Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Влюблённый в эксперимент

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: архив Алексея Васильева

Такой масштабный конкурс всероссийского размаха в нашей стране прошёл впервые. Касался он, этот первый Всероссийский конкурсный проект, инженерной сферы и назывался «Миссия: инженер». И наш город сразу же попал в яблочко: лучшим по итогам конкурса стал учитель физики новокузнецкого лицея №111 Алексей Васильев.

Для учителей физики, химии и информатики в масштабах страны конкурс в течение трёх дней проводил Томский политехнический университет совместно с ПАО «Газпром». Цель – выявление и распространение лучших педагогических практик в сфере инженерного образования.

Всего поступило более 100 заявок, в очный этап прошло 60 учителей из школ, где открыты классы, которые курируются «Газпромом», а также общеобразовательных школ из 13-ти регионов России. Оценки каждому участнику давали 12 членов жюри.

Конкурс состоял из трёх этапов. На первом участники представляли портфолио и видеоэссе, на втором проходило тестирование и решение задач в формате заданий ЕГЭ. Затем в составе команд разрабатывали проект междисциплинарного курса «На стыке наук», в финале защищали проект интегрированного занятия в формате ТЕD.

«Это очень необычный конкурс, поскольку можно было проявить свои знания и навыки и в личном зачёте, и в командном первенстве. На мой взгляд, все наработки и практики, которые были озвучены здесь, достойны тиражирования», – отметил новокузнечанин, победитель конкурса.

Алексей Алексеевич Васильев – из педагогической династии, которой насчитывается около 300 лет. Учителями калтанской школы-интерната №26 были его родители, бабушка, тёти, дяди, двоюродные сёстры, преподаватель информатики – его жена, Ольга Валерьевна. «Так что выбор профессии в моей жизни был предопределён. Правда, поначалу хотел стать учителем истории, но изучая физику, проделывая в рамках предмета различные опыты, своё мнение поменял. Я влюбился в эксперимент!» – признаётся он.

Выпускник Новокузнецкого педагогического института, затем преподаватель в институтских стенах, Алексей Васильев 10 лет преподаёт в лицее №111 и по совместительству в вузе. Конкурс для него, признаётся, интересен прежде всего общением с другими участниками, в личной беседе с которыми можно почерпнуть идеи для будущей деятельности на его педагогическом поприще. А обмен опытом – самое ценное.

«Меня конкурс заинтересовал тем, что есть возможность самому рассказать о своих идеях, как ты их реализовал, поделиться ими, а также узнать про идеи других, те новаторские подходы, которые используют коллеги. В наш век информационных технологий, самым важным тем не менее остаётся живое общение, обмен нужной, точной информацией», – подчёркивает Алексей Алексеевич.

Век меловой доски ушёл в прошлое, школы начинают экипировать современным оборудованием, которое позволяет и в школьных стенах ставить серьёзные эксперименты по физике, химии. И потому разговор с коллегами крутился в основном вокруг методик, современной тенденции интегрирования предметов, которая позволяет формировать единую научную картину мира.

В настоящее время в образовательных учреждениях, на базе школ открывается немало инженерных классов. Большую помощь в этом плане оказывает городским школам, и в частности лицею №111, СибГИУ, проводя различные конкурсы, проекты, олимпиады.

Один из наиболее ярких проектов для учащихся, предлагаемых университетом, – проект по инженерному конструированию «Создание машины Голдберга» (уникальный проект для школьников, которым будет интересно погрузиться в экспериментальную физику и химию, научиться решать инженерные задачи и создавать увлекательные конструкции «заумных машин», применяя свою изобретательность и фантазию). Иначе этот проект характеризуют так: «Машина Голдберга создана для того, чтобы наглядно продемонстрировать, что людям свойственно усложнять даже самые простые вещи. Конструкция работает по принципу домино, поэтому все действия взаимосвязаны. Чем богаче фантазия изобретателя – тем интереснее наблюдать».

Немалую лепту в инженерное просвещение школьников вносит и филиал Центра развития и поддержки одарённых детей «Сириус. Кузбасс», открытый при СибГИУ.

По-прежнему жажда познания, узнавания чего-то нового в сфере инженерии живёт и в Алексее Алексеевиче. У него даже свой девиз существует – «Лучше показаться глупым до, чем после». То есть, не стесняясь, спрашивать, понимать сразу же, чем расспрашивать впоследствии о непонятом и неусвоенном.

И даже увлечением в свободное время у преподавателя Васильева являются атрибуты, если можно так сказать, преподаваемого им предмета. Он создал в лицее парк инженерной физики, в котором в роли экспонатов – различные приборы. Некоторые Алексей Алексеевич приобретал сам, иные – его ученики. Приборы можно смотреть, трогать, использовать, среди них интересно общаться на различные темы. Дома же у Алексея Алексеевича хранится коллекция метеоритов – ещё одно необычное увлечение педагога-физика. «Берёшь его в руки с мыслью, что этому куску, что лежит у тебя на ладони, несколько миллиардов лет. И этот метеорит пролетел в космическом пространстве столько! И он увидел столько! И что он на твоей руке всего лишь маленькая часть вселенной. Только от этой мысли охватывает восторг», – признаётся мой собеседник.

На церемонии закрытия конкурсного марафона было отмечено, что Томский политех всегда был университетом практических инженеров, который готовил и готовит инженерную элиту страны, людей с системным мышлением, способных «творчески подходить к решению поставленных задач и не бояться брать на себя ответственность». А вот базовые естественно-научные знания, на которых и далее выстраивается «каркас» будущего инженера, студенты получают именно в школе. И потому для воспитания инженеров будущего, на знания и профессионализм которых должна опираться и рассчитывать наша стремящаяся к суверенитету и безопасности страна, в основе системы непрерывного образования (школы, вузы, компании) лежит обмен лучшими педагогическими практиками, которые можно получить в рамках конкурса.

Более того, подобные конкурсы призваны способствовать не только обмену опытом, но и повышению квалификации педагогов и развитию всей системы наставничества. Предыдущий год, который был объявлен Годом педагога и наставника и которому был посвящён конкурс, показал, насколько это важно. Только так, начиная уже со школьной скамьи, при сотрудничестве с высшей школой, ведущими отраслевыми предприятиями, можно готовить современных инженеров и руководителей.

А то, что наш город, его школьное образование может поставлять инженерные кадры, будущих профессионалов высокого класса, учитель физики Алексей Васильев в этом нисколько не сомневается.


Просмотров статьи: 167