Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Женщины на Кузнецкстрое

// Автор: Александр ШПРИНГЕР

Октябрьская революция открыла новые возможности для тех, кто раньше о них не мог и мечтать. Вчерашние рабочие и крестьяне становились инженерами, педагогами, артистами, спортсменами, военными и государственными деятелями.

Особые перспективы открылись в стране Советов для женщин, удел которых до революции чаще всего ограничивался ведением домашнего хозяйства.

«Только в нашей стране женщина действительно в одних правах с мужчиной. Это же небывалое дело, когда женщины у нас и мастера, и инженеры, и лётчики. Многие тысячи из них успешно работают на государственной работе. Не может женщина быть пассивной в Советском Союзе!» – восклицала Татьяна Аверьяновна Палаткина – участница строительства Кузнецкого металлургического комбината.

Она знала, о чём говорила. Женщина без какого бы то ни было образования, до 35 лет работавшая на неквалифицированных работах, она в 1930 году приехала на Кузнецкстрой, окончила рабочие курсы и пошла работать в шамото-динасовый цех КМК, очень скоро став одним из его передовых работников. В декабре 1934 года она стала первой женщиной Сибири, которая была награждена орденом Ленина.

В 1936 году первая в Сибири женщина-кавалер ордена Ленина являлась делегатом от Западно-Сибирского края на проходившем в Москве с 25 ноября по 5 декабря Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов, который утвердил новую конституцию СССР, действовавшую до 1977 года. Таким образом, она стала одной из первых женщин Кузбасса – делегатом общесоюзного уровня.

Кузнецкстрой дал путевку в новую жизнь многим женщинам.

«Начиная с 1931 года мы стали привлекать к делу женщин, – сначала на подсобные, а после и на основные работы, – вспоминал руководитель Кузнецкстроя С.М. Франкфурт. – Появились хорошие бригады женщин – землекопов и бетонщиц. Многие становились каменщицами, штукатурами, клепальщицами. Формовщицы в литейном, токаря и строгальщицы в механическом цехе, крановщицы, дежурные электрики, слесаря – женщины стали обычным явлением на всех работах. Были также женщины – техники, женщины – прорабы и на строительстве и монтаже, женщины – мастера, женщины – сменные инженеры в действующих цехах. Они всегда наиболее аккуратно и внимательно относились к механизмам, содержали их в большой чистоте, у них аварий было меньше».

На Кузнецкстрое работало очень много женщин, но были и те, кто заметно выделялся на фоне остальных.

Так, в Земжелдорстрое, одном из строительных цехов КМК, проявила свой талант Зоя Всеволодовна Самсонова. Начав трудиться на Кузнецкстрое десятником после окончания строительного техникума, в будущем она стала признанным мастером строительства автомобильных дорог в Кузбассе, отдав этому делу 40 лет своей жизни и заслужив немало государственных наград, включая орден Ленина и все три степени почётного знака «Шахтерская слава». На заслуженный отдых Зоя Самсонова ушла в звании «горного генерального директора III ранга», что по тогдашней табели о рангах соответствовало воинскому званию генерал-майора.

На строительстве путей, но уже подземных, отличилась Тамара Петровна Голубинцева. Она приехала на Кузнецкстрой уже с дипломом инженера-строителя и опытом работы в Тельбесстрое в пору его нахождения в Томске. Здесь ей поручили заняться проектированием подземных коммуникаций, которых металлургическому гиганту требовалось очень много.

«В проектном отделе работала инженер Голубинцева, – вспоминал Франуфурт. – Ей мы поручили увязку всей подземной сети. Это требовало детального знания проекта завода, всех его частей. Она обнаружила разнообразнейшие технические познания, работала внимательно и кропотливо. Я не помню ни одной сколько-нибудь серьёзной ошибки, допущенной ею. Надо было видеть тогда карту площадки, сплошь опутанную густой разноцветной паутиной подземных линий, чтобы понять, какая большая и ответственная работа легла на плечи нашего «подземного диктатора» – инженера Голубинцевой».

Рассказывают, что существовал приказ Бардина, в котором было жёстко установлено: «На заводе не разрешается уложить ни одного погонного метра подземных коммуникаций без разрешения инженера Голубинцевой».

Начальником сектора проектного отдела КМК Тамара Петровна Голубинцева, первый инженер Сталинска-Новокузнецка по водоснабжению, проработала аж до 1979 года. Её трудовой путь отмечен орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, несколькими медалями.

Это лишь несколько наиболее ярких примеров того, как женщины заявляли о себе на Кузнецкстрое.

Уже в начале 1930-х в цехах КМК работало 1420 женщин, а на всей стройплощадке – 4164 женщины из 31 тысячи общего числа рабочих.

«Женщины 30-х, вдохнувшие свежий ветер перемен, стали сами стремиться к равенству и сотрудничеству с мужчинами, – писала в своей книге «Женщины Кузнецкстроя» Л.И. Фойгт. – Для них становится привлекательным общественное признание их труда, карьера, независимость. Индустриализация России и Кузнецкстрой в частности создали беспрецедентную возможность для вовлечения женщин в общественную и трудовую жизнь завода, города».


Просмотров статьи: 188