Наградить орденом Ленина
В военное и послевоенное время сотрудников крупных промышленных предприятий, в том числе и КМК, по случаю важных дат, событий и праздников могли награждать десятками и даже сотнями за один раз.
Кузнецкстроевцев государственными наградами впервые наградили лишь спустя пять лет после начала всесоюзной стройки. И наградили всего 13 человек из десятков тысяч тех, кто строил КМК: семь человек орденом Ленина (С.М. Франкфурта, И.П. Бардина, К.И. Бутенко, Р.М. Хитарова, М.Н. Роганова, В.Д. Клименко, Т.А. Палаткину) и шесть человек орденом Трудового Красного Знамени (В.В. Александрова, Л.К. Ровенского, М.И. Плискевича, А.С. Филиппова, А. Габдрахимова, И.И. Богачова).
Это было первое в истории Сталинска (Новокузнецка) награждение его трудящихся орденами.
Среди семи награждённых орденом Ленина первые четверо хорошо известны нам как руководители Кузнецкстроя и КМК. О Роганове, Клименко и Палаткиной сегодня практически не вспоминают.
А между тем Татьяна Аверьянова Палаткина стала первой женщиной в Кузбассе и Сибири в целом, награждённой высшей государственной наградой СССР – орденом Ленина.
Кем же была эта без преувеличения выдающаяся женщина, каким был её непростой жизненный путь?
Татьяна Палаткина родилась в 1895 году в одной из деревень Томской губернии в многодетной крестьянской семье. Из работников в семье был лишь отец, поэтому все дети с малых лет не только помогали по хозяйству, но и по мере сил работали сами.
«Работать по чужим людям начала с 8 лет, – вспоминала позже Татьяна Палаткина. – Нанималась к богатым мужикам мыть полы, с детьми их возиться».
Замуж вышла рано – в 16 лет. Муж был из зажиточных крестьян, его семья Татьяну откровенно недолюбливала, и когда мужа забрали на войну, из дома ушла и перебралась в Томск.
Образования у Татьяны никакого не было, и до 35 лет она работала на неквалифицированных работах: сиделкой, уборщицей, прачкой, посудомойкой и даже на скотобойне.
В годы Гражданской войны помогала томским партизанам, прятала у себя и передавала в отряд оружие и боеприпасы. Была схвачена колчаковцами. Более месяца каждый день её водили на допросы, били, держали в холодной камере. Спасло наступление Красной армии и освобождение Томска.
В 1930 году приехала на Кузнецкстрой. Здесь также начинала уборщицей, параллельно обучаясь на рабочих курсах, окончив которые Татьяна Аверьяновна в апреле 1931 года влилась в формирующийся коллектив шамото-динасового цеха КМК, и уже очень скоро вошла в число его передовых работников.
Став квалифицированным специалистом, Татьяна Палаткина взяла на себя руководство над электрохозяйством динасового отделения цеха.
В течение последующих трёх лет не допустила ни одной аварии на своём участке, что было удивительным, учитывая тяжёлые условия эксплуатации оборудования тех лет. На других участках, к примеру, в цехе нередко бывали случаи, когда в одну смену выходили из строя сразу по три мотора. Палаткина же за счёт тщательной профилактики и чуткого отношения к технике не допускала никаких сбоев.
Обходиться без аварий помогала и борьба с халатностью, саботажем и прямым вредительством. Замеченные в этом работники безжалостно удалялись из коллектива.
Осенью 1931 года Татьяна Палаткина вступила в партию. Её выбрали парторгом динасового отделения шамотно-динасового цеха, в котором, помимо мужчин, в 1934 году трудилось 316 женщин.
Много сил и энергии парторг отдавала воспитанию коллектива в духе ударничества, нацеливая его не только на выполнение, но и на перевыполнение плановых показателей.
Под руководством Татьяны Палаткиной динасовое отделение шамото-динасового цеха, которое изготавливало огнеупорный кирпич для мартеновских печей, в июне 1934 года впервые с момента своего существования перевыполнило план, выдав более 1000 тонн продукции. В дальнейшем работа в этом направлении была ещё более усилена.
Рост шёл и по партийной линии. Парторг шамотно-динасового цеха становится членом горкома партии. А в 1934 году Татьяну Аверьяновну Палаткину выдвинули в члены Западно-Сибирского крайкома ВКП(б).
Общественной работой занималась с большим энтузиазмом.
«Как может не интересовать женщин общественная жизнь? – удивлялась она. – Ведь только в нашей стране женщина действительно в одних правах с мужчиной. Это же небывалое дело, когда женщины у нас и мастера, и инженеры, и лётчики. Многие тысячи из них успешно работают на государственной работе. Не может женщина быть пассивной в Советском Союзе!»
В дальнейшем Татьяна Палаткина продолжала работать в шамото-динасовом цехе, позже переименованном в огнеупорный цех КМК, активно участвуя в производственной, партийной и общественной жизни.
В 1936 году первая в Сибири женщина-кавалер ордена Ленина являлась делегатом от Западно-Сибирского края на проходившем в Москве с 25 ноября по 5 декабря Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов, который утвердил новую конституцию СССР, действовавшую до 1977 года. Таким образом, она стала одной из первых женщин Кузбасса – делегатом общесоюзного уровня.
В 1937 году Татьяна Палаткина была делегатом XVII чрезвычайного Всероссийского съезда Советов, проходившего в Москве с 15 по 21 января и утвердившего новую редакцию Конституции РСФСР.
С началом войны Татьяна Палаткина отдавала все силы на перевыполнение производственного задания, работая под начальством легендарной Лидии Петренко.
1 апреля 1942 года Татьяна Аверьяновна Палаткина в возрасте 46 лет ушла из жизни – она умерла на рабочем месте прямо в цеху.
Просмотров статьи: 326