Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Майские грёзы

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Этот семейный коллектив из шести художников единственный в своём роде не только в Новокузнецке, но и Кузбассе. Старшее поколение – Леонид и Елена Ключниковы, младшее – сыновья Никита и Илья и их жёны Елена и Ирина. Произведения всех можно встретить на выставках разного ранга. Есть ещё одно совпадение: и старшее, и младшее поколение творческого семейства получило образование в Красноярске. Елена Леонидовна и Леонид Иванович окончили театрально-декорационное отделение Художественного училища имени В.И. Сурикова. Сыновья Никита, Илья с их вторыми половинками – Художественный институт.

Под знаком Семьи

Однако на этот раз молодые уступили первенство родителям – Леониду Ивановичу и Елене Леонидовне. Оба художника в рамках Года семьи представили свою совместную выставку «Немного солнечного мая», которая на днях открылась в Центральной городской библиотеке им. Н.В. Гоголя. Экспозицию украшают 25 картин – пейзажи, натюрморты, портреты, выполненные маслом.

«Авторы в этой живописной технике работают давно и успешно, отражая в работах то, что видят на пленэре, привнося в изображения свои яркие ощущения. Возвратившись в родной Новокузнецк, Елена Леонидовна участвует в городских выставках, работает научным сотрудником в Новокузнецком художественном музее. Эту их совместную майскую выставку, что проходит под знаком Года семьи, можно назвать ретроспективной. Так как некоторые живописные произведения датированы 1990-м и 2007-м годами, а самые свежие написаны только что, в этом году», – отмечает куратор выставки, искусствовед Галина Иванова.

Леонид Иванович Ключников – первый иконописец Новокузнецка, яркий представитель новокузнецкой школы иконописи. В Новокузнецке его первой крупной работой стал иконостас домового храма святых Кирилла и Мефодия в духовной семинарии. В Спасо-Преображенском соборе кисти художника принадлежит второй иконостас в Никольском приделе. В верхнем храме собора художник работал над самым монументальным творением – росписью стен площадью около 1400 кв. метров. Он же сделал роспись храма святого Пантейлемона в селе Безруково Новокузнецкого района. Потом был храм св. Георгия при 2-й горбольнице, храм Сергия Радонежского. В 1994 году открывает иконописную мастерскую. В настоящее время созданные Ключниковым росписи и иконы, в работе над которыми ему помогали и сыновья, и супруга, можно увидеть в разных городах и сёлах Кузбасса. За последние годы и до сегодняшнего дня им в Кузбассе расписано семь храмов и создано более 20 иконостасов.

Мастер иконописи

Начинал своё иконописное творчество Леонид Иванович в конце 1980-х вместе с другим новокузнецким художником Николаем Третьяковым с росписи Троицкого храма в Темир-Тау.

«Это было время, когда замечательные традиции русского православного церковного искусства оказались забытыми, и даже сами священники заказывали росписи и иконы в светской манере. По существу художники копировали образы 19-го начала 20-го веков, выполненные в академическом стиле», – отмечал когда-то Леонид Иванович.

Понадобились годы для изучения высокого древнерусского стиля, для постижения сложной технологии создания иконописного образа. Первым в Кузбассе Леонид Ключников, готовя себе доски под иконы, стал работать с минеральными красителями. Опытным путём добивался прочности левкаса (традиционного в иконописи для русской иконы грунта в виде порошкообразного мела, размешанного на животном или рыбьем клею). Учился, копируя иконы из собрания Новокузнецкого художественного музея, в основном по книгам.

В июле 2010-го в Новокузнецком художественном музее открывается выставка «Леонид Ключников. Икона», приуроченная к 50-летию новокузнецкого иконописца. На ней юбиляр представил иконостас, выполненный для храма преподобного Макария Алтайского в селе Акутиха Алтайского края. Как художник-иконописец на выставке выступил и сын Леонида Ключникова – Никита.

«И везде, какие бы не были объёмы работ, он стремится к уникальности изображений в каждом храме. Везде создаёт во всю мощь. О многом говорит то, что его любимый художник – Андрей Рублёв. Церковные произведения мастер создаёт согласно историческим традициям желтковой темперой. Это старинная техника, известная ещё много веков назад, удивительно стойкая по отношению к природным явлениям. Каждый следующий заказ помогает раскрыться очередной грани таланта художника», – подчёркивает куратор выставки Галина Степановна Иванова.

За свою церковную деятельность Леонид Иванович получил множество наград, которые почитает и бережно сохраняет.

Каждый пишет так, как дышит

Зная Леонида Ключникова как одного из ведущих в области художника-иконописца поначалу приходится удивляться сентиментальному настроению и каким-то домашним сюжетам его живописных работ, представленных на семейной выставке «Немного солнечного мая» в Гоголевке. Непривычно для его творчества. Так и хочется спросить: «И это тоже он? Такой домашний, такой по-доброму уютный в своих произведениях!» Но по этому поводу однажды замечательно сказал Пабло Пикассо: «Все пытаются понять живопись, понять живописцев. Почему они не пытаются понять пение птиц? Если бы правда была одна, ты бы не смог нарисовать сотню полотен на одну и ту же тему! Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу».

По-своему видит и думает об окружающем его мире и Леонид Ключников. Вот на картине художника под названием «Серафим» мы видим малыша, который, сидя на широком подоконнике, пристально вглядывается в яркий, радостный зелёный свет за оконным стеклом. Это сад, такой знакомый и такой загадочный, как всё, что видится и чувствуется мальчиком в окружающем его мире. Или зимние «Снегири», которые, сидя на рябине, напоминают алые крутобокие яблоки. На этих редких городских гостей также загляделся, широко распахнув глаза, маленький горожанин. Этот же мальчик сидит на залитой солнцем скамейке в городском парке на картине «Жаркий день» (всюду в качестве модели выступает внук Леонида Ивановича Серафим). Горячие солнечные лучи радуют мальчика в отличие от бабушки, которая спряталась от солнца неподалёку от внука в тени деревьев. Работа «Первый снег», что улёгся яркой белой полосой ещё на зелёной траве рядом с оттеняющими его белизну и свежесть тёмной зеленью кедрами. И тут же едущий на лошади всадник, словно предвестник приближающихся снегопадов.

Невозможно отвести глаза от сурового, испытующего взгляда «Исповедника» – священника, окружившего себя миром икон, сидящего перед открытой библией. Взгляд исповедника одновременно устремлён и в души зрителей, и в себя, в глубины своей собственной души. А какое радостное чувство перемен в природе, а значит и в своём внутреннем состоянии навевают работы «Февральская лазурь» и «Шуга на Кондоме»! Со всем этим лазурным колоритом февраля и уходящим с рек в майское небытие льдом приближаются те самые, омывающие мир своими ливнями майские грозы. А с ними и чудные майские грёзы – надежды на рано или поздно сбывающиеся мечты. Есть «Автопортрет» самого художника.

Цветы её сада

Весенняя майская радость струится с полотен Елены Ключниковой. Это какое-то раздолье, настоящий пышный яркий бал садовых цветов! Тюльпаны, розы, пионы (самые обожаемые ею белые), гладиолусы, дельфиниумы, циннии, сочная сирень… Цветы стоят в вазах на белой скатерти. Рядом с ними могут соседствовать бокалы, глиняные фигурки, разложенные карточным пасьянсом старые пожелтевшие фотоснимки («Цветы в саду», «Праздничный», «Весенний букет», «Цветы моего сада», «День шахтёра», «Старые фотографии»). Сплошной, накрывающий зрителя красками и цветочным ароматом закружившийся в вихре вальса импрессионизм!

Как признаётся Елена Леонидовна, автор этого цветочного роскошества и изобилия, она любит писать цветы, которые (такие, как многолетние тюльпаны и ирисы) возделывает сама. Любит розы, мечтает их вырастить. По словам куратора выставки, Елена Ключникова пишет на своей даче кистью с темпераментом, с душевным размахом. Художнице на её холстах непременно нужны пространства и много воздуха. Признаётся, что счастлива, когда удаётся вывезти большие полотна на пленэр. Может часами стоять с кистью в руках перед тем или иным расцветшим великолепием, будь то пионы, розы или гладиолусы.

«Когда я пишу цветы, на мою душу нисходит спокойствие. К примеру, белые пионы. Их тонкий аромат любят майские жуки, а вот шмели расположены к бордовым, чутко улавливают их запах. Известно, что куст пиона может цвести до ста лет. Этому цветку на востоке приписывают множество волшебных свойств. В Китае пион – национальный символ, в этой стране он считается королём цветов. И каждый из цветов обладает своим характером и настроением, передавая его людям. Порою цветы на моих пленэрах отказываются вступать со мной в диалог, и тогда работа застопоривается до следующего сеанса», – рассказывала, готовясь к выставке, Елена Леонидовна. Именно она придумала название семейной экспозиции «Немного солнечного мая», взяв строку из стихов Осипа Мандельштама.

Вообще в дружной семье Ключниковых, умеющих поддержать друг друга в жизни и в творчестве, всё пронизано любовью к искусству, к поэзии, к мировой литературе. Талантливые художники – два сына Никита и Илья, их жены Елена и Ирина, чьи работы можно увидеть на различных выставках. В свободные часы в общем семейном кругу читают вслух произведения Гоголя, Достоевского, Чехова. С поэтическим миром произведений Пушкина супруги знакомят и своего внука-третьеклассника Серафима.

Семья Ключниковых давно зарекомендовала себя в художественном мире Новокузнецка как единое целое. Единым целым смотрится и семейная экспозиция «Немного солнечного мая», которая будет экспонироваться в библиотеке им. Н.В. Гоголя до августа.


Просмотров статьи: 87