Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Аромат эпохи – коммуналка

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Диана ТОКМАКОВА

Не скажу про все города мира, но Новокузнецк отметил Международный день театра. И основные события этого праздника (не просто профессионального торжества мастеров сцены, но и миллионов поклонников театрального искусства) 26, 27 и 28 марта в рамках Недели культуры в Кузбассе прошли в Новокузнецком драмтеатре.

 

 

 

Праздник театралов

В честь Дня театра состоялась экскурсия по закулисью «Театральные волшебники», на которой зрителей познакомили с театральными профессиями и цехами. По её окончании артист Олег Лучшев провёл игровой мастер-класс по актёрскому мастерству, сценической речи и сценическому движению. С детьми из госпитальной школы «УчимЗнаем – Кузбасс» отделения детской онкологии и гематологии Кузбасской детской клинической больницы имени профессора Ю.Е. Малаховского прошло онлайн-занятие «Территория игры». Трансляцию провели артисты театра Даниил и Юлия Нагайцевы, которые рассказали об истории театра, про профессию артиста и провели онлайн-экскурсию по театральным цехам.

Но главным событием праздника стала прошедшая с большим успехом 27 марта премьера спектакля «Покровские ворота» по пьесе Леонида Зорина (режиссёр Михаил Лебедев). В этот праздничный вечер в Драме звучали под гитару романсы, в том числе и старинные, в исполнении новокузнецкого музыканта Валерия Куличенко, а пришедшие на премьеру зрители могли не только послушать музыкальные композиции в духе Александра Вертинского, но и сфотографироваться на память в ярко украшенных, стилизованных фотозонах.

Спектакль в этом году поставлен не случайно: пьесе Леонида Зорина «Покровские ворота», а вернее, «элегической комедии», как её называли критики, написанной в 1974 году, исполнилось полвека. Юбилей!

С названием спектакля ассоциируется советский двухсерийный художественный телефильм, снятый известным артистом и режиссёром Михаилом Козаковым в 1982 году. Фильм на памяти многих людей старшего поколения.

Драматургической основой для киноленты и послужила одноимённая биографическая пьеса Леонида Зорина, повествующая о событиях, которые происходили во второй половине 1950-х годов с московскими жителями коммунальной квартиры у Покровских ворот.

В фильме снимались известные артисты Олег Меньшиков, Леонид Броневой, Анатолий Равикович, Инна Ульянова, Виктор Борцов и другие. Павильонные съёмки проходили на киностудии «Мосфильм», натурные – на улицах и бульварах столицы. Между прочим, запуск «Покровских ворот», а также сдача готовой картины, которая вышла на экран в 1983 году, не обошлись без разного рода заковык. Так, чтобы получить разрешение на съёмки, Михаилу Козакову пришлось пойти на поставленное ему в категорическом тоне условие: сыграть роль Дзержинского в трёх телефильмах о чекистах.

Созданный в фильме образ Москвы 1950-х годов с её дворовой культурой и романтизированной коммунальной средой, по мнению многих кинокритиков, стал настоящей исторической реконструкцией столицы тех лет с её обилием коммуналок, со звучавшими песнями Булата Окуджавы, Александра Цфасмана, Исаака Дунаевского…

И в спектакле, поставленном на сцене Новокузнецкой драмы, одна большая коммунальная квартира с несколькими дверьми, за которыми (но в основном в общем коридорном) проистекает жизнь её обитателей. Зритель почти сразу же попадает в атмосферу коммуналки, как представил её режиссёр Михаил Лебедев: «не захламлённой бытом, а очень даже лаконичной и стильной», житьё-бытьё которой происходит в 1956-1957 годах в предназначенном к сносу старом московском доме.

На внутренних стенах перед каждой сценой в темноте на чёрном фоне появляются белые, светящиеся ряды текста с обозначением времён года и сопутствующим им выражениями, типа «Весна. Днём уже ходят в костюмах и платьях» или «Увидеть Москву. И влюбиться!» Бегущие строки напоминают, что 50-60-е годы прошлого столетия были временем, когда Советский Союз считался самой читающей страной мира.

Под опекой бывшей

И вот перед театральной публикой возникает коммуналка с одним телефоном на всех и одним стремлением её жителей к любви и к спокойному жизненному укладу – этакому умиротворяющему штилю. Однако пока это коммунальное жилищное пространство в силу некоторых бытовых причин штормит.

Начинается спектакль с сентиментального и забавного диалога пришедшего в медучреждение для того, чтобы сделать укол Льва Евгеньевича Хоботова, редактора поэтических переводов с романских языков (артист Андрей Ковзель), с медсестрой Людочкой (артистка Екатерина Санникова), в которую Лев Евгеньевич по уши влюблён. «Выдающийся феномен», который из-за своей исключительной языковой подкованности и начитанности не имеет «равновесия в голове», постоянно цитирует Людочке, восхищённой его умом и познаниями, стихи поэтов, чья жизнь завершилась самым плачевным образом.

В строгом пиджаке, с туго завязанным галстуком, но при этом в белых гольфах и шортах, напоминающих домашние трусы в полосочку, Лев Хоботов по-детски трогателен, некультяпист, добродушен и совершенно неприспособлен не только к быту, но и к окружающей его прозе жизни. Он только что развёлся со своей супругой Маргаритой Павловной (артистка Таьяна Лизунова), переводчицей с испанского и португальского языков, жизненный стиль которой напоминает не просто берущего вражеские окопы танк, а настоящий броненосец Потёмкин (причём, даже тембр голоса у неё один в один с киношной Маргаритой Павловной).

Недавно эта идущая напролом дама предпочла специалиста по дактилю (Хоботова) специалисту по штихелю – гравёру, бывшему фронтовику Савве Игнатьевичу Ефимову (артист Александр Шрейтер). Однако полностью из-под своей опеки, беспомощного и изящно старомодного, отрешённого от быта Хоботова не отпустила. Лев Евгеньевич постоянно чувствует со стороны бывшей, берущей его буквально за горло, жуткое давление: Маргарита Павловна упорно «не желает выпустить его из своих слишком тесных объятий». Несмотря на его вопли и мольбу: «Да отпусти же ты меня!»

Жизнь по приказу

Эта с твёрдым характером женщина считает, что без её опеки бывший супруг пропадёт, что нести ответственность за него на протяжении всей оставшейся жизни – это её крест. В качестве помощника в этом досмотре за поведением бывшего супруга она призвала и своего нового мужа – Савву Игнатьевича. И бывший солдат, не ропща, подчиняясь навязанной ему роли надсмотрщика, называя Маргариту Павловну «сказочного ума женщиной», с готовностью выполняет любые её распоряжения. Да ещё удивляется сопротивлению бывшего мужа: «У Маргариты Павловны характер – хоть фронтом командуй! Как сметь ей не подчиняться!» Привыкшему к приказам и дисциплине Савве Игнатьевичу говорят жениться, и он беспрекословно женится. Приказывают охранять Хоботова от поползновений и заботливого внимания милой, трогательной Людочки, появление которой в жизни своего бывшего супруга не одобрила строгая и неумолимо напористая Маргарита Павловна, охраняет. При этом относится к своему находящемуся под бдительной стражей подопечному с искренним сочувствием: «Потерпи, Лев, на фронте и не такое терпели!»

Поэзия и проза старой квартиры

Ещё одна выдающаяся личность шумной коммуналки – куплетист-эстрадник Аркадий Велюров (артист Евгений Лапшин) – человек тщеславный, неприкаянный, склонный к алкогольным срывам, охотно откликающийся на призыв «А не хлопнуть ли нам по рюмашке!» неизменным ответом «Заметьте, не я это предложил!».

От этого он и несколько ненадёжный. Будучи в очередном своём творчески алкогольном упоении, куплетист-эстрадник Аркадий Варламович, всеми фибрами своей мятущейся души влюблённый в жинерадостную, брызжущую чрезмерным здоровьем пловчиху Светлану из общества «Трудовые резервы» (артистка Мария Захарова), подвёл брачующихся Маргариту Павловну и Савву Игнатьевича: в ЗАГСе он должен был выступать их свидетелем. Он «напился до полосатой пижамы» и не смог стоять на ногах. И тем не менее дружная и добродушно настроенная друг к другу коммуналка взяла его прямо в домашнем халате с собой на брачное торжество, где он на радость новокузнецкой публике, под её смех и бурные аплодисменты, усевшись прямо в зрительном зале на подлокотник чьёго-то кресла, «уснул и захрапел».

И здесь же, в ЗАГСе, решилась судьба ещё одного персонажа коммунальной квартиры – аспиранта-историка Костика Ромина (артист Александр Коробов), который выступает в роли «мирового уравнителя и гасителя коммунальных недоразумений» и одновременно соблазнителя московских девиц, а также неустойчивого к алкоголю Велюрова, призывая его хлопнуть по рюмашке.

В ЗАГСе Костик знакомится с мечтой всей жизни – строгой и своевольной девушкой Ритой, работницей брачующейся конторы, с которой он намерен создать семью. Между прочим, согласно пьесе Леонида Зорина, она жила в одной из семи сталинских высоток на Котельнической. В этом доме в разные годы жили Фаина Раневская, Александр Твардовский, Евгений Евтушенко и другие деятели литературы и искусства.

Показателем хорошего вкуса в ту пору считались духи «Красная Москва», которые Костик намеревался преподнести в день знакомства с будущей тёщей.

Когда-то, после вышедшего телефильма «Покровские ворота», рецензенты подчёркивали, что в фильме удалось «переплести лирику и эксцентрику, и это дало возможность актёрам существовать в рамках предлагаемых обстоятельств легко, весело и озорно». Такую же оценку можно дать и спектаклю новокузнецкой Драмы. Хотя он – по-своему поставленное, уже живущее по своим законам, отдельное произведение.

В завершение спектакля на сцену под взрыв аплодисментов и крики «браво» вышла директор театра Валерия Пурпутиди. Она поздравила зрительный зал и актёров с Международным днём театра и с состоявшейся премьерой.


Просмотров статьи: 207