Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Магия трёх букв

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: медиаплатформа «МирТесен»

Ни для кого сегодня не секрет, что мошенники ведут свою собственную войну против россиян. В последние годы телефонные атаки финансовых аферистов участились в разы, если не в десятки раз. Это, как говорят эксперты, новый «анти-тренд», который нанёс и по-прежнему наносит непоправимый урон огромному количеству населения. С финансовым мошенничеством сталкивались до 90% россиян. По оценке Центробанка за прошлый год жители России потеряли порядка 16 миллиардов рублей. Только за первый квартал этого года сумма так называемых мошеннических финансовых потерь обозначена в 4,2 миллиарда рублей.

Жулики не дремлют!

Совершенно очевидно, что способов защиты, которые сейчас использует финансовый рынок, включая банки и регуляторов, недостаточно. Количество попыток жульнических атак на банковских клиентов, по данным одного из популярных в России банков, растёт год от года на 20%. Только за I квартал 2024-го число звонков мошенников банковским клиентам увеличилось на 32%.

Так, помимо стандартных схем злоумышленников («звонки из службы безопасности банка»), в 2024 году мошенниками стали применяться более изощрённые сценарии воровства денег, о чём не без тревоги говорилось во время недавнего Петербургского международного экономического форума.

Один из распространённых способов обмана, жертвами которого стали несколько новокузнечан, причем не только пенсионного возраста, эксперты образно называют «магией трёх букв» (С этой схемой, между прочим, столкнулись и сотрудники нашей редакции, благо намерения мошенников, о которых мы время от времени пишем, нам более-менее понятны).

По данным специалистов, начинается всё с сообщения приходящего пользователю мессенджера (чаще всего человеку пожилого возраста) якобы от начальника предприятия, или руководителя организации: «Идёт проверка ФСБ, тебе позвонят!» И действительно через какое-то время раздаётся звонок. По ту сторону трубки представляется якобы капитан Федеральной службы безопасности: «Вы перевели со своего счёта на нужды ВСУ 500 тысяч рублей!» Мошенниками тут же присылается в мессенджер удостоверение магического капитана магической строгой службы, состоящей из трёх грозных букв.

Далее «капитан ФСБ» заявляет, что на пенсионера завели уголовное дело. При этом, если уж в него вмешалась столь всесильная служба, то всё, что сообщается должно держаться в строгом секрете, и о сообщении даже близкие люди пенсионера не должны знать. Далее ошарашенного таким известием человека соединяют со «специалистом Банка России», который вполне доброжелательным голосом пытается успокоить расстроенного пенсионера: «Да вы не переживайте, это всё натворили мошенники! Мы верим, что вы тут ни при чём, – сладкогласно поёт трубка. – Сейчас мы всё исправим. Нужно только кое-что сделать».

И далее мошенники продолжают обрабатывать испуганного пользователя мессенджера.

Прессинг со стороны «служителей ФСБ и специалиста банка» может длиться, порой, до двух часов, телефонные звонки идут постоянно, не прекращаясь. И достигший полной невменяемости человек сдаётся, и начинает действовать по схеме, которую ему навязывают «капитан ФСБ» со «специалистом банка». Результат известен: крупной суммы денег на его счету как не бывало.

От имени «руководителя»

Так в Новокузнецке сотрудник одной муниципальной организации, житель Куйбышевского района, поверив мошенникам, лишился почти 5 миллионов рублей. Схема – та же: в мессенджер приходит сообщение от имени якобы его руководителя с пояснением, что сотрудники госбезопасности проводят проверку работников организации по установлению и задержанию группы мошенников, которые «похищают деньги граждан, а также государственных и муниципальных организаций, и переводят похищенные денежные средства за рубеж для финансирования террористических организаций». Сбережения и этого человека также находятся под угрозой, и поэтому их следует перевести на «безопасный» счёт. И здесь сыграла свою роль магия трёх букв: чтобы помочь сотрудникам госбезопасности, мужчина мало того, что перечислил собственные деньги, снятые со счёта, так ещё и крупные суммы двух взятых им кредитов перевёл.

По такой же схеме на удочку мошенников попалась и 66-летняя новокузнечанка, которая получив по мессенджеру сообщение от бывшего работодателя, решила по просьбе «органов» пресечь мошенническую попытку перевести свои сбережения якобы на зарубежные счета террористических организаций. Так и «помогла» аферистам почти двумя миллионами рублей, снятыми с собственного счёта и взятыми в кредит.

Но иногда дело принимает совершенно другой оборот, как это случилось с 74-летним новокузнечанином. Пенсионер, преследуемый «капитаном» и «специалистом», всё-таки приходит в себя и жалуется на домогательства мошенников своему взрослому сыну. Тот, твёрдо зная, что настоящие представители службы ФСБ звонить не будут, а в случае чего пригласят для разговора письменным уведомлением, со своего телефона на очень понятном языке посылает самозванцев куда подальше и блокирует их номера. Однако на этом дело не заканчивается. Уже утром следующего дня сыну пенсионера в мессенджер пишет уже якобы его руководитель компании, в которой тот работает. «Владимир, я не знаю, что там у тебя происходит, но если ты не позвонишь капитану ФСБ и не извинишься, будешь уволен», – грозно предупреждает разгневанный «начальник».

Благо, у Владимира Б., сына преследуемого пенсионера, трезвый ум и голова на плечах, и он тут же звонит своему настоящему руководителю компании. Удостоверившись, что его руководитель на самом деле о происходящем ни сном, ни духом, вновь вполне понятным языком посылает надоедливых жуликов из мифической службы, всё ещё не потерявших надежду провести и обобрать под чистую «упоротого мужика». И неудивительно, что нередко такое общение заканчивается со стороны «службистов»-мошенников, чаще всего действующих с территории Украины, потоком оскорблений в адрес раскусивших их людей, не пожелавших стать жертвами мошенничества.

Послания от лженалоговиков

В последнее время магия трёх букв, только на этот раз от имени Федеральной налоговой службы (ФНС) стала завораживающе действовать и на законопослушных налогоплательщиков. Прикрываясь этими тремя буквами, мошенники придумали новую схему обмана. Граждане России всё чаще стали получать электронные письма якобы от лица Федеральной налоговой службы, в которых россиян предупреждают о подозрительных транзакциях – сделках, проведённых с использованием их банковского счёта. А значит «подозрительному лицу» необходимо пройти дополнительную проверку. В противном случае налогоплательщикам, попавшим под электронную раздачу, «лженалоговики» грозят заморозкой счетов.

Мошенники предупреждают свою жертву о звонке назначенного «инспектора ФНС», который потребует предъявить документы об источнике доходов, и прочее. Этот «инспектор», конечно же, является, и также в электронном виде безапелляционно требует предоставить информацию о лицевом счёте, источнике дохода, пытается выяснить данные о кассовых документах: накладных, авансовых счетах или других бухгалтерских сведениях.

Из документов тех, кто не устоял и поддался на электронный шантаж от имени «инспекторов ФНС», жулики имеют возможность получить данные, которые также используют в своих целях – снятии денег.

И выход в таком случае один: лично навестите сотрудников налоговой службы, чтобы убедиться, что в отношении вас аферистами затеяна мошенническая игра, на этот раз в электронном варианте.

Лишь документально!

«Звонки мошенников, представляющихся сотрудниками правоохранительных органов, действительно, нередкое явление. Но отличить их от случаев, когда звонят настоящие следователи или оперативники достаточно просто», – поясняет начальник Управления МВД России по городу Новокузнецку, полковник полиции Станислав Акшенцев.

Для проведения следственных действий (допроса, очной ставки и так далее) свидетелей и потерпевших вызывают повесткой. Она, среди прочего, ещё и служит подтверждением для работодателя в том, что его работник не прогулял, а был вызван и отсутствовал по уважительному поводу, даёт он комментарий.

Иногда для оперативности человеку могут и позвонить, но только для того, чтобы пригласить лично явиться в УВД для дачи показаний. Впрочем, даже если вы реально нужны – сотрудник правоохранительных органов явится к вам лично в форме и с удостоверением. Никакие следственные действия по телефону проводиться не могут! Процессуальные правила и законодательство об оперативно-розыскной деятельности требуют, чтобы все действия были документально оформлены.

Ни один сотрудник полиции, банка, или какой-то другой организации не станет требовать конфиденциальную информацию. В базах данных правоохранительных органов достаточно сведений, чтобы не запрашивать их по телефонам. А если речь идёт о мошенничестве с доверенностями или банковскими карточками, то запрашивать сведения будут не у вас, а у нотариуса или банка.


Просмотров статьи: 54