Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Маэстро, джаз!

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Диана ТОКМАКОВА

Один мой знакомый, большой поклонник джазовой музыки, говорит, что в мире есть только три вещи, на которые можно смотреть и которые можно слушать бесконечно: падающая лавина водопада, пляшущее пламя огня и стихия музыки оркестра Игоря Бутмана. На днях Московский джазовый оркестр маэстро Бутмана, выступавший на сцене Новокузнецкого драматического театра, ещё раз доказал, что утверждение новокузнецких любителей джаза более чем верно.

Повод для выступления был замечательный: в октябре этого года оркестру под управлением художественного руководителя, знаменитого джазового музыканта, советского и российского саксофониста, народного артиста России Игоря Бутмана исполнилось 25 лет. И в честь своего юбилея оркестр отправился в тур по 25-ти городам России, включая Новокузнецк. Кто же из людей с музыкальными пристрастиями не знает Игоря Бутмана и его джазовый коллектив! Этот один из ведущих оркестров мира и главный катализатор развития джазового искусства в России, в течение четверти века представляющий нашу страну на престижных фестивалях Европы, Азии и Америки (как известно, джаз – это музыка без границ)! Оркестр Игоря Бутмана, названный знаменитым журналом «JazzTimes» созвездием виртуозов, дал более 500 концертов в России, а также неоднократно выступал в десятках зарубежных стран.

На сцене новокузнецкой Драмы прозвучало всё самое лучшее из репертуара Московского джазового оркестра. «Стараемся сыграть всё, что мы приготовили, очень хорошо, но каждый концерт звучит абсолютно по-разному, так как мы импровизируем всё время. Сам процесс импровизации всегда другой, поэтому где-то мы можем оставить одного музыканта без аккомпанемента и даём ему волю проявить фантазию, где-то мы играем другие ритмы», – признался перед юбилейным туром маэстро, который два дня назад, 27 октября, отметил свой день рождения.

В зале новокузнецкой Драмы – аншлаг, задолго до начала выступления юбиляров билеты невозможно достать. И с первых музыкальных аккордов совершенно неслучайные поклонники джазовой музыки, стремящиеся во что бы то ни стало попасть на концерт, становятся почти вторым коллективом, которым, дирижируя, как и своими музыкантами, может взмахом рук управлять Игорь Бутман: взрываются и в такт звучат аплодисменты, крики «браво», смех (чувство юмора у комментирующего музыкальные номера Бутмана такое, что и это гармонично входит в юбилейную программу).

Начинается концерт с композиции «Французские связи». «Почему? Потому что других связей нет!» – комментирует заводное начало под смех публики Игорь Бутман. Он успевает сыграть свою партию на саксофоне, а затем встать и, отстукивая ногой такт, вдохновляюще глядя на того или иного оркестранта, в дуэте вести, подбадривая и поддерживая, и его партию. Хотя чего тут, казалось бы, поддерживать: каждый в коллективе – профессионал высокого класса как тромбонист, композитор, аранжировщик, дирижёр и педагог Академии джаза Павел Овчинников, который в Академии занимает должность первого заместителя директора. Педагогическое кредо Павла Овчинникова звучит так: «Из каждого студента Академии джаза вырастить музыканта со своей индивидуальностью».

В другой композиции «Интимная сторона блюза» по Дюку Эллингтону, знаменитому американскому музыканту и композитору, начинает и заканчивает контрабас, струны которого буквально ведут за собой как оркестрантов, так и зрителей в едином музыкально-инструментальном караване. И контрабас в руках Николая Затолочного выступает как поводырь этого завораживающего шествия. Вот один из тромбонов рванулся в сторону, но строгий и справедливый контрабас тотчас его приструнил. И снова музыкальный караван, сопровождаемый строгим и внушительным контрабасом, пробирается через горное ущелье, идёт по тонкой жёрдочке над пропастью, вскарабкивается и прыгает с песчаных барханов… Такие ассоциации вызывает эта «Интимная сторона блюза».

В композиции «Полуночное солнце никогда не заходит» выводит своё соло саксофон. Все возможности этого инструмента демонстрирует Илья Морозов. И звучание саксофона своей игрой на фортепиано на фоне других инструментов обрамляет пианист, джазовый импровизатор и вокалист оркестра Олег Аккуратов. В чёрных очках (с рождения Олег страдает амаврозом) он – обладатель абсолютного слуха, безупречного вкуса, музыкальной памяти, чувства ритма. Виртуозный исполнитель джаза и классических произведений Олег Аккуратов, лауреат премии Президента РФ среди молодых музыкантов-вокалистов, прекрасно владеет техникой исполнения. В составе Всемирного хора ЮНЕСКО пел в резиденции Папы Римского, а также с такими знаменитостями, как Монсеррат Кабалье, Эвелин Гленн, Уинтон Марсалис, Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков и другими мировыми звёздами. В 2014 году выступал соло на церемонии закрытия ХI Паралимпийских игр.

А как красиво, мощно, ярко, в антураже буйства золотисто-медных звуков в его исполнении на новокузнецкой сцене звучала лучшая, как прокомментировал Бутман, песня о Москве, которую написал ленинградец Андрей Петров! И это была, конечно же, «А я иду, шагаю по Москве», словам которой с энтузиазмом подпевал зал – в основном люди советского поколения. А потом была музыка Мишеля Леграна о любви и несравненное вокальное звучание Олега Аккуратова: «Как раствориться в этом чувстве, как стать на ноту ближе к тебе?»

Спустя несколько номеров джазовая музыка не просто нотами, а целыми аккордами связала этого солиста оркестра с другой исполнительницей – экзотической Фантине Притула, стройной, подвижной, гибкой, как кошка, смуглой красавицей с пышной шапкой чёрных кудряшек. Пение Фантине в стиле юморного приколиста Игоря Бутмана можно было бы прокомментировать так: «Тропикана женщина, Горяча и бешена, А внутри солёная, Словно кровь, Текила любовь».

Уникальная певица Фантине, свободно владеющая русским, испанским, английским и французским языками, со своим особенным музыкальным стилем, который отражает её необычное происхождение. Знатоки джаза представляют её музыку как смешение инди и соула. Гастролировала по всему миру, работая на сцене с одними из самых ярких имён в мировой музыкальной индустрии.

Родившись в Москве в семье доминиканской матери и русского отца, она выросла в Австралии, где начала свой музыкальный путь, выйдя в 2010 году на сцену. Далее проживала и делала карьеру в Майами и Нью-Йорке, а в настоящее время вернулась в Москву. В 2014 году Фантине в качестве приглашённой солистки стала выступать в Московском джазовом оркестре, с музыкантами которого пела на крупнейших мировых джазовых фестивалях.

Фантине выходит на сцену, а потом вдруг пение прерывается, и жгучая красотка в облегающем ярко-красном платье, с золотистыми обручами на руке, пританцовывая, указывает на какого-нибудь музыканта, и его золотисто-медный инструмент тотчас начинает соло вести свою партию. Потом на другого, и эта лавина медных звуков накрывает и несётся словно поезд, мчащийся в Доминикану (когда речь идёт о жарких тропиках, почему-то именно эта страна, родина матери Фантине, голосисто-певучей и стройной мулатки-шоколадки, и представляется).

Завершился юбилейный концерт именитостей джаза не только восторженными аплодисментами, но цветами и добрыми приветствиями-поздравлениями от губернатора Кузбасса Ильи Середюка, Новокузнецкого драмтеатра, Кузбасской Академии джаза и многих-многих новокузнечан, которые просто не мыслят свою жизнь без этой вихрем налетающей в душу и сердце музыки.


Просмотров статьи: 35