Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Строки, опалённые войной

Кто, как не люди старшего поколения, помнят отголоски Великой Отечественной войны! Многие из них застали в живых победителей – пришедших с фронта после мая 1945 года отцов.

Многие из фронтовиков не любили вспоминать военные годы, эпизоды боевых действий. Лишь иногда в домашнем или в дружеском кругу, выпив рюмку-другую за праздничным столом, они расслаблялись, и тогда дети могли услышать и горькие, и весёлые воспоминания о военных путях-дорогах.

Городской совет ветеранов труда и Великой Отечественной войны объявил среди горожан старшего поколения поэтический конкурс «Память пылающих лет», посвящённый 9 Мая. Продлится он вплоть до 80-летия Великой Победы.

Стихи участников конкурса, посвящённые тем «страшным и великим годам», будут печататься на страницах нашей газеты. Откроет поэтическую страничку стихотворение Бориса Алексеевича Барышникова, родившегося в суровое военное лихолетье в 1943 году в селе Апанас и, к сожалению, в январе этого года ушедшего от нас.

После окончания Новокузнецкого педагогического института Борис Николаевич работал учителем, директором Кузедеевской средней школы, заведующим отделом пропаганды областного комитета ВЛКСМ, затем трудился в органах УВД Кемеровского облисполкома, а, получив второе высшее образование, – юристом в Академии МВД.

Стихи Борис Барышников стал писать с юных лет. Выйдя на заслуженный отдых, активно участвовал в общественной жизни Городского совета ветеранов, а также в городском поэтическом клубе ветеранов педагогического труда «Муза». В его памяти чётко сохранились воспоминания о годах военного детства, и потому в его творчестве много произведений о героических подвигах советских людей во имя Победы.

В январе этого года ушёл из жизни замечательный творческий человек, но его стихи остались:

Орлик-фронтовик из Кузбасса

Четвёртый месяц шла война, Дышала сводками страна. Явился тятя к военкому: – На фронте дочь, отец в тылу, Я поклонился пашне, дому, И на войну с конём иду. Ответили: «Пока отсрочка – На председателей есть бронь. Нам говорила ваша дочка, Что есть в селе учёный конь». Отец командовал, и Орлик ложился, на дыбы вставал, Не ведая людского горя, Для военкома танцевал. Красавец воронёной масти, Метисных детище кровей. Арабские в нём жили страсти, Степенность от родных полей. Отец красавца-иноходца В цыганском таборе забрал. За жеребёнка – цепь с колодца, Кобылу на сносях отдал. Для Армии растил подарок, Конь для войны – Москвы указ. Высокий на ногах, поджарый, И звёздочка во лбу как раз. На фронт – коня, а тятю – позже. В село пришло письмо-приказ: – Болеет конь, служить не может, В разведке командира спас. Контужен командир, конь рядом: «Ор... Орлик – простонав, позвал. – Представлю, буду жив, к награде». А Орлик на колени встал. Писали – конь нестроевой. Отправили его домой. В селе сменили имя Орлик. Он шёл на кличку Фронтовик. Простреленное было горло, Не стало резвости, конь сник. С трудом работал – задыхался. Возил и воду, и дрова. Конь причитаний не пугался, Коль в гриву плакала вдова. От сердобольных крошки хлеба, Как на поминках, принимал. Была скрипучая телега, Дед-водовоз всегда дремал. В разгар боёв весною ранней Отец с войны пришёл домой. Контуженный, к тому же ранен И обморозился зимой. В снегу нашла собака батю, Да медсестра – родная дочь, Отогревала в медсанбате, Сдавала кровь – отцу помочь. Гангрена... Пальцы ног отняли. В дороге к костылям привык. Пришли в наш дом родня, селяне, В дверь заглянул и Фронтовик. Отец без костылей навстречу: – Наш Фронтовик меня узнал! Попашем, хлебом обеспечим! А Орлик на колено встал. Свои медали батя снял, На гриву прицепил коняге: – Я о тебе, мой друг, слыхал, Потомкам сохраню бумаги. Десятый месяц шла война, Дышала сводками страна…


Просмотров статьи: 468