Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Мне судьба – спорить до хрипоты»

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Этого барда, поэта, автора-исполнителя песен, актёра помнили, помнят и ещё долго будут помнить, его песни петь, стихи читать, фразы из сыгранных им фильмов цитировать. Сегодня, 25 января, исполнился бы 81 год Владимиру Высоцкому. И уже год после минувшего полувека пойдёт отсчёт от памятного его посещения Новокузнецка.

В феврале 1973 года Владимир Высоцкий был с гастролями в нашем городе, оставив лучшие воспоминания от этого грандиозного события почитателям авторской песни. И ещё следует отметить такую дату: исполняется год, как в Новокузнецке в здании СибГИУ открылся музей авторской песни имени В.С. Высоцкого, хранителем которого стал увлечённый творчеством известных авторов-исполнителей новокузнечанин Виктор Евстропов.

В день рождения Владимира Семёновича стоит ещё раз вспомнить те незабываемые для поклонников авторской песни дни.

Ведущий актёр московского Театра на Таганке Высоцкий прибыл в Новокузнецк для исполнения спектакля «Драматическая песня», его выступления проходили на сцене Новокузнецкого драмтеатра. За четыре дня он дал более 16 спектаклей авторской песни, и на каждом представлении зал новокузнецкой Драмы переполняли более тысячи человек. Выступления поэта-барда, которому не было дозволено давать сольные концерты, согласовывали на областном уровне, в обкоме партии. Добро давал Афанасий Фёдорович Ештокин, первый секретарь Кемеровского обкома партии, который, к счастью для новокузнечан и гостей города, оказался поклонником творчества «поэта с необычно хриплым голосом».

Очевидцы рассказывают, что ажиотаж в Новокузнецке вокруг выступления Высоцкого был необыкновенный. На все концерты – аншлаги, у драмтеатра в надежде раздобыть лишний билетик собирались толпы людей. Тайком, крадучись, чтобы не получить втык, почти при закрытых дверях делал записи концертов в своей рубке звукорежиссёр театра Борис Васев. «Жалею, конечно, что плёнку экономил, что не записал всё. Но что об этом теперь – пустое», – сетовал он впоследствии.

Высоцкий не только пел, он рассказывал, как родилась та или иная песня, вспоминал случаи из своей поэтически-артистической биографии. Привёл и такой эпизод: однажды в журнале «Октябрь» некий поэт Василий Ж. взял да и напечатал стихи под своим именем, а они, как оказалось, принадлежали Анне Ахматовой. Плагиат вскоре обнаружился. У горе-поэта спрашивают: «Вась, ты зачем сделал такую нехорошую вещь?» А он и говорит: «А я даже и не знаю, как так получилось, они как-то сами просочились!» – рассказывал Высоцкий. И добавлял под смех зрительного зала: «Пойманный за руку Вася всё же не растерялся и, пожав плечами и сделав рукой широкий жест, небрежно прокомментировал сей опус: «Да подумаешь какое дело! Пусть она, Анна Ахматова, моих хоть два стиха возьмёт и напечатает, мне не жалко!»

Реакция зала на выступления Высоцкого можно было назвать бурной, прямо-таки умопомрачительной. По воспоминаниям Бориса Васева каждый сидящий в зале зритель чувствовал полёт души. Зал внимал каждому слову Высоцкого. «Слушали его заворожено. И хохотали, и за животики держались, и восхищались. Гипноз абсолютный! Со сцены во время его выступления такая шла сила! Не удержать! В зале – то тишина гробовая, проникновенная до слёз, то ржа неудержимая от подачи, юмора, игры, мимики. Зрелище непередаваемое! Одним словом – Высоцкий!» – вспоминал Борис Михайлович.

Гастроли Высоцкого не были бы такими яркими для новокузнецкой истории без ещё одного новокузнечанина – Владимира Богачёва, фотокорреспондента газеты «Металлург». Поклоннику творчества актёра Театра на Таганке тайком удалось сделать несколько снимков опального поэта во время первого выступления. Но потом вмешалась удача: Богачёв показал снимки Высоцкого его администратору, который и познакомил автора фотографий с самим Владимиром Семёновичем. И фотокорреспондент газеты «Металлург» пригласил гостя города посетить Кузнецкий металлургический комбинат. Здесь поэт, автор-исполнитель, завоевавший «множество поклонников среди молодёжи своими хриплыми подпольными песнями, зачастую пародирующими советскую действительность и государственное устройство» душевно, с живым интересом к людям «огненной профессии» пообщался с металлургами, оставив после своего визита долгую и добрую память.

Отныне эта память хранится в музее авторской песни имени В.С. Высоцкого в СибГИУ. Год прошёл с его открытия. Но за это время в музей, по словам его хранителя Виктора Евстропова, не прекращается поступление экспонатов: художественных книг и журналов, свидетельствующих о том, что авторская песня надолго останется в истории российской культуры.

В этом музее на 30 мест проводятся квартирники авторов-исполнителей как новокузнецких, так и приезжих. Есть масса удивительных раритетов из звукозаписывающей и проигрывающей аппаратуры. «Недавно в одном из подвалов я обнаружил старинный радиоприёмник, который тотчас пополнил ряды музейных экспонатов»,– рассказывает Виктор Владимирович.

Музей хранит в своей памяти и многое другое, что касается истории авторской песни. И о дальнейшей судьбе огромного исторического достояния сегодня болит душа хранителя этого по сути не имеющего официального статуса наследия. «Я не вечный. Уйду из жизни. Что тогда будет со всем этим редким музейным собранием?» – горестно вопрошает Виктор Евстропов. Выход есть: включить этот необычный, с множеством удивительных экспонатов музей в структуру городских музеев, а также в маршрут туристического кластера. Хранитель истории авторской песни Виктор Евстропов уверен: музей охотно будут посещать туристы, чьё детство и юность были наполнены звучанием множества авторских песен, поклонники бардовского творчества. И получение такого статуса зависит в первую очередь от чаяний городской общественности. А двери музея всегда открыты.


Просмотров статьи: 304