Новокузнецкое городское телерадиообъединение

"БЫЛО ТРЕВОЖНО И СТРАШНО": согласно музейным документам летом 1941 года в Сталинске значительно сократилось количество школ. В каждой было организовано по 40 классов. Работали учебные заведения в три смены – с 8.30 до 21.20

Газета «Новокузнецк», выпуск №6 (796)  //  Рубрика: К 70-летию Великой Победы

 

Татьяна Шипилова

В прошлом номере газеты мы рассказали об ученицах одиннадцатого класса школы № 12, отличницах и «гордости школы» Наталье и Татьяне Шипачёвых. Девочки стали победителями городского конкурса «Гордость Отечества», посвященного 70-летию Великой Победы. Наталья с её исследованием на тему «Фронтовые письма» заняла первое место, Татьяна, рассказавшая о буднях образования в Сталинске в годы Великой Отечественной войны – второе. Обе при подготовке работ опирались на богатейший материал школьного музея «Память». Как призналась Татьяна, ей было очень интересно узнать, как вели себя в годы войны ее сверстники. О чем думали, о чем мечтали, как выживали.

С учётом сурового времени

Согласно музейным документам летом 1941 года в Сталинске значительно сократилось количество школ. В каждой было организовано по 40 классов. Работали учебные заведения в три смены – с 8.30 до 21.20. Вскоре перед образовательными учреждениями города, как и перед всей страной, замаячила ещё одна проблема – голод. С 1942 года силами учеников и учителей на пришкольных участках начали разбивать огороды. Поле в районе нынешней Малоэтажки, например, засеяли просом. По осени  выкопали и оборудовали овощехранилище, куда и свезли выращенный урожай. И с сентября 1942 года детей уже кормили бесплатными обедами в школьной столовой.

Две темы – голод и труд

Изучая материалы музея, Татьяна Шипачёва обратила внимание на то, что в воспоминаниях (и учителей, и учеников) затрагиваются всего две темы – голод и труд. «Сразу обнаружились пустые полки в магазинах. Исчезли улыбки на лицах людей, все куда-то спешили озабоченные, серьёзные. Было тревожно и страшно», – вспоминает бывшая учительница школы Зинаида Ивановна Ильиных. «Голодно было, ждали, когда на перемене раздадут 50 граммов липкой коврижки», – вторит ей бывшая ученица школы Полина Михайловна Стацевич.

Или такие воспоминания бывшего ученика школы Дмитрия Фальковича: «Копали мы землю с большим трудом, так как были основательно истощены. Преподаватели подкармливали нас своими скудными завтраками. Было тяжело…Жёсткая карточная система, когда продукты отпускались в небольших количествах по строгим нормам, с трудом удовлетворяла нас, молодых ребят. Однако мы знали, что блокированному фашистами Ленинграду было трудней переносить невзгоды, так как видели детей, которых удалось вывезти оттуда. Нам выделялось по школам дополнительное питание в виде 50 граммов хлеба и 20 граммов сахара. Иногда выдавали немного молока…»   

Несмотря на суровые военные будни, жизнь в школах не останавливалась. Здесь царила жёсткая дисциплина. В полутемных классах сидели по три-четыре человека за партами. Бумаги не хватало, поэтому писали между строк старых книг и газет. Чернила делали из сажи и свекольного сока.

____________________________________________________________

Труд учителя в условиях войны стал делом особой важности. «Никаких скидок на военную обстановку». Педагоги вносили в фонд обороны свои личные сбережения, оказывали помощь семьям ушедших на фронт, занимались с населением, обучая воздушной и химической обороне. Учителя жили в условиях огромного нервного напряжения.

_____________________________________________________________

 

- Мы замечали, как бледнеют лица учеников, как мы сами худели от недоедания. Скудный паёк по карточкам, работа без отпусков, острая нужда. И страшные похоронки, которые приходили на имя наших женщин-учителей, – вспоминает бывшая учительница Зинаида Ивановна Ильиных. – Вся жизнь школы, весь её учебный и общественный уклад определялись войной, её смертельной сутью. Большинство учеников было предоставлено самим себе. Их отцы воевали или денно и нощно жили в цехах завода, у мартенов, в шахтах; матери – в госпиталях, швейных мастерских. И классные руководители вели свое дело на уровне «душеприказчиков», как бы брали попечительство над своими учениками.

В едином порыве

Стране нужна была не только учеба, но и труд. И потому ученики школ вместе с учителями  выезжали на сельхозугодья, работали в цехах военного завода под номером «526», ремонтировали дороги и расчищали подъездные пути к угольному складу Кузнецкого металлургического комбината. А ещё помогали санитарам госпиталей в уходе за ранеными, стирали бельё и использованные медицинские бинты, шили для раненых кисеты, собирали и сушили лекарственные травы, вязали носки и варежки.

В одном из своих писем бывшая ученица 12-й школы Полина Михайловна Стацевич вспоминает: «Нас, семиклассников, собрали срочно и отправили в Черепаново на уборку сена. Жили в совхозном клубе. Расчёт за работу был ежедневным. На эти деньги мы питались в столовой. Мне поручено было работать погонщиком на коне, подвозить на волокушах сено к стогу. После восьмого класса нас отправили в деревню Апанас, собирать в тайге ягоду для госпиталей. Дневная норма составляла 10 килограммов кислицы, за которые можно было получить 500 граммов хлеба. Жили неделю в землянках. На воскресенье шли домой 15-18 километров. А в понедельник снова на работу».

Другим важным делом для учеников и учителей школ Сталинска стал сбор средств в фонд обороны. В газете «Большевистская сталь» от 19 марта 1943 года внимание Татьяны привлекло письмо, которое пришло в редакцию:

____________________________________________________________

«Я подросток, я имею шестичасовой рабочий день, но сейчас во имя Победы я обязуюсь трудиться вдвое больше: не шесть, а двенадцать часов. Постараюсь изучить ещё одну специальность – токаря по металлу. Хочу весь свой заработок за вторую половину дня внести на строительство танковой колонны».

____________________________________________________________

 

Каждый год Великой Отечественной войны был отмечен невосполнимыми потерями. 72 ученика и учителя 12-й школы сложили свои головы в борьбе с фашизмом. На фронт отправились 275 педагога города, многие из них пали смертью храбрых. 209 из 275 награждены орденами и медалями. Как говорится в строках еще одной свидетельницы тех лет Валентины Леонидовны Сергеевой, классной руководительницы выпускников 1941 года: «В те военные годы учитель и ученик в своих душевных устремлениях были едины. Они жили одной мечтой, одними помыслами. Это было жизненное, духовное родство. Вот это и лежало в основе отношений и трудовых, и  учебных, и просто человеческих».

Фото из архива школьного музея.

 

 

 


Просмотров статьи: 1632