Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Когда в джаз-кабаре танцуют

// Автор: Татьяна Шипилова
// Фото: из архива джаз-клуба «Геликон»

Эти джазовые музыканты приезжают в Новокузнецк второй раз. Но уже после первого своего выступления в Государственном «Джаз-клубе «Геликон» санкт-петербургские гости – «Хоронько Оркестр» – успели завоевать сердца публики и приобрести преданных поклонников, которые вместе с «новичками» вновь заполнили зал новокузнецкого джаз-клуба «Геликон».

Открывая концерт, Ольга Баскакова-Юшкова, директор ГАПОУ «Кузбасская академия джаза» и директор джаз-клуба «Геликон», говорила о том, как она любит этих музыкантов, как рада тому, что они вновь посетили Новокузнецк, а они признавались в любви к ней и новокузнецкой публике. К слову, на концерте было немало студентов джазовой академии. Отличный мастер-класс для начинающих джаз-музыкантов!

До этого музыканты оркестра выступали в Новосибирске, так что уже успели составить своё мнение о жителях сибирского края. «Сибирь невозможно забыть! Сибирь можно только любить, потому что здесь живут крепкие, цельные люди. Мы приезжаем к вам за энергией!» – отметил по ходу выступления подвижный и пластичный, как ртуть, Дмитрий Хоронько, создатель и руководитель оркестра.

Дмитрий Хоронько, душа и лидер коллектива, общается с залом, шутит, рассказывает небольшие истории, выдаёт острые шутливые комментарии, смеётся, хулиганит, танцует и довольно непривычно для уха некоторых поклонников джазовой музыки, но в своём стиле прекрасно поёт. Он настолько подвижен и артистичен, что по мере его выступления создаётся впечатление, что вот-вот в своём блестящем красно-коричневом с золотым орнаментом концертном пиджаке он оттолкнётся от сценических подмостков и в акробатическом кульбите взлетит.

Вот что известно о музыкальной биографии этого необычного джазового коллектива. Проект «Хоронько Оркестр» появился на основе дебютировавшей в 1996 году музыкальной программы актёра театра им. Ленсовета Дмитрия Хоронько (многие из посетителей «Геликона» узнавали его по увиденным фильмам, в которых он когда-то снимался). В театральную труппу Дмитрий был приглашён ещё во время учёбы на четвёртом курсе Ленинградского государственного института театрального мастерства и кино. И в 1995 году на Малой сцене театра представил свою первую музыкальную программу, из которой впоследствии и родился «Хоронько Оркестр».

С этой программой Дмитрий работал не только в театре, но и на радиостанции «Эхо Петербурга», «Радио России» и «Радио Модерн». Через несколько лет, в 2004 году, основатель кабаре-оркестра уходит из Ленсовета, чтобы создать собственный театр и целиком посвятить себя своему детищу. В него также пришли профессиональные музыканты, с которыми уже можно было начинать «применять джазовую гармонию». Всё сложилось удачно, и вскоре оркестр стал лауреатом конкурса актёрской песни имени Андрея Миронова.

Сегодня в состав оркестра входят бас-гитара, ударные, кларнет, фортепиано, саксофон. А коллектив Дмитрия Хоронько известен как уникальный театр джаза, кабаре, в основе которого импровизация и живое общение со зрителями. Здесь каждая композиция, каждая песня – маленький спектакль, наполненный характерами, сюжетными коллизиями и импровизацией.

«Драматургические образы, калейдоскоп лиц и образов, непроизносимые обычными людьми речитативы, гиперболические паузы, гротесковые интонации – это Дмитрий Хоронько. Настоящий ураган, захватывающий публику и уносящий в мир того спектакля, который оркестр играет здесь и сейчас», – говорится в аннотации к выступлениям оркестра, слова из которой подтверждаются бурными аплодисментами и криками «браво» зрительного зала «Геликона».

Жанр, в котором выступает коллектив Хоронько, определяют как джазовое кабаре, в котором смешаны традиции отечественной эстрады, джазового наследия и очень личностное прочтение каждой из песен.

В этом импровизированном джаз-кабаре, настоящем музыкальном шоу, и актёрская игра, и шутки, и диалог со зрителями. «Мы только что гастролировали в Израиле: там тепло и там манго!» – бросает в зал в одном из эпизодов своего выступления реплику Дмитрий Хоронько. «А у нас тоже на прилавках магазинов манго лежит! И скоро тоже будет тепло, бабье лето ещё не кончилось!» – реагирует кто-то из зрителей.

В оркестре, этом коктейле из трагедии, буффонады и мистерии, находится место сплаву симфонического джаза с латино, а рэп смешан с декадансом во что-то невообразимое, страстное и завораживающее настолько, что хочется под всё это «шикарное, удивительное в хорошем смысле слова безобразие», как выразилась одна поклонница оркестра, танцевать. И танцуют! Впервые увидела, как на джаз-концерте лишённые каких-либо комплексов поклонницы под песни и музыку «этого хулиганистого Хоронько» пошли в зажигательный пляс. А танец, который, пародируя лунную походку Майкла Джексона, под зрительский смех, отложив свой инструмент, исполнил саксофонист!

А ещё Дмитрия Хоронько называют шутом, мастером карнавала (в ходе выступления, причём попадая в настроение песни, он может даже громко высморкаться в огромный носовой платок, и это не будет выглядеть манерно казусным, вызывающим жестом).

«Есть люди, и я надеюсь, что у меня это тоже получается, которые всю жизнь «протягивают» через себя детство – дурачатся. Я очень боюсь потерять это умение, не хочется быть взрослым, ну его в баню! Деньги – они нужны, но это не цена потери детства, радости, удивления. Человек должен быть с детством! И его можно найти во всех. Но другое дело, что некоторые не понимают, что это – единственный антидепрессант в жизни, и засыпают его либо деньгами, либо водкой. У кого что есть», – как-то в одном из интервью признался Дмитрий, этот человек музыкально-феерического карнавала.

По словам самих его музыкантов, создатель и лидер проекта просто рождён развлекать, жонглировать эмоциями и жанрами и радовать публику в этом «современном, на грани фола кабаре», где любой непредвиденный ход можно превратить в экстравагантный. Где можно считаться только с теми правилами, которые профессиональный импровизатор может изобретать по ходу дела.

Музыкальная составляющая оркестра – это бельгийский поэт-бард, актёр и режиссёр Жак Брель с его трагизмом и издёвкой, как характеризовали его критики. Это Александр Вертинский, несколько манерный и неподражаемый, которого Хоронько считает величайшим психоделиком ХХ века. Это и кул-джаз (дословно «прохладный, спокойный»), который возник в начале 50-х годов прошлого столетия на Западном побережье США: Брубек, Питерсон, Монк.

«Мы же – импрессионисты! От слова «впечатление». Зритель, побывав в нашем джаз-кабаре, уходит с впечатлением. Не всегда понимая от чего. Но мы-то точно знаем от чего – конечно же, от эмоций, полученных в нашем кабаре, джазовых звуков, драматургии театра, от нового восприятия известных песен, от полученного праздника, насыщенного и глубокого одновременно», – комментировал когда-то Дмитрий Хоронько выступления своего оркестра, который улетал из Новокузнецка на утро следующего дня. Но как тот сказочный волшебник обещал непременно вернуться.

 

 


Просмотров статьи: 80