Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Тысяча дней

// Автор: Александр ШПРИНГЕР

3 апреля 1932 года в 6 часов 30 минут горновой Степан Бойко пробил чугунную лётку, и доменная печь №1 КМК выдала первый чугун. Спустя всего лишь тысячу дней после начала строительства Кузнецкий металлургический комбинат вошёл в строй действующих предприятий.

Кузнецкстрой для Новокузнецка – не просто событие. Это точка отсчёта его новой истории, до конца 1980-х считавшаяся точкой отсчёта и его истории в целом. Это знаковое событие не только для города, но и для всей страны – символ первой пятилетки, истоки будущей Кузницы Победы, сыгравшей важнейшую роль в разгроме фашизма в годы Великой Отечественной войны.

В 1930-е годы Кузнецкстрой стал одной из крупнейших и наиболее значимых строек первой пятилетки СССР 1928–1932 годов, которая должна была вывести экономику страны на качественно новый уровень.

Это был по-настоящему переломный момент для молодого государства. За несколько лет были построены сотни промышленных объектов: ГЭС, транспортные магистрали, металлургические, тракторные и автомобильные заводы.

Кузнецкий металлургический комбинат стал первым металлургическим гигантом в Сибири и одним из крупнейших металлургических заводов в стране.

Строить с нуля такой завод вдали от больших городов и крупных транспортных магистралей было очень рискованно и очень непросто. В Москве это хорошо понимали, но всё же решились на такой шаг – СССР очень нужна была вторая угольно-металлургическая база на востоке. Как показала Великая Отечественная война, решение оказалось очень дальновидным.

Начиналось всё в далеком 1929 году. В июне 1929 года на Горбуновской площадке вбивают первый колышек, а уже 3 апреля 1932 года страна получила первый сибирский чугун.

Уникальность Кузнецкстроя была в том, что основные цеха будущего завода строились не поочередно, а все сразу – вместе. На тот момент, когда страна получила первый сибирский чугун, уже работала первая батарея коксовых печей и готовилась к пуску вторая, на завершающем этапе были монтажные работы на второй домне, строились третья и четвёртая печи, мартеновский и прокатный цеха, работали литейный и шамотно-динасовый (огнеупорный) цеха, Центральная электростанция. 19 сентября 1932 года первую плавку выдала мартеновская печь №1.

К концу года, с пуском в строй 30 декабря 1932 рельсобалочного цеха, КМК стал предприятием полного металлургического цикла.

Крупнейший металлургический завод полного цикла за неполные три года, за тысячу дней, как потом стали писать, – так раньше ещё не строили. Та же Магнитка чугун дала быстрее, но предприятием полного цикла стала позже.

Эта тысяча дней далась очень непросто. Приходилось решать массу проблем – со снабжением, жильём для рабочих, недостатком механизации, нехваткой квалифицированных кадров и текучкой кадров в целом. Учились и росли как специалисты прямо здесь, на стройплощадке. Работали без выходных, без отпусков, в жару и в 50-градусные морозы. Где-то подстегивали кнутом, где-то обходились пряником, но завод всё же построили.

В этом, безусловно, была общая заслуга – от руководства Кузнецкстроем до рядового грабаря, который копал и вывозил землю в своей грабарке из котлованов.

И когда приблизилось время первой плавки, это стало общим праздником для всех кузнецкстроевцев.

«30 марта 1932 года начали загружать первую доменную печь, – вспоминал начальник строительства завода Сергей Миронович Франкфурт. – Огромное паломничество к домне! Два дня и две ночи – с момента задувки до выдачи чугуна – люди площадки (рабочие, инженеры, руководители, партийные и профессиональные работники) не уходили с доменной печи. Вся страна с любовью и волнением следила за первой победой Кузнецка. Пришлось расставить охрану, чтобы дать доменщикам хоть какую-нибудь возможность работать. 1 апреля в 7 часов 50 минут подали дутьё. В 11 часов с газоочистки подали газ для отопления кауперов. Все ждали чугуна. 2 апреля выдали первый шлак. В тот же день пытались в первый paз пробить чугунную лётку. Неудачно. В ночь со 2 на 3 апреля народ пошёл домой немного вздремнуть, чтобы прийти к выдаче чугуна. Наконец, в 6 часов утра 3 апреля доменная печь №1 выдала первый чугун – шестьдесят восемь тонн. Паровоз с ковшами, наполненными жидким чугуном, двинулся к разливочной машине. За ним шла огромная толпа. Все устали от долгого ожидания, от физического и нервного напряжения. Ковши пришли к разливочной машине. Чугун брызгал снопами графитных искр. Под разливочную машину поставлен вагон. Дождём полилась вода, охлаждая красные куски чугуна. Впервые послышались столь знакомые теперь нам всем звуки – равномерные удары чушек чугуна, падающих в железный вагон. Толпы рабочих и инженеров, заполнивших здание разливочной машины, бросались к вагону, куда падал первый сибирский чугун. Каждый брал по куску чугуна на память о своей напряжённой работе, на память о большой победе кузнецкстроевцев. Паломничество на доменную печь продолжалось в течение многих дней – ходили рабочие, инженеры, служащие, с жёнами и детьми. Это был истинный праздник, истинная победа людей, которые видели, физически осязали результат той огромной работы, полной жертв и лишений, которую они, не зная отдыха, вели в течение многих дней и ночей».

После пуска первой доменной печи проще не станет – будут новые сложности, новые вызовы и преодоления. А менее чем через десять лет на кузнецкстроевцев обрушатся новые испытания, и они с честью их преодолеют – в том числе благодаря той закалке, которую они получили на Кузнецкстрое.


Просмотров статьи: 297