Новокузнецкое городское телерадиообъединение

"Я просто уйду в вечность…": Она ушла ровно месяц назад. Быстро, без драматизма, не обременив родных немощью из-за настигшего тяжёлого недуга

Газета «Новокузнецк», выпуск №8 (798)  //  Рубрика: К 70-летию Великой Победы

Ушла, так и не исполнив последнего своего жгучего желания – дожить до 70-го юбилея Великой Победы. Но яркая, светлая, полная оптимизма жизнь Екатерины Ивановны Жарковой навсегда останется в сердцах многих горожан.

Коммуникабельная, готовая помочь и дать совет в любой жизненной ситуации, обладающая исключительной энергетикой, творчески одарённая… С труженицей тыла, воспитателем от Бога, необыкновенно добрым и светлым человеком Екатериной Ивановной был знаком широкий круг новокузнецкой общественности: ветераны, работники предприятий, студенты, школьники, депутаты, чиновники. Её причудливые композиции в стиле корнепластики, камнелика украшают интерьеры квартир друзей, родных, случайных знакомых, которые интуитивно вызывали у Екатерины Ивановны симпатию и благосклонность. Одаривала она всех от души и с большим удовольствием.

– Она ребёнок войны, – вспоминает дочь Екатерины Жарковой Лариса Фролова,– которому пришлось вынести голод, тяготы военного времени, раннюю потерю самого близкого человека – мамы. Чтобы помочь отцу в воспитании младших брата и сестры, ей рано, в 14 лет, пришлось пойти на работу. Сначала трудилась калькуляторщицей в колхозе в пригороде Канска, но работа с цифрами, бумажными расчётами не пришлась ей по вкусу, и спустя некоторое время мама волею судьбы попала в детский сад, приняв на свои хрупкие плечи маленьких ребятишек, чьи родители должны были ковать победу, а потом и заново строить разрушенную страну.

И юная девочка попросту «пропала»: она с головой ушла в педагогику и навсегда осталась в ней, куда бы жизнь её ни забрасывала. Именно в этой сфере Екатерина Ивановна раскрылась как талантливый воспитатель, креативный организатор мероприятий, а с годами она стала отличным наставником для молодых коллег. Придуманные ею зрелищные праздники в детских садах всегда привлекали внимание высоких начальников, родителей, педагогов.

– И я, – вспоминает Лариса Ивановна, – всегда старалась попасть на мамины утренники. Настолько они были впечатляющими, событийно насыщенными, изобилующими разнообразными персонажами. Мама сама участвовала в них и просто завораживала своим артистизмом, умением декламировать. Если бы не война и ранняя потеря родной души, она, мне кажется, стала бы актрисой. Мамины утренники – это, пожалуй, самое яркое воспоминание из моего детства.

Единственную дочь Екатерина Ивановна воспитывала с любовью, но в строгости, не допускала слабины. Маленькая Лариса посещала соседний детский сад. Так, по мнению мамы-педагога, полностью исключался момент неравенства между собственным ребёнком и другими воспитанниками. В присутствии детей и родителей дочка всегда называла маму по имени-отчеству. Эта притязательность и требовательность в отношениях, целеустремлённость и безмерная преданность любимому делу всегда притягивали к Екатерине Ивановне окружающих. Прибыв в начале 1950-х годов с мужем в украинский город Мелитополь, она за короткое время доказала свой профессионализм. По приезде Жарковой отказали в приёме на работу. Она обратилась с письмом к властям, в котором посетовала, что для неё, урождённой украинки, жены участника войны, мужественно сражавшегося на полях Сталинградской битвы, Курско-Орловской дуги, не нашлось места в заводском детском саду. Вскоре руководство дошкольного учреждения смягчилось, однако устроило для «дерзкого» воспитателя ряд испытаний. Первый рабочий день ознаменовался открытым уроком с незнакомыми детьми. Но он был проведён как следует и не вызвал нареканий начальства. Полное признание коллег Екатерина Ивановна получила совсем скоро, когда блестяще подготовила праздничное мероприятие, посвящённое юбилею присоединения Новороссии к Украине.

Дальнейшую карьеру Жарковой пришлось продолжить в Сибири. Семья вернулась в Канск из-за возникших проблем со здоровьем Екатерины Ивановны. И она вновь полностью отдалась детям, творчеству, воспитанию дочери. Большое внимание она уделяла и общественной работе. В 1975 году в честь 30-летия Победы Жаркова организовала большой дворовый праздник для ветеранов войны. В ту пору это было необычное событие. Екатерина Ивановна задействовала в нём весь шестиподъездный дом: детей, взрослых, и даже трудным подросткам достались свои роли. Несмотря на неблагоприятную погоду, мероприятие удалось: душевные стихи, патриотичные песни, сценки из военной жизни. Действо было массовым. Его освещало известное в стране Агентство печати «Новости». Закончилось празднование чаепитием с русскими самоварами и угощением. Все участники и зрители испытали искреннюю радость и удовлетворение. За свою незаурядную инициативу Екатерина Жаркова была отмечена высшим руководством Красноярского края. В это самое время врачи выставили ей неутешительный диагноз, связанный с заболеванием сосудов головного мозга, и она получила инвалидность второй группы, что не позволяло заниматься любимым делом – воспитывать детей. И это в 45 лет! Однако Жаркова и не думала сдаваться. Пройдя множество дополнительных обследований, подключив к решению проблемы высокопоставленных чиновников, она всё-таки осталась в профессии ещё на целых 17 лет! Отдушиной для Екатерины Ивановны, хобби на всю жизнь стало прикладное творчество. С её «Лебединой верностью», «Змеем Горынычем», разными лесными обитателями из корней, веток деревьев, камня знакомы участники и гости городских конференций, торжественных собраний, памятных встреч ветеранов, которые не обходились без необыкновенных работ Жарковой. Так было в Красноярске, где до 2001 года она жила с мужем, так стало и в Новокузнецке, куда после его ухода в вечность ближе к дочери перебралась Екатерина Ивановна. В её миропонимании не было слова «смерть». Она при жизни сделала всё, чтобы остаться в памяти родных, друзей, коллег, воспитанников, широкого круга общественности. Она просто ушла в вечность…

Елена Князева

Фото  Марии Коряга (архив)


Просмотров статьи: 1745