Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«ДА, ВЫ БУДЕТЕ «ПАХАТЬ», НО БУДЕТЕ ЗНАТЬ, ЗА ЧТО»

Газета «Новокузнецк», выпуск № 40 (830)  //  Рубрика: Осенний призыв – 2015

// Автор: Виктория Николаева
// Фото: Мария Коряга

Отдел военного комиссариата Кемеровской области по Заводскому и Новоильинскому районам готовит четырёх призывников для прохождения службы в научной роте в Санкт-Петербурге

Последние несколько лет много говорится о гуманизации армии в России: об улучшении бытовых условий солдат, о росте денежного довольствия военнослужащих срочной службы и заработной платы контрактников и офицеров, о возможности воспользоваться военной ипотекой. И многое делается для решения поставленных задач. Российская армия постепенно подтягивается к реалиям XXI века. С одной стороны, это должно добавить вооружённым силам авторитета в глазах населения, с другой – положительным образом сказаться на морально-психологическом состоянии личного состава и стать стимулом для новобранцев продолжить военную службу уже в качестве профессионалов. И, как отмечают в военкоматах, тенденция к увеличению желающих служить профессионально, по контракту, действительно, наметилась. Вместе с тем тех, кто стремится уклониться от исполнения гражданского долга, достаточно.

О перспективах военной службы и переходе армии на профессиональную основу мы говорим с начальником отдела военного комиссариата Кемеровской области по Заводскому и Новоильинскому районам Новокузнецка Сергеем Колябиным.

– Сергий Викторович, осенний призыв начался. Насколько мне известно, с 1 октября до 31 декабря отдел военного комиссариата по Заводскому и Новоильинскому районам должен принять и направить для прохождения службы в ряды Вооружённых Сил России 180 человек. Это так?

– Да, 180 человек взамен тех, которые были призваны осенью 2014 года. Первые отправки в войска начнутся в начале ноября.

– Это ведь меньше, чем в прошлом?

– Да, в прошлом году наряд был 190 человек. Понижение связано с тем, что ребята довольно охотно идут на службу по контракту. Для некоторых это заманчиво: в зависимости от воинской специальности, квалификации, звания и выслуги лет контрактники получают от 30 до 50 тысяч рублей в месяц, а через пять лет профессиональной службы каждый может вступить в военную ипотеку и купить квартиру с помощью государственных средств. Правда, право выбора – служить год по призыву или два года по контракту, которое граждане получили с осеннего призыва 2014 года, – есть только у тех, кто имеет высшее образование.

Если же говорить о службе по призыву и об итогах весенней призывной кампании, которая проходила с 1 апреля по 15 июля, то скажу: для прохождения службы в армии мы направили 129 человек. Наряд выполнили на 100%. Всего было вызвано 928 человек, прибыло 689, два человека получили повестку, но в военкомат не явились (они являются уклонистами), 196 – прячутся, повестку им вручить не удалось. Отсрочек от призыва предоставлено 323 ребятам: 295 – по учёбе, 26 – по состоянию здоровья.

– Как здоровье нынешних призывников?

– Оно улучшается. Вернее, освобождать от службы по состоянию здоровья мы стали меньшее количество человек. Это связано с тем, что вступившее в силу 1 января 2014 года Постановление Правительства РФ №565 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе» внесло ряд корректив в сторону более лояльного отношения к состоянию здоровья призывника. Раньше, например, мы не брали в армию молодых людей с плоскостопием второй степени, теперь мы таких берём. В итоге в весенний призыв от службы в армии по состоянию здоровья было освобождено 239 человека, тогда как до этого освобождали в среднем 350 человек.

– Изменилось ли что-то в этот осенний призыв?

– В целом законодательство не поменялось, но некоторые изменения есть. Они, в частности, коснулись переселенцев и беженцев, получивших российское гражданство. Так, если гражданину присвоен статус переселенца, он получает отсрочку от призыва на три месяца. Если гражданин имеет статус беженца и при этом получил гражданство РФ, отсрочка составит 6 месяцев.

Кроме того, это первый призыв, когда мы стали предоставлять отсрочки призывникам для обучения в магистратуре, но с условием, что поступление в магистратуру состоится в год окончания бакалавриата. То же самое, предоставление отсрочки, касается и врачей, обучающихся в ординатуре и интернатуре (ранее в законе фигурировало лишь понятие «аспирантура»). Ребятам, таким образом, даётся возможность спокойно учиться, повышать уровень образования. И, хочется отметить, весной этого года мы освободили от службы, передали в запас, гражданина, который имеет учёную степень кандидата наук (по закону граждане с учёными степенями освобождаются от службы в армии).

– Если говорить о призывниках, получивших высшие образование, в контексте службы по контракту, есть ли у них возможность для самореализации в рядах вооружённых сил, возможность роста как личностного, так и профессионального?

– Сегодня при научных центрах военных академий, при военных округах действуют научные роты. Служба в такой роте, на мой взгляд, и есть тот самый шанс. В научные роты принимаются граждане, закончившие высшие учебные заведения, средний балл успеваемости у них должен быть не менее 4,5, и они должны проявить себя во всевозможных научных конференциях.

На осень мы готовим анкеты на четырёх человек для прохождения службы в научной роте в Санкт-Петербурге. Ребята эти закончили технические факультеты СибГИУ, Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, КемГУ.

Программирование в армии на сегодняшний день вообще вопрос актуальный и перспективный. Сегодня же всё компьютеризируется. Вот только один пример. Уже два призыва подряд ребята получают электронную карту персонального учёта. Эта пластиковая карта типа водительского удостоверения, куда заносятся все данные о гражданине, начиная с его постановки на воинский учёт (всего порядка 300 параметров). Два призыва эти карты изготавливались в Москве и Санкт-Петербурге. С этого года их будут выдавать уже в Кемерове. Короче говоря, для того чтобы совершенствовать систему, дорабатывать, обкатывать новые программы, нужны специалисты. Для этого и создаются научные роты.

Замёчу также, что когда был проведён анализ деятельности первых научных рот, выяснилось, что после года службы 15 человек из 30 заключили контракт, получили воинское звание офицера и продолжили службу в вооружённых силах.

– А молодые люди призывного возраста, которые встают на воинский учёт: есть ли среди них желающие связать жизнь с военной службой?

– Положительная динамика есть. В военные училища ребята поступают. Если в 2012-м желание учиться в военном вузе было у 4-5 человек из 140-150, в этом году мы получили 30 заявлений. Восьмерых мы отсеяли на медицинской комиссии, семь не прошли областную комиссию, 15 поехали поступать. Из 15 человек поступило шесть.

Вообще, хочу отметить, с молодёжью мы проводим большую просветительскую работу. Начинаем с первоначальной постановки на воинский учёт: 31 декабря заканчивается осенний призыв, а с 1 января 2016-го мы начнём работать с теми гражданами, которым в 2016 году исполняется 17 лет. 31 марта «первоначалка» заканчивается. С 1 апреля до 15 июля – весенний призыв. Вот наш цикл.

Добавлю: в период первоначальной постановки мы проверяем здоровье будущих солдат, проводим тестирование относительно их умственных способностей, составляем списки кандидатов для поступления в вузы министерства обороны РФ. В конце учебного года – пятидневные сборы. Я лично встречаюсь с ребятами, рассказываю им все по воинскому учёту: какие у них есть права, какие обязанности. Останавливаюсь на вопросе о поступлении в высшие учебные учреждения министерства обороны. В октябре мы выбираем годных по состоянию здоровья и по профотбору и работаем с каждым из них уже персонально.

– Родителей, наверное, тоже просвещаете?

– Конечно. Ведь 17-летние мальчишки через розовые очки мир видят, а родители, которые уже сами кулачок покусали, понимают, что отдадут ребенка в военный вуз, его там оденут, обуют, спать положат, поднимут, накормят, научат.

У нас ведь «федералами» остались только медицина, силовые ведомства и образование. Так сказать, три кита, на которых держится государство. И это мы объясняем родителям. Объясняем и то, что стипендия у студента военного учебного заведения – от 12 тысяч рублей. После окончания – меньше взвода не дадут. Заработная плата и «социалка» достойная. В настоящее время пенсия у офицера даже в звании майора – тысяч 18-20 рублей. А получают право выхода на пенсию военнослужащие (с учётом пяти лет обучения) в возрасте 32-37 лет. Так что семьи будут обеспечены.

Нет, я не скрываю: в армии мёдом не намазано. Бамбук там курить никому не дадут. Я всегда говорю ребятам: «Да, в армии вы будете «пахать», но и будете знать, за что».

– Если уж мы затронули тему образования, спрошу: правда ли, что обсуждается вопрос о воссоздании военных кафедр в высших учебных заведениях, которые в своё время были сокращёны?

– Военные кафедры и сейчас существуют. Но их не так много (скажем, в Новосибирске всего одна военная кафедра), и есть они не во всех городах. Возрождать их будут, да. На кафедре можно будет по выбору пройти обучение на должности рядового, сержанта, офицера (раньше учили только на офицера). Занятия планируется проводить в свободное от основной учёбы время, летом. Затем – сборы при воинских частях, сдача экзамена и получение звания.

В скором времени ожидается, что появятся межвузовские военные кафедры, и если в городе, как, например, в Новокузнецке, кафедры нет, обучаться можно будет в другом городе. Но сразу скажу: там, естественно, будет более жёсткий отбор и, скорее всего, количество мест будет ограничено. Парней будут не набирать, а отбирать.


Просмотров статьи: 1710