АГЛОМЕРАЦИЯ, НО КАКАЯ?
В экономической литературе и средствах массовой информации развёрнута сегодня дискуссия о необходимости создания агломераций из рядом расположенных городов и населённых пунктов, в том числе и в Южном Кузбассе.
___________________________________________________
Фактически подобие такой агломерации начало образовываться ещё в 60-х годах прошлого столетия, когда вокруг Новокузнецка стали строиться новые города – Междуреченск, Мыски, Калтан. Они вместе с Прокопьевском, Киселёвском и Осинниками образовали компактную территорию радиусом до 80 километров с преимущественно угольно-металлургическим профилем производства.
___________________________________________________
Именно тогда были возведены такие крупные предприятия, как Западно-Сибирский металлургический завод, шахта «Распадская», Томусинская ГРЭС и другие. Это позволило почти вдвое увеличить промышленный потенциал Кузбасса. Важно также и то, эта территория получила надёжный транспортный выход: была заложена Южно-Сибирская железнодорожная магистраль, построены аэропорт и автодорога до Кемерова.
Так чем же будет отличаться новая агломерация от существующей компактной территории? Неужели только экзотическим названием (одно- или двуядерная агломерация), понять суть которого трудно даже профессионалам.
___________________________________________
С какой целью должны создаваться агломерации, разъяснил ещё в 2010 году бывший тогда президентом Дмитрий Медведев на совещании в министерстве регионального развития.
___________________________________________
С его слов, «на основе уже формально существующих агломераций следует создавать несколько привлекательных для развития бизнеса и проживания людей территорий, в результате чего могла бы снизиться нагрузка на многие бюджетные статьи».
Теперь попробуем сопоставить эти высказывания с нашей реальностью и взглядами экономистов. По мнению некоторых экспертов, агломерация будет создана в границах имеющейся уже компактной территории, то есть Южного Кузбасса. Однако неясно, насколько она окажется привлекательной для бизнеса, особенно малого и среднего, который продолжает стагнировать в условиях засилия энергетических, транспортных и других монополистов, а также коррупции в среде чиновничества.
Весьма также сомнительно, что в результате образования новой агломерации условия для проживания населения улучшатся, так как, по сути, она, новая агломерация, останется угольно-металлургической с присущей ей неудовлетворительной экологией.
Наконец, непонятны и экономические цели. Судя по всему, правительство рассчитывает, что с формированием агломераций государственный бюджет удастся пополнить путём совершенствования системы управления. Региональные власти, в свою очередь, надеются, что у них появится возможность получить дополнительные средства из центра для осуществления социальных и экономических проектов. И для нашего региона, экономика которого испытывает серьёзные трудности из-за падения спроса и цены на её основные виды продукции – уголь и металл, такая поддержка особенно актуальна. Но непонятно, как можно совместить эти взаимоисключающие намерения.
От реалий, однако, никуда не уйти. В мире агломерации городов существуют и развиваются. Вопрос только в векторе их развития.
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Признаюсь, я рассмотрел эту проблему с точки зрения производственника, и в чём-то могу быть не прав, поэтому хотелось бы, чтобы через средства массовой информации свое видение вопроса изложили и более компетентные ученые-экономисты, руководители города, депутаты всех уровней.
Юрий Канаев, почётный ветеран ОАО «Кузнецкие ферросплавы», советник Российской инженерной Академии
Просмотров статьи: 1854