Новокузнецкое городское телерадиообъединение

И здесь звучит поэзия металла!

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Гостям города, да и самим горожанам, тем, кому интересны разного рода городские художественные и декоративно-прикладные выставки, в эти летние дни нашего жаркого сибирского бесшабашного (а возможно даже местами безбашенного) лета есть возможность утолить свою любознательность и интерес к необычному. В отделе искусств Центральной городской библиотеки имени Н.В. Гоголя проходят две выставки известных в городе мастеров, чьи произведения объединены одной «металлической» темой – «Мир стимпанка» Эльвиры Бабаевой и «Поэзия металла» Елены Манаковой.

Работы этих двух «железных леди», чьё творчество связано с металлом, настолько уникальны и интересны, что всегда своей необычностью и неповторимостью привлекают внимание зрителей.

«Мусорить» можно с фантазией

Эльвира Бабаева, постоянная участница художественного объединения художников и мастеров декоративно-прикладного творчества «Кузнецкая слобода», не просто прекрасно владеет темой стимпанка, демонстрируя самые разные его нюансы и возможности, в городе Эльвиру называют человеком, достигшего высокого мастерства в том виде творчества, когда из обычного мусора можно создать удивительные произведения искусства.

Технику превращения гвоздей, болтиков-шпунтиков в произведение искусства Эльвира начала осваивать девять лет назад. И за все эти годы никогда не останавливалась на достигнутом. Поначалу, признаётся, копировала тот или иной образ в стиле стимпанка, потом стала фантазировать сама. Техника, в которой творит и в полном смысле слова священнодействует Эльвира Бабаева уже сама по себе удивительна: использовать мелкий, а то и крупный мусор, создавая настоящие произведения искусства в этом стиле!

Напомним для несведущих, сам термин «стимпанк» – смесь английских слов: «steam», что означает в переводе на русский «пар», и «punk» – «мусор». Этим словом в литературе раньше определяли направление научной фантастики, рассказывающей о цивилизации, которая в совершенстве освоила механику и технологии паровых машин. Большое влияние на создание произведений в жанре «стимпанк» оказали работы Жюля Верна, Герберта Уэллса, Марка Твена и Мэри Шелли. В настоящее время в массовой культуре наблюдаются явления, позволяющие говорить о стимпанке как о новой субкультуре. Стиль всё шире распространяется в графике, иллюстрации, дизайне и даже в сфере компьютерных игр. Стимпанк охватывает сферу живописи и создания интерьеров. Всё – до чего дотянется человеческая фантазия.

Есть ещё вариант рождения этого термина. Существует утверждение, что он придуман в 1987 году писателем Кевином Джетером, и изначально являлся пародией на киберпанк. Разнообразная стимпанковая стилистика не обошла своим вниманием и создание специфических аксессуаров и украшений, которые могут изобиловать рычагами, вентилями и шестернями, отделанными соответствующими материалами. И даже одежду. Зачастую эта мода подразумевает платья, корсеты, юбки и турнюры для женщин, а также костюмы с жилетами, пальто, короткие гетры или одежду-милитари – для мужчин. Так что поле деятельности для Эльвиры Бабаевой и её последователей (а такие в городе уже есть) широко, объёмно и перспективно.

Стимпанк – это модно

Как бы там ни было, но стимпанк стал весомо и последовательно завоёвывать художественные пространства. В разных странах проводятся мероприятия, пропагандирующее это направление. Один из самых крупных фестивалей, посвящённых этому стилю («с философией, в которой панк-составляющая сочетается с оптимизмом человеческого потенциала, и где старина и современность сталкиваются самым причудливым образом, а нынешний мир оказывается втиснутым в рамки прошлого») состоялся 14 лет назад в штате Джорджия.

Не знаю, как там насчёт стимпанковской философии, но в творчестве Эльвиры Бабаевой есть место всему, что порой мы с готовностью выбрасываем в мусор. Она же из этого всего (болтов, шурупов, гвоздей, бисера, ключей, искусственной кожи, пуговиц, деталей часовых механизмов, браслетов, вилок, чайных ложек, пластиковых ножей, миниатюрных ножовок, форсунок, компьютерных мышек, и прочее) создаёт экзотических представителей животного и подводного мира.

Хотя первоначально желание выбросить всё это в мусорные баки было и у неё. Но раздумала: мысль обратиться к этой технике, по признанию Эльвиры, пришла, когда делала ремонт. После него осталось много мусора: монетки, копейки и всякая ерунда, которую жалко было выбрасывать. Так, попытавшись с подсказкой из Интернета, из этого всего якобы мусорного и лишнего в доме что-то слепить.

И сегодня на выставке Эльвиры глаз посетителей удивляют и радуют множество декоративных панно с птицей-носорогом, венценосным журавлём, задиристым петухом, отправившимся в дальнюю дорогу котом, и многими другими персонажами, рождёнными её фантазией. Немало весьма оригинальных ключниц и вешалок. Как-то в одном из интервью нашей газете Эльвира Бабаева призналась: «Люблю функциональные вещи! Не хочу, чтобы моё произведение просто стояло и пыль собирало. И потому сегодня я предпочитаю работать с объёмными изделиями, к примеру, ключницами».

Тогда их было всего три. А сейчас, пожалуй, более десятка наберётся.

Без семьи не обошлось

Другой увлёкшийся металлом, и довольно давно, автор экспозиции – известная в городе мастер по кузнечному делу Елена Манакова, представившая выставку «Поэзия металла». Неудивительно, что работы Елены и Эльвиры находятся рядом и в одном месте – отделе искусств Гоголевки. Они гармонируют и смотрятся единым целым. И в разделе художественной ковки под именем Елены Манаковой, с её интерьерными решениями, есть что посмотреть, здесь много интересного: столешницы, подсвечники, подставки, цветы, в основном розы, изделия для камина, лёгкие стеллажи, металлические вешалки.

Елена профессионально занимается ковкой металла. Кузнечное дело стало семейным около двадцати лет назад. Тогда же обзавелись всем необходимым для кузницы оборудованием: станками, газовой горелкой, сварочными аппаратами, горном и молотом. В настоящее время ковкой металла занимается и её старший сын Павел.

После различных заказов (кованой мебели, ограждений, ворот), которых со временем стало меньше, по признанию Елены, они решили «двинуть в искусство». Через некоторое время работа с металлом для Лены Манаковой стала лучшей успокаивающей душу арт-терапией. «Занятие кузнечным делом – это прекрасная физическая активность: разгоняет кровь, лимфу. Отлично тренирует мышцы. Освобождает от неприятных мыслей. С такой работой и вес не наберёшь, лишних килограммов никогда не будет», – отмечала с улыбкой стройная Елена.

В законченное произведение художественной ковки каждое изделие превращается, пройдя чистку болгаркой, затем напильниками и надфилями – малюсенькими напильничками, с помощью которых только и возможно проникнуть в труднодоступные места художественного изделия. На ограждениях какие-либо пятна были бы незаметны, но это же художество, которое предназначено для домашнего интерьера, а потому оно требует особого тщательного подхода, отмечает Елена. Кстати, свежечищенный металл обладает разным цветом, и каждый раз он неоднозначный: то сиреневый, то персиковый, то голубой.

После чистки вновь созданное произведение покрывается особыми кузнечными красками. А затем золотом, серебром, бронзой или медью. «И лишь после всего этого можно, выдохнув, любоваться красотой в металле, сотворённой собственными руками», – признаётся мастер по художественной ковке. Которой порой сам металл подсказывает, какую работу надо создать, а с какой повременить.

До сих пор Елена ведёт научно-исследовательские изыскания, в первую очередь по Интернету, связанные с поиском всевозможных источников информации о различных традициях других народов в ковке металла, существовании самобытных стилей, способов соединения металла с другими материалами, а также новых современных форм, красок, методов обработки металла.

В самом начале своей художественно-кузнечной деятельности Елена говорила: «Мне мужские приёмы в работе с металлом не подходят. Я ищу и изобретаю собственные, чтобы мне как женщине было легко и просто управляться с тяжёлыми металлическими заготовками. Что-то простенькое, типа тривиальных гвоздей, мне неинтересно. Ищу и нахожу!»

В настоящее время результаты такого многолетнего поиска налицо, вернее на экспозиции Елены Манаковой, для которой металл – материал, который способен излучать свою особенную поэзию. Кстати, Елена, как человек, не обделённый и литературными способностями, когда-то писала стихи о Новокузнецке, городе сталеваров и укротителей металла. А затем поэтическое вдохновение переросло в ремесло с высоким знаком настоящего мастерства.


Просмотров статьи: 65