который обозначается буквами S, N, Q, O, W. Стоимость такого билета на нужное нам направление составляет 11250 рублей, включая сборы. Для сравнения: самый дешёвый из возвратных билетов по тарифу «Эконом» обойдётся в 16735 рублей, что дороже на 33%.

Авиаперевозчик «Уральские авиалинии» ввёл невозвратные билеты на группе тарифов «Промо», обозначаются они буквами R, O, U, W, A, X, E. На интересующую нас дату невозвратных билетов не нашлось. На 22 декабря стоимость билета по тарифу «Промо» составляет 11050 рублей. Для сравнения: возвратный билет по тарифу «Эконом» стоит 11650 рублей, экономия здесь составляет 5%.

Вернуть невозвратное

Пожалуй, в самую неприятную ситуацию попадают пассажиры, купившие билеты «без права возврата» и не сумевшие вылететь по объективным причинам – из-за болезни или переноса рейса.

Для таких пассажиров, гласит закон, невозвратные билеты не столь уж и невозвратные. Сдать их всё же можно в определённых случаях.

Они закреплены в статье 108 упомянутого выше Федерального закона. Определено, что отказ от перевозки может быть не только добровольным (не захотел – не полетел), но и вынужденным. При вынужденном отказе перевозчик обязан билет принять и компенсировать несостоявшемуся пассажиру средства. Такими форс-мажорными случаями считаются болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, с которым предполагалась совместная поездка; смерть члена семьи или близкого родственника; задержка отправления воздушного судна.

О первых двух ситуациях нужно будет уведомить перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс и подтвердить их документально.

Но и тут вам вернут не полную стоимость билета, а только провозную плату, то есть собственно тариф, стоимость услуг авиакомпании.

Однако даже если вы купили невозвратный билет и ваше нежелание лететь выбранным рейсом попадает под категорию добровольного отказа или вы опоздали на самолёт, вернуть часть средств всё-таки можно. Та же 108-я статья гласит: «Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате… уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций». Это означает, что в данном случае невозвратной будет лишь тарифная часть билета. Вам должны будут вернуть не использованные перевозчиком суммы – например, аэропортовые сборы.

Выходит, что, желая сэкономить силы и нервы и покупая невозвратный билет, мы рискуем получить «головную боль», пытаясь получить положенные по закону средства? Тут придётся, скорее всего, выбирать: получить дешёвый невозвратный авиабилет и вместе с ним – финансовые риски или купить билет возвратный, дорогой, но не переживать за отмену или перенос поездки. То есть платить наличными за сохранение нервов или расплачиваться неприятными хлопотами за сохранность денег. За экономию надо платить, как ни парадоксально это звучит.

______________________________________________________________

Госдума одобрила в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статью 83 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» по поводу введения невозвратных билетов в поездах

______________________________________________________________

Совет | Покупая невозвратный билет…

Как подстраховаться при покупке невозвратного билета?

– При покупке билета внимательно читайте условия тарифа.

– Изучите правила возврата билетов на сайте авиаперевозчика.

– Учтите, что закон о невозвратных билетах распространяется на российские авиакомпании, если вы приобретали билет у зарубежного перевозчика, то действовать придётся по их правилам.

– Если вы решили сдать билет, то напишите заявление в адрес перевозчика или сайта, который вам продал билет. Для возврата билета нужно обращаться именно туда, где вы билет покупали.

– Ведите переговоры по поводу возврата билета в письменном виде.

Следование последнему совету обезопасит вас в случае, если перевозчик деньги вернуть вам откажется. Как сообщили в территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области г. Новокузнецка и Новокузнецкого района, если возникнет такая ситуация, обращаться придётся непосредственно в суд, куда необходимо будет представить официальные письменные ответы на ваши запросы.

Кроме того, перевозчики могут продавать билеты по невозвратным тарифам, только предварительно (до заключения договора воздушной перевозки) уведомив пассажира об особенностях тарифа и условиях аннуляции билета. Если вдруг случилось так, что при покупке билета вы не знали, что он «возврату не подлежит», а теперь хотите его сдать обратно, стоит попытаться доказать, что вы не получили разъяснительной информации накануне покупки билета. Тогда перевозчик понесёт ответственность в соответствии с законодательством.


Просмотров статьи: 1339