Ойся ты, ойся, Атамана бойся!
Прошло немало времени с тех пор, как по телевидению шёл фильм «Тихий Дон» по роману Михаила Шолохова, однако дух донских станиц, яркая образность речи станичников явно и зримо накрыла зрителей, пришедших на выступление донских казаков. На днях на сцене Дворца культуры «Алюминщик», буквально возродив атмосферу «Тихого Дона», свою программу представил Государственный академический ордена Дружбы народов ансамбль песни и пляски Донских казаков им. А. Квасова, что гастролирует по городам Сибири.
В честь великого казака
На протяжении двух часов артисты ансамбля во главе с художественным руководителем Александром Буйволом представляли концертную программу, посвящённую 270-летию Матвея Ивановича Платова.
В концерт вошли номера из «Золотого фонда» ансамбля: сюжетные картинки и вокально-хореографические композиции, лирические зарисовки, военные марши, песни, романсы. Была воссоздана атмосфера бала юнкеров, использованы песни из архива лейб-гвардии Казачьего полка в Париже. Для чего эскизы костюмов сделаны по образцам оригинальных образцов, которые хранятся в музее «Донской казачьей гвардии» в Ростове-на-Дону. И на этот раз дончане выступали во славу русского воинства, которое сражалось за родную землю на протяжении нескольких веков. Пришедшие на концерт зрители побывали на своеобразном хореографически-песенном уроке истории.
И тут следует обратиться к героическим страницам России и напомнить, кто же такой Матвей Платов, в честь юбилея которого проходят по стране гастроли донских казаков.
Матвей Иванович Платов – атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии. Принимал участие во всех войнах Российской империи конца ХVIII – начала ХIХ веков. В 1805 году основал Новочеркасск, куда перенёс столицу Донского казачьего войска. Вот один из эпизодов битвы казачьего отряда под предводительством Платова: в апреле 1774 года на Кубани он был окружён 20-тысячным крымско-татарским войском. С помощью подоспевшего пятисотенного кавалерийского отряда подполковника Бухвостова казаки Платова сумели разбить врага и обратить его войско в бегство. В книге об истории Кавказской войны приведена речь атамана перед заключительным боем. «Друзья мои! – воскликнул Матвей Платов, обращаясь к полку. – Вы видите сами, какая сила крымских татар окружает нас! Нам нужно биться с этой силой. Победить её или лечь костьми, как поступали наши деды! Не будем же мы русские, не будем донцы, если устрашимся врага проклятого!»
«Помните, – сказал своим казакам Платов, – вам, быть может, предстоит пробиться сквозь неприятеля, и Дон не забудет вашей услуги. А если суждена вам славная смерть, то знайте, что вы положите головы в честном бою за край ваших отцов, за православную веру, за ваших братии, за матушку-царицу – за всё, что есть на земле святого и драгоценного для русского чувства!»
В 1774 году Императрица Всероссийская Екатерина II наградила Матвея Платова нашейной именной золотой медалью весом в 30 червонцев. На медали была надпись: «За ревностную и усердную службу Донского войска полковнику Матвею Платову».
Наполеону отказано
В кампании 1807 года Матвей Платов, командовавший всеми казачьими полками действующей армии, заслужил всероссийскую известность. Прославился он своими лихими налётами на фланги французской армии, нанеся им поражение. В Тильзите, где был заключён мир, Платов познакомился с Наполеоном, который в знак признания боевых успехов атамана подарил ему драгоценную табакерку. Но от французского Почётного ордена французского легиона атаман отказался, сказав, что не служил Наполеону и не может ему служить.
Во время Отечественной войны 1812 года Матвей Платов командовал сначала казачьими полками на границе, а потом, прикрывая отступление армии, успешно разобрался с неприятелем под несколькими поселениями. В сражении у села Семлево армия Платова разгромила французов и взяла в плен полковника из армии маршала Мюрата.
За кампанию 1812 года находившиеся под командованием Платова казаки взяли около 70 тысяч пленных, захватили 548 орудий и 30 знамён, а также отбили огромное количество награбленных в Москве ценностей.
За заслуги именным Высочайшим указом от 29 октября (10 ноября) 1812 года атаман войска Донского Матвей Иванович Платов «возведён, с нисходящим его потомством, в графское Российской империи достоинство».
Именно в честь этой легендарной личности и проходят, в том числе и в Новокузнецке, гастроли знаменитого на весь мир Государственного академического ансамбля песни и пляски Донских казаков им. А. Квасова.
Дипломная работа – ансамбль
Созданный до Великой Отечественной войны ансамбль с первых дней своего существования начал активную концертную деятельность не только в городах и сёлах Ростовской области, но и по всей стране. Даже о нападении на страну, о том, что их любимый Ростов был захвачен фашистами, артисты узнали во время своих гастролей. Казачьему ансамблю было приказано отправиться в Сталинград, где они, разбившись на две группы, давали по четыре-шесть концертов для солдат армий Чуйкова и Галанина. Особенно запомнился артистам концерт для генералов и офицеров штаба Сталинградского фронта. «Как приятно было видеть, что нам аплодируют Рокоссовский и Чуйков!» – восклицала одна из артисток Е.И. Гончарова.
Затем выступления ансамбля прервались – многие его артисты ушли на фронт. Возобновились выступления спустя два года после Победы. В своей программе дончане удачно сочетали и древние вольнолюбивые песни о Степане Разине, которыми восхищался ещё Пушкин, и стародавние бытовые, лирические, хороводные песни и пляски советского Дона. Активное участие в судьбе коллектива принимает Михаил Александрович Шолохов. Ансамбль Донских казаков – частый гость станицы Вёшенской.
В 1969 году Министерство культуры СССР, возглавляемое Екатериной Фурцевой, принимает решение о реорганизации ансамбля. Причина простая, но не лишённая политической мотивации: по всему миру с большим успехом гастролирует белогвардейский казачий хор под руководством Сергея Жарова. Советский казачий хор должен был превзойти успехи белогвардейского.
Руководителем реорганизованного ансамбля назначили Анатолия Квасова, впоследствии народного артиста, лауреата Государственной премии им. М. Глинки, профессора, окончившего в своё время отделение народных хоров в институте им. Гнесиных. До конца дней своих он остался предан народной песне, великому культурному наследию донских казаков.
Анатолию Квасову, тогда ещё студенту четвёртого курса Гнесинки, предлагают отправиться в Ростов-на-Дону, и стать руководителем ансамбля Донских казаков. Задача старшекурсника – сделать совершенно новую концертную программу и защитить её как дипломную работу. «Создать такой ансамбль, которому нет равных в стране, доказать зарубежью, что донские казаки смогли сохранить своё наследие, что песенное творчество казаков не забыто!» – ставят перед ним в Министерстве цель поездки.
Анатолий Квасов объявляет о новом наборе в ансамбль. Со всей страны потянулись талантливые молодые артисты. Конкурс был огромен. Штатный состав ансамбля увеличился до ста с лишним человек, превратившись в профессиональный, основанный на донском фольклоре коллектив. И для того чтобы он состоялся, по воспоминаниям Квасова, много пришлось поработать над интонацией и языком казаков, воскресить старые, забытые песни, возродить настоящий характер донского казака, настоящие станичные песни.
И Шолохов благословил
Однажды преобразившийся ансамбль навестил Михаил Шолохов с женой Марией Петровной. И казачий хор дружно грянул: «Да возвеселитеся, храбрые донцы!» Песня замечательным образом отвечала восторженному настроению артистов от приезда именитого гостя. Однако Шолохов сидел напряжённо, сосредоточенно вслушиваясь в голоса, в слова песни. «И вдруг глаза его заблестели, нам даже показалось – засияли!» – вспоминает Квасов о первом знакомстве с писателем. После этой встречи Шолохов посоветовал ему в письме: «Возьмите упор на лирические, «сердешные» песни верховых казаков. Разучите их, сделайте, и эти самобытные песни будут у вас коронными! Успех будет у вас в руках».
После второй встречи с Шолоховым Анатолий Квасов признавался: «За полтора-два часа с Михаилом Александровичем я получил такой запас знаний, такую методологическую основу для своей работы, которые можно приравнять к целому вузовскому курсу по народному творчеству Дона».
Квасов со своей женой Раисой, хормейстером-фольклористом, опираясь на многочисленные экспедиции по станицам Ростовской области, Ставрополья, Кубани, записывают и обрабатывают многочисленный песенный материал: «Ездили мы по совету Шолохова, как можно больше, стоило раз-другой проявить невнимание – и потеря могла стать необратимой. Дело в том, что в народных ансамблях и хорах шла смена поколений, старики уходили, а с ними и песни».
С тех пор в ансамбле Донских казаков хранится уникальная фонотека, собранная супругами Квасовыми, песни из которой на ура прозвучали и на новокузнецкой сцене.
Затем начались триумфальные зарубежные гастроли по многим странам мира. Десятки городов, тысяча километров, восторженные отзывы прессы. После них Анатолий Квасов предстал перед Екатериной Фурцевой и представил ей привезённую из Америки статью с отзывами о выступлениях созданного им ансамбля Донских казаков. В статье говорилось о том, что выступление белогвардейского казачьего ансамбля Сергея Жарова «выглядит наивным по сравнению с Донскими казаками из Ростова-на-Дону». Положил статью на стол перед Фурцевой и сказал: «Задание выполнено!»
Неудивительно, что и новокузнецкие зрители каждый номер донских казаков, будь то хоровой, вокальный, хореографический или владение шашками, встречали восторженными аплодисментами. И даже подпевали, откликаясь на эмоциональный возглас «атамана» ансамбля, его нынешнего художественного руководителя, обладателя прекрасного голоса Александра Буйвола. «Любо вам, новокузнечане?» – спрашивал он. «Любо!» – отвечали громким эмоциональным выплеском.
Просмотров статьи: 186