Новокузнецкое городское телерадиообъединение

АГЛОМЕРАЦИЯ, НО КАКАЯ?

Газета «Новокузнецк», выпуск №45 (785)  //  Рубрика: Открытая трибуна

В экономической литературе и средствах массовой информации развёрнута сегодня дискуссия о необходимости создания агломераций из рядом расположенных городов и населённых пунктов, в том числе и в Южном Кузбассе.

___________________________________________________

Фактически подобие такой агломерации начало образовываться ещё в 60-х годах прошлого столетия, когда вокруг Новокузнецка стали строиться новые города – Междуреченск, Мыски, Калтан. Они вместе с Прокопьевском, Киселёвском и Осинниками образовали компактную территорию радиусом до 80 километров с преимущественно угольно-металлургическим профилем производства.

___________________________________________________

Именно тогда были возведены такие крупные предприятия, как Западно-Сибирский металлургический завод, шахта «Распадская», Томусинская ГРЭС и другие. Это позволило почти вдвое увеличить промышленный потенциал Кузбасса. Важно также и то, эта территория получила надёжный транспортный выход: была заложена Южно-Сибирская железнодорожная магистраль, построены аэропорт и автодорога до Кемерова.

Так чем же будет отличаться новая агломерация от существующей компактной территории? Неужели только экзотическим названием (одно- или двуядерная агломерация), понять суть которого трудно даже профессионалам.

___________________________________________

С какой целью должны создаваться агломерации, разъяснил ещё в 2010 году бывший тогда президентом Дмитрий Медведев на совещании в министерстве регионального развития.

___________________________________________

С его слов, «на основе уже формально существующих агломераций следует создавать несколько привлекательных для развития бизнеса и проживания людей территорий, в результате чего могла бы снизиться нагрузка на многие бюджетные статьи».

Теперь попробуем сопоставить эти высказывания с нашей реальностью и взглядами экономистов. По мнению некоторых экспертов, агломерация будет создана в границах имеющейся уже компактной территории, то есть Южного Кузбасса. Однако неясно, насколько она окажется привлекательной для бизнеса, особенно малого и среднего, который продолжает стагнировать в условиях засилия энергетических, транспортных и других монополистов, а также коррупции в среде чиновничества.

Весьма также сомнительно, что в результате образования новой агломерации условия для проживания населения улучшатся, так как, по сути, она, новая агломерация, останется угольно-металлургической с присущей ей неудовлетворительной экологией.

Наконец, непонятны и экономические цели. Судя по всему, правительство рассчитывает, что с формированием агломераций государственный бюджет удастся пополнить путём совершенствования системы управления. Региональные власти, в свою очередь, надеются, что у них появится возможность получить дополнительные средства из центра для осуществления социальных и экономических проектов. И для нашего региона, экономика которого испытывает серьёзные трудности из-за падения спроса и цены на её основные виды продукции – уголь и металл, такая поддержка особенно актуальна. Но непонятно, как можно совместить эти взаимоисключающие намерения.

От реалий, однако, никуда не уйти. В мире агломерации городов существуют и развиваются. Вопрос только в векторе их развития.

___________________________________________________

Например, крупнейшие в мире Аппалачская (США) и Рурская (Германия) агломерации, бывшие ранее угольно-металлургическими, в последние годы совершили структурную перестройку экономики в направлении глубокой переработки сырья и получения из него более ценной продукции (спецметаллы, сплавы, углеграфитовые изделия и прочее).

___________________________________________________

Да и наш президент Владимир Путин неоднократно ставил вопрос о необходимости перехода российской экономики от сырьевой направленности к производству высокотехнологичной и наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью. Особенно это важно для нашей агломерации, географически неудачно расположенной – вдали от основных потребителей.

___________________________________________________

Транспортная составляющая достигает почти половины стоимости угля и металлов. Существенно её уменьшить можно только перевозя малотоннажную, но в то же время более ценную продукцию. 
___________________________________________________
 
И у наших предприятий был такой опыт: ранее (1970–1990) на Кузнецком металлургическом комбинате помимо рельсовой выплавлялись и такие ценные стали, как нержавеющая, жаростойкая, инструментальная и высокопрочная конструкционная; на ферросплавном заводе помимо рядового ферросилиция выплавлялись высокочистые кремниевые лигатуры и комплексные сплавы с марганцем, ванадием, кальцием и даже с редкоземельными элементами; на алюминиевом заводе выплавлялись (и сегодня выплавляются) силуминовые сплавы. Особенно важно, что рентабельность этой металлопродукции была значительно выше, чем рядовой. Так что у намечаемой Южно-Кузбасской агломерации есть определённые экономические предпосылки для её успешного функционирования. Дело только за желанием владельцев упомянутых и других предприятий, а также городских властей реанимировать и продолжить то, что уже делалось когда-то. И нашим экономистам, наконец, нужно разобрать статус такой агломерации, ведь при существующем положении, когда основная часть налогов отправляется в Москву и Кемерово, эта агломерация может оказаться нежизнеспособной.

Признаюсь, я рассмотрел эту проблему с точки зрения производственника, и в чём-то могу быть не прав, поэтому хотелось бы, чтобы через средства массовой информации свое видение вопроса изложили и более компетентные ученые-экономисты, руководители города, депутаты всех уровней.

Юрий Канаев, почётный ветеран ОАО «Кузнецкие ферросплавы», советник Российской инженерной Академии


Просмотров статьи: 1854