Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Когда тихо падает снег

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Если бы вплотную не занималась темой культуры в нашем городе, ни за что бы не подумала, что в нашем промышленном Новокузнецке живёт такое количество талантливых людей! Причём по разным направлениям и сферам искусства. Немало в нём и таких, по выражению одного новокузнецкого поэта, «сквозь душу и сущность которых поэзия проросла так мощно и всепобеждающе, словно пробившаяся сквозь корку снежного наста трава под первыми лучами весеннего солнца».

К таким поэтам относится новокузнечанка Ольга Комарова, поэтический сборник которой за прошедший 2024 год номинирован литературной премией и назван «Книгой года». Новокузнецкая поэтесса Ольга Комарова, член Союза писателей России, методист Дома творческих союзов, руководитель городской литературной студии «Гренада», приняла участие в региональном литературном конкурсе и стала победителем в номинации «Поэзия». Её поэтический сборник «И грянул снег» был назван лучшим среди других присланных на конкурс поэтических книг.

«Всё свершилось случайно, можно сказать экспромтом. Я, конечно же, не рассчитывала на победу, но всё-таки подала заявку на всероссийский конкурс «Литературная премия «Слово». И вдруг из Кемерова позвонили с вопросом: «Оля, а где твоя заявка на региональный литературный конкурс?» Тут же прислали положение о нём, предусматривающем три номинации: поэзию, прозу и критику. Благо в это время у нас гостил мой старший брат Александр, житель областного центра, который сразу же отвёз мой только что вышедший сборник в Кемерово на рассмотрение жюри. Считаю, что моя победа – счастливое стечение обстоятельств», – признаётся Ольга.

Она отмечает, что книга готовилась долго, в сборнике собраны стихи за прошедшие 20 лет её творческой деятельности. В 2011 году, правда, выходил небольшой поэтический сборник под названием «Отражаясь в твоих глазах» – своего рода рабочая заготовка, стихи из которого также вошли в этот ставший весомым в её поэтическом творчестве сборник-победитель, к изданию которого она шла упорно и целенаправленно. «Особенно плодотворными были последние годы», – уточняет поэтесса, получившая звание лауреата, награждённая за победу весомой денежной премией.

Всё в поэтической биографии Ольги началось, как всегда это бывает, с детства, а вернее, благодаря маминой настойчивости, её любви к внутренней упорядочности, сосредоточенности и дисциплинированности, которые она старалась привить дочке, а также Олиной любознательности.

Однажды мама, Нина Александровна, предложила дочери занять своё свободное от уроков время сочинением стихов. Оля заинтересовалась: «А как это?» Первые поэтические попытки были не безуспешны. Тот детский поэтический опыт сохранился, и Ольга уже как зрелая поэтесса отмечает в них помимо подражательности виршам других поэтов ту самую любознательность и чувство ритма. Это уже в старших классах у неё появилось личностное отношение к своим стихотворным персонажам. Точка не возврата из поэтических опытов началась после того, когда брат Александр привёз ей поэтический сборник Марины Цветаевой: «Прочти! Интересные стихи!» Ольга прочла и окончательно потонула в этой удивительной поэтической стихии. «Назад пути у меня уже не было», – констатирует она.

Увлёкшись поэзией, Ольга стала посещать занятия клуба любителей поэзии «Дилижанс», которым в Центральной библиотеке им. Н.В. Гоголя в то время руководила Надежда Кретова. «Оля, при чтении твоих стихов складывается такое ощущение, что ты давно переросла свой возраст, что ты чувствуешь и мыслишь как человек, много поживший, с опытом гораздо старше твоих лет», – отмечала Надежда Георгиевна.

«Думаю, этот мой зрелый, казалось бы, возрастной опыт шёл от того, что я с детства любила наблюдать, вглядываться в окружающий меня мир, всматриваться и вслушиваться в людей, чувствовать всё глубже и проницательней», – поясняет Оля, все стихи которой посвящены конкретным людям, все адресные и лишь немногие из них посвящены каким-то природным явлениям.

Многие поэты не могут объяснить природу рождения стихов, нашествие которых и наполнение которыми каждый чувствует по-своему, по-особому. «Ольга, ты лишь проводник стихов», – пояснял ей один из городских журналистов.

«Нередко случается, думаю о конкретном человеке, веду с ним внутренний разговор, но обращаюсь к нему словно через Вселенную стихами, которые проходят через меня. Бывают и такие независимые от моей воли послания, которые я сама не могу расшифровать», – рассказывает Ольга о таинстве рождения своей поэзии.

Был в её поэтической практике и такой случай: однажды она посвятила знакомой новокузнечанке три стихотворения. Оказалось, в них была заложена проекция на будущее. Удивительно, но всё, что в них было предначертано, в судьбе знакомой сбывалось. «Так она и сказала: «Ольга, не пишите мне больше, ваши стихи имеют свойство сбываться!». Но через некоторое время она одумалась и попросила написать ещё стихотворение, а у меня всё – этот открытый лично для неё через меня адресный канал во Вселенную закрылся», – рассказывает Ольга, не отвергающая мистическое происхождение поэзии.

Ольга признаётся и в том, что её любимое занятие – пропалывать на даче в Ашмарино морковь. Её нежные всходящие ростки неотличимы от ростков укропа, оккупировавшего их дачные грядки. «Но у меня уже глаз набит, я умею отличать морковку от укропа-лазутчика. И вот тогда во время этой прополки да ещё обязательно под палящими лучами летнего солнца (а я люблю пекло до костей!) приходит то самое, схожее со своеобразной медитацией время для философских раздумий. Так мои стихи рождаются ещё и на огороде», – улыбается поэтесса-дачница.

Издание Ольгиного сборника полностью профинансировал отец Виталий Иванович, в прошлом металлург электролизного цеха Новокузнецкого алюминиевого завода. Много читающий, лирик в душе, он поддерживает поэтический дар дочери, гордится и радуется её победам на литературном поприще. А уж такой, как признание лауреатом и присвоение Олиному сборнику звания «Книга года» и подавно!

Главный критик Ольгиного поэтического творчества – брат Александр. Поначалу он скептически относился к её сочинениям, но, прочтя её сборник-победитель «И грянул снег» от корки до корки, оценил: «Классика поэзии. Горжусь!»

Стихи Ольги Комаровой из этого сборника вдохновили на написание песен известного автора-исполнителя Ольгу Брыкову-Горину и знаменитого композитора Михаила Маслова. Поэтические строки легко и невесомо, как те самые снежные хлопья, о которых пишет Ольга, ложатся на музыку: «Белоснежные, как творожные, хлопья – нежные… Осторожные… И воздушные, и безгрешные, – но ненужные… Безутешные… И неслышные, безмятежные… Хлопья пышные… Неизбежные…»

Городской литературной студией «Гренада», которая прописана в Доме творческих союзов, Ольга руководит десять лет. Она и сама – ученица, воспитанница этой студии, которую когда-то вела известная поэтесса Любовь Никонова, куда когда-то ходили десятки молодых, увлечённых поэтической пробой пера горожан. Им без пришедшей позже всемирной паутины не хватало общения, того самого «социально-общественного кипиша». Но им тогда всё было интересно, у них были свои творческие амбиции.

«Сегодня же приходят в основном люди зрелого возраста – 50-60-летние. Таких немного. Я счастлива, когда набирается хотя бы шесть человек. И не потому, что увлечённых поэзией в наше время стало меньше. Многие сегодня находят ответы на свои вопросы и на свои поэтические сомнения в Интернете. Хотя я иду навстречу и могу проводить занятия по разбору поэтических опусов даже индивидуально, в том числе и для стесняющихся читать свои стихи принародно людей с тонкой душевной организацией, я всегда открыта для общения», – говорит Ольга.

Она также отмечает, что, к сожалению, сегодня из молодой среды интересных поэтов раз-два и обчёлся. Из прежней гвардии довольно интересен Михаил Реутов да ещё Сергей Озеров («Он иногда такие лирические стихи прочтёт! Залюбуешься!»).

Чтобы приобщить горожан к поэзии, раз в месяц в ДТС открывает свои двери «Литературное кафе», на встречах которого Ольга рассказывает любителям поэзии, живой музыки и чая, как она их называет, о творчестве, порой совершенно неизвестных страницах биографии знаменитых и современных поэтов. На днях такой вечер прошёл по творчеству удивительной поэтессы Юнны Мориц.

Свою «Книгу года», на обложке которой изображена графика Ольги, сама поэтесса характеризует как единое, целостное и символичное посвящение этому всепоглощающему и созидающему чувству – любви: «Из всех свобод я выбрала любовь, – она всегда мне отвечала светом, весной и осенью, зимой и летом. Из всех свобод я выбрала любовь… Из всех утрат я выбрала любовь, – в разбитом сердце мудрость прорастает, как Бог, как вздох – негромкая, простая. Из всех утрат я выбрала любовь…».

И девизом к книге, также размещённом на обложке, она привела слова английского историка Томаса Фуллера: «Где много любви, Там много ошибок. Где нет любви, Там всё ошибка».


Просмотров статьи: 62