Увидеть необычное в обычном
Скажите, у каждого ли новокузнецкого художника есть хранимые полярниками картины на метеостанции в Антарктиде, или на Аляске? Вопрос, конечно, интересный! Но вот новокузнечанка-прикладница Любовь Каркавина, чья выставка «Берёзовая Русь» проходит в отделе искусств Центральной городской библиотеки им. Н.В. Гоголя, ответит на этот вопрос утвердительно: «Хранятся!» Потому что её работы, созданные по единственной в России уникальной авторской технологии из бересты, вызывают повсеместный повышенный интерес, если не сказать – мировой. Берестяные произведения художницы можно встретить в музеях и в частных коллекциях 70(!) стран мира. Только в музее декоративно-прикладного искусства Швеции экспонируются три картины новокузнечанки.
Почитание берёзы
Почти все выставки Любы называются «Берёзовая Русь» (под этим названием она даже группу в Интернете открыла). Как известно в старину на Руси берёзу почитали, говоря, что это дерево зимой греет, весной поит, летом радует, и целый год в бане парит. С берестой, этим красивым, прочным и доступным материалом, который легко поддаётся обработке и служит долгие годы, Любовь Каркавина работает более 30 лет. За эти годы ею созданы пять тысяч берестяных из цельного листа картин, которые экспонировались более чем на 65-ти региональных, российских и международных выставках, из них пять – персональные. «Мы с маманей – люди таёжные. Кто-то в выходные отправлялся в сад, на дачу, а мы с ней, рюкзаки на спину и в лес, в тайгу. Побродить по таёжным дебрям – для нас всегда считалось лучшим отдыхом для души. Мы даже с клещами подружились, они, наши друзья, нас не кусали, мы знали, как с ними после наших путешествий безболезненно избавляться», – с улыбкой признаётся она. Мама Любови – Надежда Алексеевна Каркавина – известный в прошлом городской журналист, к сожалению, много лет назад ушла из жизни. Но, по словам дочери, таёжные уроки «мамани», совместные с ней походы по лесным путям-дорожкам Люба запомнила на всю жизнь.
В девяностых годах прошлого столетия Любовь Алексеевна закончила художественный факультет Университета Российской академии образования под руководством народного художника России, академика РАО, лауреата Государственных премий Бориса Неменского, известного теоретика и практика по цветовой гамме. Программа Неменского была известна тем, что развивала образность, пространственное мышление и видение. После изучения его программы, признаётся Люба, в ней проснулось настоящее творческое начало. Однажды, путешествуя по лесу после долгой суровой зимы, она встретила настоящий завал бересты. На одном из берестяных кусочков проглядывал нарост – укрепляющая часть ветви, в котором лесная гостья вдруг увидела крутой берег и горы. Люба утверждает, что её картины создаёт сама природа, береста с её удивительной фактурой сама выписывает сюжеты, надо только их увидеть, проявить, чуть-чуть дополнить штрихами красок и оформить в рамки. При этом каждая берестяная композиция неповторима, существует в единственном экземпляре, как отпечатки рисунка человеческих пальцев. «А мне такая разносторонняя неповторимость очень подходит! Я от однообразия устаю», – говорит художница, которая, зная характерные особенности таёжной бересты, умеет подбирать особенно ценные фрагменты, что сами по себе обладают художественной выразительностью и служат не просто фоном, они мастерски включаются в сюжет произведения.
«Твой жанр – береста!»
В 1995 году, ещё учась в университете, старшекурсница Любовь Каркавина решила устроить свою первую персональную выставку в Москве, в художественном зале на Кутузовском проспекте. Выставка своей оригинальностью удивила её учителя Бориса Неменского:«Признаюсь, я много чего видел… Но Любе Каркавиной удалось сделать невероятное. Она несомненно нашла свой ход, свой путь в искусстве!», – восхитился академик художеств. И потом, давая ей рекомендацию в Союз художников России, Борис Михайлович написал, что на протяжении десяти лет следил за творческим ростом Любови Каркавиной, каждый раз отмечая её увлечённость любимым делом – работе с берестой. «У молодой художницы сформировалось самостоятельное поэтическое видение, хорошее чувство материала, оригинальный поиск его выразительных возможностей», – настаивал он, разбирая творчество своей бывшей студентки, которая была принята не только в российский Союз художников, в 2000 году Любовь Каркавина вошла в состав Международного художественного фонда.
Демонстрируя прекрасное владение природным материалом, на протяжении двадцати лет она участвовала в выставках павильона «Культура» Всероссийского выставочного центра ВДНХ. Награждённая за свои произведения, в том числе представленные и на международном уровне, медалями, в 2005 году была принята в Московскую палату ремёсел.
По собственной технологии
По словам новокузнецкой художницы, которая в настоящее время преподаёт ИЗО и технологии ученикам Лысенковской школы, на её берестяных картинах, написанных самой природой – присутствует постоянный мотив: реки, горы, пещеры и таёжные дебри родной живописной Сибири. Мастер декоративно-прикладного творчества Люба Каркавина даже собственную технологию обработки бересты для создания её уникальных картин изобрела. «С живых берёз бересту никогда не беру. Это для меня закон. В лесу, чаще всего неподалёку от посёлка Лыс, присматриваю срубленные деревья. Иные лесорубы, зная моё увлечение, сами меня приглашали после лесоповала присмотреть нужный мне материал. Так жизнь дерева продолжается. Только на берестяных полотнах», – говорит она.
Снимает бересту с поваленного ствола художница Каркавина аккуратно, сразу же очищая листы от оранжевого пробкового слоя. Иначе через десять минут он крепко-накрепко присохнет так, что его невозможно будет оторвать. А это – большой пробел для будущего произведения. Выравнивает берестяное полотно под горячим прессом, для чего приспособила огромную семилитровую кастрюлю, наполненную кипятком. Огромную посудину Люба, выравнивая углы листа будущей картины, ставит обычно на всю ночь. Считается, что по своим физическим свойствам береста очень похожа на натуральную кожу. Мягкая, бархатистая поверхность бересты приятна на ощупь, а её цветовая гамма варьируется от шоколадной до золотистой и кремовой (и это ярко продемонстрировано на выставке Любови Каркавиной). При этом изделия, изготовленные из бересты, прошедшей специальную обработку, ничуть не уступают по своим свойствам аналогичным изделиям из кожи.
Работая на протяжении многих лет с этим материалом, Любовь заметила такую закономерность: в бересте отражается тот рельеф местности, где произрастает берёза. Взятая в Горном Алтае она преподносит горные сюжеты. В Горной Шории вырисовывает таёжные дебри. В окрестностях Новокузнецка – речные извивы с крутыми и пологими берегами. Потом даже нашла научное доказательство этому своему открытию. Как-то выставляла свой живописный берестяной ряд в стенах Кремля и познакомилась с профессором, который пришёл на открытие выставки. Учёный муж также подтвердил: отражение родной местности в рисунке на бересте – научно доказанный факт, таково проявление биологической памяти дерева. Причём, утверждал профессор-биолог, в мире произрастают 310(!) видов берёзы. Даже если от одного корня отходят четыре ствола (и такое случается!), фактура бересты у каждого может быть совершенно разная.
«Белое золото»
Давно замечено, что берёза – дерево уникальное, благоприятное для здоровья человека. Люди испокон веков знали и ценили целебные свойства берёзы. На Руси считалось, что берёза забирает боль и даёт здоровье, и чтобы успокоиться, достаточно некоторое время посмотреть на бересту или подержать её в руках. Доказано, что в берёзовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. И всё потому, что береста сама по себе – мощный антисептик, природный абсорбент, обладающий мощнейшим антигрибковым, антивирусным и бактерицидным действием. Береста на треть состоит из бетулина, который имеет и другое название – берёзовая камфара. В России, как впрочем и в других странах, это вещество за его особые биологические свойства ещё в прошлом столетии стали называть «белым золотом».
Благодаря бетулину берестяной туесок лучше всякого термоса. Издревле в бересте хранили молоко, которое могло не прокисать неделю, а также рыбу, мясо, грибы и другие продукты. В крупе и муке, хранящейся в берестяном туеске или коробе, никогда не заведётся жучок. Кроме того береста обладает свойством забирать лишнюю влагу. Некоторые даже приспособились хранить в берестяном облачении меховые шубы и шапки, тем самым предохраняя их от моли. Научные исследования показали, что в коре и древесине берёзы присутствуют ещё и ионы серебра, предотвращающие рост бактерий. Потому-то продукты, которые хранятся в берестяных туесах, сохраняют свою свежесть долгое время.
Любовь Каркавина никогда не держала секреты разработанной ею авторской технологии по обработке бересты «за пазухой». Даёт мастер-классы, откровенно рассказывает всё известное ей в этой технологии до малейших деталей. Однажды некий посетитель на одной из её многочисленных выставок полюбопытствовал: «Да зачем же вы так щедро со всеми, раздавая налево и направо свои рецепты, откровенничаете. Зачем делитесь тем, что наработано вами годами? Своим собственным ноу-хау! А если кто-то их усвоит и создаст произведения из бересты лучше, чем ваши?». На что Люба ответила: «И замечательно! Тогда у меня появится возможность подняться вслед за ним ещё на один творческий уровень. Появится ещё одна ступень в моём развитии, как художника!»
Работы Любы Каркавиной по-прежнему удивляют и восхищают. Как и посетителей её очередной открывшейся в Гоголевке выставки. «Вот умеете же вы увидеть необычное в обычном!», – пишет одна эмоциональная посетительница в книге отзывов. На что Люба может только улыбнуться: для неё как и многие годы назад, любимый материал – береста – остаётся и таинственным, и загадочным. А потому по-прежнему притягательным.
Просмотров статьи: 316