Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Понятные символы, яркие краски

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Эту выставку по праву можно назвать уникальной, огромной музейной редкостью, и нашему городу просто невероятным образом посчастливилось обладать ею хотя бы на некоторое время. В Новокузнецком художественном музее недавно прошло открытие международной выставки «Политический плакат в Чили в период Народного единства (1970–1973 гг.)». Личную коллекцию плакатов представил доктор наук, профессор кафедры дизайна факультета архитектуры и урбанизма Университета Чили (Сантьяго), дизайнер, художник, исследователь, автор ряда книг Маурисио Вико Санчес. Новокузнецк он посетил с супругой, бывшей новокузнечанкой Оксаной Бельковой, директором турагентства и по совместительству переводчиком.

Плакаты рассказывают о тех драматических событиях, которые потрясли Чили в 70-х годах ХХ века. Победа Сальвадора Альенде на президентских выборах стала первой политической победой левых сил в Западном полушарии, совершённой исключительно мирным, демократическим путём. Свобода слова, независимость армии, масштабные реформы образования и экономики, национализация подконтрольных американскому бизнесу горнодобывающих и медных компаний, банков и крупных помещичьих хозяйств, установление крепких дипломатических отношений с СССР и Кубой – все эти преобразования, связанные с приходом к власти Альенде, вызвали панику в США. В результате организованного проамериканскими силами госпереворота, законно избранный президент Сальвадор Альенде погиб, а в стране была установлена диктатура Аугусто Пиночета.

Гость из Чили Маурисио Вико Санчес в те годы был подростком, но он хорошо помнит, насколько трудно жилось в то время простым чилийцам. Свою коллекцию он пополнял плакатами, которые бережно хранились в семьях. Плакат стал объектом его научного изучения. Проведение выставки в двух российских городах – Новосибирске и Новокузнецке – также стала частью программы его научно-исследовательской работы. Поскольку профессор Маурисио в последнее время также изучает советский плакат, исследует его эстетику, визуальный язык, пытаясь оценить влияние советского плаката на эволюцию плакатного жанра в Чили. Всё это потом ляжет в основу новой книги Маурисио.

Коллекция плакатов, представленная им, – отражение жизни чилийского общества в драматические 60-70-е годы ХХ века. Плакат стал значимой частью художественного наследия культуры Чили. По нему можно изучать историю: антифашистские настроения, смену власти, политические, социальные и культурные перемены, переход к социализму, триумф и трагедию «Народного единства». И как было сказано на открытии, политический плакат эпохи Сальвадора Альенде стал не только «графическим проявлением времени», он сформировал его язык, мышление, проиллюстрировал основные этапы – от периода революционной эйфории и мечтаний о новом социальном строе до жестокого по своим трагическим последствиям военного переворота. Плакат стал пропагандистским орудием для огромного количества людей. «Шершавым языком плаката» оперативно сообщались различные новости. Понятные символы, яркие краски, броские призывы, тот или иной штрих на листе не только рассказывали о событиях, но и заставляли людей действовать.

Художникам-плакатистам удавалось совместить творчество с продвижением политических взглядов, идеологий, мыслей, ценностей. Они мастерски использовали броские, точные фразы, которые становились мемами, создавали запоминающиеся образы людей и предметов.

Поклонникам этого пропагандистского художества нравилась плакатная броскость, особый, запоминающийся, неповторимый стиль плаката. Вот типографский плакат «Нет гражданской войне!» интересен тем, что в нём с использованием только букв современного дизайна звучит во всю мощь трагический призыв – избежать назревающую в Чили гражданскую войну. На другом плакате изображён поднятый вверх автомат: «Нет политическим преступлениям!» Создан он в связи с убийством команданте Арайи, помощника президента Альенде по военно-морским вопросам, в 1973 году в условиях нестабильной социальной обстановки в стране. Или плакат с изображением ребёнка за колючей проволокой, созданный в знак солидарности чилийцев с Вьетнамом против интервенции США в 1970 году. Или плакат по поводу национализации медных разработок. Поскольку именно поставляемая на экспорт медь обеспечивала государству наибольшие финансовые поступления для выплаты зарплаты.

О специфике чилийского политического плаката рассказал во время экскурсии посетителям, отвечая на интересующие вопросы, сам Маурисио.


Просмотров статьи: 337