Новокузнецкое городское телерадиообъединение

КАНЦЕРОГЕНАМ - БОЙ: В Новокузнецке разрабатывается стратегия борьбы с бензапиреном

Независимая экспертная лаборатория Западно-Сибирского испытательного центра обнародовала результаты замера уровня концентрации бензапирена на территории, примыкающей к самым оживлённым городским автомагистралям. Испытания проводились в Кузнецком (на пересечении улиц Народной и Конева) и Центральном (Ноградская – Павловского) районах. Превышение предельно допустимой концентрации опасного для здоровья вещества наблюдается в утренний и вечерний периоды – до 2,2 ПДК. То есть больше, чем в два раза.

С этого сообщения начался очередной экологический рапорт в мэрии. Поручение провести лабораторные исследования в местах интенсивного движения автотранспорта на определение содержания бензапирена специалистам центра было дано градоначальником Сергеем Кузнецовым заранее, на предыдущих заседаниях экосовета. Доклад Екатерины Хабибулиной, инженера отдела экологии, хромотографии и нефтепродуктов ЗСИЦ о результатах мероприятия был краток. Испытания проводились 17 сентября, трижды в течение дня специалисты производили отбор проб, потом отправили их в лабораторию. Территория была выбрана не случайно: максимальная загруженность автомобилями, слабое в связи с этим рассеивание воздуха, наибольшая нагрузка на двигатель в результате принудительного притормаживания, масса вредных выбросов. Были учтены и метеорологические условия. В итоге – то, что имеем.

Эмоциональных реакций за озвученными данными не последовало. То, что содержание бензапирена – одного из основных загрязнителей городского воздуха – превышает все допустимые нормы, стабильно фиксируют посты гидрометеостанции. Автотранспорт – далеко не единственный источник канцерогена. В основной своей массе он содержится в выбросах крупных промышленных предприятий (НКАЗа, коксохимических производствах «Евраз ЗСМК»), ТЭЦ и котельных. Источает это вещество и печи частного сектора, а также горящие несанкционированные свалки. Природа его такова, что само по себе оно в природе не существует, а прикрепляется, как правило, к взвешенным веществам (пыли), что упирается в ещё одну проблему Новокузнецка.

Замер доли автотранспорта в общей картине – это, так сказать, начало борьбы, тактические манёвры. Для эффективной борьбы необходимо определение доли каждого источника, это уже неоднократно высказывалось членами экосовета. Однако начало положено. И дело не должно ограничиться, по мнению Сергея Кузнецова, лишь констатацией фактов и «плачем Ярославны», необходимы реальные действия по снижению уровня этого канцерогена в воздухе.

Какие конкретно? Этот вопрос и определил вектор всего совещания. Ирина Савина, председатель комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации Новокузнецка, поделилась своим видением разрешения проблемы.

– Направлений работы очень много, – сообщила Ирина Савина. – Необходимо дальнейшее сокращение выбросов коксохимического производства  на предприятиях «Евраз ЗСМК» (уже сейчас наблюдается значительное снижение уровня концентрации бензапирена в Центральном районе в связи с закрытием коксохимплощадки на бывшем КМК). Теперь там осталось смоляное озеро – жидкие отходы коксохимпроизводства, сейчас они перерабатываются коммерческой организацией. Нужно оценить эмиссию токсичных соединений с поверхности озера, а также рассмотреть вопрос о сокращении срока его переработки. Десять лет – это слишком много. РУСАЛ, как известно, запустил блок сухой газоочистки, необходимо также совершенствование технологий сжигания на ТЭЦ и котельных. Для автотранспортных предприятий мы разработаем рекомендации и представим их в письменном виде. Возможны также совместные рейды с представителями ГИБДД по предприятиям – для осмотра техники перед выходом в рейс.

_______________________________________________

– Давайте начнём с себя, – предложил в ответ Сергей Кузнецов. – У нас есть муниципальные предприятия, где содержится городской транспорт: автобусы, грузовые автомобили, техника. Давайте приведём в состояние экологической эффективности двигатели, потребляемое топливо, отрегулируем работу топливной аппаратуры. Покажем всем пример. В это же время подготовим обращение экосовета к ГИБДД, чтобы потребовать такой же работы и от других.

_______________________________________________

Присутствующий на совещании природоохранный прокурор Новокузнецка Дмитрий Григорьев высказал предположение о том, что нужно обратить пристальное внимание на другие источники, нежели автотранспорт. Докладчик пояснил, что сейчас природоохранной прокуратурой проводятся плановые проверки крупных промышленных предприятий, которые оказывают существенное негативное влияние на атмосферный воздух Новокузнецка, и, по предварительным данным, информация, предоставляемая отдельными предприятиями, не точна.

– По смоляному озеру: лабораторный контроль, который был проведён Роспотребнадзором, не свидетельствует о том, что на территории существует превышение содержания бензапирена и иных загрязняющих веществ. Оценка была произведена с учётом норм, но, на мой взгляд, эти данные нуждаются в перепроверке. Второй момент. В Кузнецком районе самый главный источник негативного влияния на атмосферу, безусловно, Алюминиевый завод. Предприятие не имеет разрешительной документации на осуществление выбросов загрязняющих веществ в виде бензапирена. И оно, в соответствии с представленной документацией, их не осуществляет. То есть в производстве (согласно уже технической документации) бензапирен должен образовываться, а он не образовывается. Зато вместо него – смолистые вещества, которые по своей функциональной принадлежности могут относиться к той же категории, что и бензапирен. Управление Росприроднадзора подтвердило: действительно, нет никакой ошибки, предприятию выдано разрешение на выбросы смолистых веществ и оно, согласно проектной документации, их и выбрасывает. По моему глубокому убеждению, это является ошибкой, которую мы по результатам плановой проверки попытаемся устранить. Мне видится правильным внести коррективы в проектную документацию Алюминиевого завода, заменить «смолистые вещества» на более понятные и анализируемые величины. Мониторинг по этим веществам позволит оценить и вклад предприятия в загрязнение воздуха, а также сформировать представление о самом веществе – насколько его нужно пронормировать и ограничить, – поделился соображениями Дмитрий Григорьев. – Кроме того, на территории Кузнецкого района у нас расположены Кузнецкая ТЭЦ, ферросплавное производство, частный сектор Форштадта, значительное количество объездных дорог… Только лабораторный контроль позволит отделить долю одного источника от другого. Безусловно, автомобильный транспорт является источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе бензапирена, но наверняка более значительна здесь роль предприятий. Мы должны упор делать на другие источники. Проще всего справиться с несанкционированным сжиганием отходов. Второе – способствовать снижению объёмов выбросов взвешенных веществ, а это совершенствование системы пылегазоочистного оборудования на предприятиях.

Актуальную проблему Новокузнецка – загрязнённость атмосферного воздуха – с завидным постоянством разбавляют «досадности» в виде антиэкологичного поведения самих горожан. Отдельным вопросом на совещании рассмотрели выявленные нарушения природоохранного законодательства по результатам рейдов экополиции. Вновь – масса несанкционированных сбросов мусора в лесах и на берегах водоёмов, сжигание его прямо на территории предприятия, производственная деятельность без каких-либо разрешений и документов.

Примечательно-поучительным всем показался один из представленных случаев. В Заводском районе на территории Есаульского тупика и в Орджоникидзевском районе по дороге на Байдаевский Лог были обнаружены горы отходов. Установить источник не составило никакого труда: неподалёку прямо «в куче» лежали этикетки с фамилией предпринимателя. Приглашённый на совещание Юлиан Макаров, директор ТПК «АркТек» был, мягко сказать, неприятно удивлён открывшейся ему истине. По словам предпринимателя, он воспользовался услугами одной из мусоровывозящих компаний, заплатил приличные деньги… И оказался «в дураках». Теперь придётся и мусор самому вывозить, и штраф платить.

В качестве утешения глава Сергей Кузнецов ответил, что «не вы один такой», подобные истории слушаются из рапорта в рапорт. А всё куда проще – нужно просто заключить договор напрямую с мусорным полигоном (мусор и вывезут, и переработают), а нет – так проверять, куда твой мусор доставили, требовать квитанции, талоны, прежде чем заплатить деньги.

________________________________________________

Глава города также дал поручение экополиции ни в коем случае не прекращать рейды, продолжать фиксировать нарушителей природоохранного закона.

________________________________________________

– Наступит время, когда такое поведение горожан перестанет быть нормой. Люди поймут, что нельзя просто так поехать в лес или на реку и выбросить мусор. Нельзя убивать природу, относиться так наплевательски к месту, в котором живёшь. Постепенно, шаг за шагом, мы изменим общественное сознание, эти стереотипы, – подчеркнул Сергей Кузнецов.

Мария Миронова

Фото Марии Коряга


Просмотров статьи: 1978