Новокузнецкое городское телерадиообъединение

За облаками прописался рай

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Диана ТОКМАКОВА

Ну кому это неизвестно: мысли, которые бродят в голове у человека рано или поздно имеют особенность сбываться, а произнесённые вслух тем более… И вот они, лёгкие и парящие, проплывают над тобой и растворяются где-то там, за горизонтом, как облако в туманной дали. А выпавшая в осадок действительность, часто не совсем радостная и не окрыляющая этого самого человека, остаётся. Так это случилось в спектакле «Облако-рай» Новокузнецкого драмтеатра, первой премьере в этом театральном сезоне, которая состоялась 11 и 12 октября.

Спектакль, поставленный по пьесе прозаика и кинодраматурга Георгия Николаева московским режиссёром Георгием Сурковым (новокузнецкому зрителю он знаком по спектаклю «Бесприданница»), – это трагикомическая история, которая рассказывает о пареньке по имени Николай с рабочей окраины провинциального городка. Жизнь в этом захолустье уныла и однообразна, здесь не происходит никаких событий. Из непредсказуемого разве что погода, по поводу которой можно гадать и которую обсуждать: солнечным будет день или всё-таки польёт дождь.

Кстати, история эта иным заставшим советские времена зрителям знакома по одноимённому комедийно-драматическому фильму режиссёра Николая Досталя с артистом Андреем Жигаловым в главной роли. Премьера фильма, который ещё называли комедией абсурда или трагедией провинциального городка из 1990-х, состоялась в октябре 1991 года. Причём для фильма «Облако-рай» именитый режиссёр искал актёра, похожего на Юрия Никулина в молодости, поэтому пригласил Андрея Жигалова. И нашли его задействованные в фильме актёры также в цирке: Андрей Жигалов был циркачом, которому ничего не стоило перевоплотиться в своего киношного персонажа.

В 1991 году на фестивале в швейцарском Локарно лента «Облако-рай» получила «Серебряного леопарда». Режиссёр фильма Николай Досталь в одном из своих интервью рассказал, что он прилетел из Женевы в Москву в ночь на 19 августа 1991 года. Утром раздался звонок, и он подумал, что его коллеги уже узнали про награду и будут поздравлять. Но ошибся: звонил его друг Александр Бородянский, первыми словами которого вместо поздравлений были: «Коля, включи телевизор, у нас в стране переворот, ГКЧП!» И потому в год выхода картины массовый зритель её не увидел. А прозвучавшие в фильме слова «На небе облако-рай, пойди его угадай, Найти, узнать и понять невозможно» словно соответствовали происходящей в тот момент в стране ситуации. Потом фильм Николая Досталя всё-таки разглядели, и с оценкой в 97% отданных за него зрительских голосов он стал популярен у российской публики.

Спустя 15 лет, в 2005 году, на экран вышло продолжение фильма под названием «Коля – перекати-поле», в котором играли те же, задействованные в первой картине актёры.

И вот на сцене нашей Драмы новокузнецкая премьера одноимённого с фильмом спектакля по произведению прозаика и кинодраматурга Георгия Николаева, который в своём творчестве, исследуя простого человека из народа, во многом продолжил шукшинские традиции. И в ряду изображённых им героев множество простых людей, которые попадают в самые разные истории по счастливой либо не очень случайности.

Постановочная группа новокузнецкого «Облака-рая»: художник – Надежда Скоморохова, художник по свету – Владимир Коваленко, композитор – Вячеслав Жуков, помощник режиссёра – Анна Морозова.

Спектакль, не лишённый и сатирических ноток, в чём-то трагедия, где-то мелодрама, рассказывает о последствиях обмана – совершенно необдуманного, вынырнувшего ни с того ни с сего (экспромтом!) из глубинной серости и спокойствия жизни провинциального городка. В целом это трагикомическая история о пареньке по имени Коля-Колька-Николай (артист Александр Коробов), который от беспросветной скуки, от неожиданного осознания своей ненужности в этой провинции решил неожиданно для всех (а в первую очередь для себя) объявить о своём отъезде на Дальний Восток, куда его в письме пригласил друг детства. Поехать во Владивосток, получить хорошо оплачиваемую должность, увидеть Тихий океан, в водах которого можно купаться хоть каждый день. И эта Колькина фантазия, подобно бурным гребням тихоокеанских волн, подняла и взбудоражила жителей городка. Колька, взявший судьбу в свои руки, вознамерившийся решительно изменить русло своей серой жизни отъездом, за которым замаячили новые горизонты и новые неизведанные приключения, тотчас становится в городке героем дня. Его жители, скинув с себя рутину жизни, забурлили не хуже Тихого океана. От такого известия они воспряли духом – «будет кого проводить за бутылками пива, а то чего и покрепче, в неизведанную даль». Именно об этом заговорили друзья Николая Федя (заслуженный артист РФ Андрей Ковзель) и его жена Валя (артистка Полина Зуева), которые поначалу встретили маявшегося от безделья друга Кольку с нескрываемо утомлённым и равнодушным видом. Было отчего: Николай, хотя сам по себе человек добрый, безобидный, дружелюбный, большой любитель поболтать ни о чём, всем, даже своим друзьям уже изрядно надоел, оттого-то и разговаривают с ним в городке без особого энтузиазма. И эта слетевшая с языка Кольки новость об отъезде в даль светлую стала своеобразной попыткой привлечь к себе внимание.

Привлёк, да ещё как! Казалось бы, ну пошутил, с кем не бывает… Но это сообщение с письмом от друга детства, выбившегося в начальники и приглашающего приехать во Владивосток, это намерение отправиться Кольки в дальний путь вдруг превратилось в грандиозное событие вселенского масштаба. Отъезд Николая взволновал даже сидящих на скамейке с утра до вечера местных информаторов – бабушек-старушек (заслуженная артистка РФ Ирина Шантарь, Людмила Адаменко, Татьяна Качалова). Взбудоражил на всех и всё наплевавшего любителя искупнуться в холоднючей реке типичного для таких мест «мужика в тельняшке» Филомеева (артист Евгений Лапшин), который к тому же задолжал Кольке десять рублей и постоянно обещал когда-нибудь их отдать.

Обрадовало известие и престарелого интеллигента Филиппа Макарыча (артист Анатолий Нога), который решил, что это именно его заслуга – внушить Николаю решение об отъезде. Поскольку именно он, Филипп Макарыч, своими рассказами и рассуждениями во время разного рода бесед подтолкнул Николая к мысли уехать из городка в поисках лучшей доли. А за такую услугу надо бы рассчитаться: к примеру, уступить уезжающему Николаю его комнату приезжающей сестре Филиппа Макарыча («Ей-то жить будет негде!»).

В самую последнюю очередь узнаёт об отъезде Николая его девушка Наталья (артистка Ксения Барнаева), в которую тот влюблён и ради которой готов денно и нощно выводить свистом серенады под её окном. За «никчёмность этого балабола Кольки», который «ни туда, ни сюда, а только свистит под окном», его недолюбливает мать Наташи Татьяна Иванна (заслуженная артистка РФ Илона Литвиненко).

Наташа одновременно и удивлена от известия, и переживает, и всё-таки выпроваживает ставшим героем в глазах всего городка Николая во Владивосток. А тот в какой-то момент признаётся ей в том, что он всё это придумал и ему здесь рядом с ней хорошо, что, оказывается, его здесь ценят и уважают, и он рад никуда отсюда не уезжать. А затем бросается к ней в попытке обнять и поцеловать. Но не тут-то было! Наташа решительно, как заправский боец по джиу-джитсу, делает болевой приём – бросает Кольку через правое бедро на землю: чтобы срывать такое значимое для городка мероприятие – да ни за что!

И тут вдруг (не знаю, как прочим зрителям) захотелось Николаю сказать: «Да уезжай ты отсюда куда глаза глядят! От этой не разделяющей твои мысли и чаяния Натальи, которая, став твоей женой, будет в семейной бытовухе зудить, вынося мозги, да ещё и поколачивать тебя, и хорошо, если не сковородкой по голове… От этой брюзжащей, недолюбливающей тебя хамовитой будущей тёщи Татьяны Иванны, которая рано или поздно своими придирками съест без каши в обед тебя, такого инфантильного и несуразного, но всё-таки доброго и неумеющего сказать «нет» зятя… От этих друзей, которым в радость отправить тебя на край земли… Уезжай!»

Тем более следует уехать к Тихому океану в условиях нашей современности на тот самый Дальний Восток, который сегодня призывают осваивать молодых жителей страны. Но это в действительности, что живёт за театральным окном, а на сценических подмостках согласно замыслу драматурга Георгия Николаева своя жизнь. Все пытаются помочь Колюне в проводах, активно собирая его, снабжая деньгами, вещами, даже чемодан нашли. Колька, конечно же, осознал, «каких делов он наворотил, просто ляпнув что-то для привлечения внимания», но пути назад уже нет.

«В каждом из нас живёт та самая русская печаль, неисповедимая душевная тоска по чему-то великому, по той жизни, в которой есть настоящий смысл», – сказал однажды классик. И не удивительно, что решение Николая уехать вызвало у жителей городка, чья жизнь покрыта болотной ряской, такой ажиотаж и живую поддержку. Ему осталось лишь смириться и воспринять всё, как есть, сесть в подошедший автобус, в который его буквально затолкали десятки рук людей, жаждущих хоть какого-то яркого события в своей бесцветной жизни, и поехать, подобно пассажиру в стремительно мчащемся куда-то поезде. Именно о таком написал в своё время поэт Николай Рубцов: «Вот он, глазом огненным сверкая, Вылетает… Дай дорогу, пеший! На разъезде где-то, у сарая, Подхватил меня, понёс, как леший! Вместе с ним и я в просторе мглистом Уж не смею мыслить о покое, Мчусь куда-то с лязганьем и свистом, Мчусь куда-то с грохотом и воем…»

Спектакль «Облако-рай» вошёл в репертуар театра, и следующий его показ состоится 30 октября.


Просмотров статьи: 66