Заснежило!
Что мы представляем при слове «зима»? Пушистые белые хлопья, уютный скрип снега под ногами, искрящееся снежное полотно, отражающее солнечные лучи. Поэты и художники говорят, что идеальная зима – милость природы. «И уж коли природа не расщедрится на снежные хлопья нынешней зимой, то искусство не подведёт. Русские художники столетиями рисуют зиму, сами того не зная, – впрок», – считают искусствоведы.
Зимние мотивы
Что сибиряки представляют при слове «зима»? Да всё что угодно! Такое зимнее, порой волшебное снежное разнообразие, в котором мы живём большую часть года.
В отделе читальных залов библиотеки имени Н.В. Гоголя открылась выставка, посвящённая этому снежному сибирскому волшебству. Она так и называется «Посвящение Сибири» или «Заснежило». Выставка, на которой, говоря словами поэта, «всё сном волшебным очаровано». На ней в технике живописи, акварели, а также написанные карандашом представлены около 30 работ одиннадцати самобытных художников регионального творческого объединения «Сибирские просторы». Все они – новокузнечане, все они в разное время и по разным поводам оказались в объединении. Чтобы сюда прийти и уже на долгие творческие годы не расставаться с этим увлечённым сообществом интересных и талантливых людей.
Организаторами выставки стали Алёна Соломатова, участница объединения, и Наталья Моисеева, библиотекарь Гоголевки, а также руководитель «Книжного экспресса», открытого при Новокузнецком железнодорожном вокзале от городской центральной библиотеки. Здесь Наталья для ожидающих своего железнодорожного экспресса пассажиров, а также гостей города организует выставки самобытных художников не только Новокузнецка, но и городов юга Кузбасса. И эти художественные работы, развешанные в стеклянном помещении, прозванном «аквариумом», создают особую среду вокзальному залу ожидания.
Состояние души художников вполне гармонично «вписывается» в романтику дороги, аурой которой всегда наполнено это место, атмосферу ожидания новых эмоций, знакомств и, конечно же, дорогих для сердца встреч. При просмотре новой экспозиции каждый найдёт в картинах, размещённых в «аквариуме», благодаря устроителю выставок Наталье Моисеевой что-то определённо своё, близкое ему воспоминание. О местах, где он когда-то бывал; лесных путях-дорожках, по которым приходилось бродить; об аромате цветов, садовых и полевых; о щиплющем щёки трескучем сибирском морозце; о пережитых когда-то во время путешествий впечатлениях.
Портреты со школьных стен
Ещё одна организатор выставки, художница «Сибирских просторов» Алёна Соломатова, чьи картины «Морозное утро», «Сибирский соболь», «Лиса» также вошли в «заснеженную» экспозицию, что открылась в Гоголевке, с раннего детства много и увлечённо рисовала. К слову, открытие экспозиции подгадало к её дню рождения. (Впрочем, через неделю в новокузнецкой гимназии №70 открывается Алёнина персональная выставка, посвящённая этому событию.)
Родители Алёны считали, что увлечение дочери – баловство, и потому на просьбу дать ей возможность учиться в художественной школе никак не реагировали. Но талант девочки в одиннадцатом классе гимназии №104, где училась Алёна, заметила классный руководитель Елена Анатольевна Ивойлова (Алёна рисовала карандашом портреты русских писателей на стенах школьного кабинета) и предложила устроить в школьной библиотеке персональную выставку юной художницы.
С тех пор и повелось. От геофака Новокузнецкого пединститута, где потом училась Алёна, её любовь к анималистике, она любит изображать птиц и зверей. Однажды написала два портрета – свой, который в настоящее время хранится в фондах Красноярского художественного музея, и своей боевой бабушки Ирины Иосифовны, участницы Великой Отечественной войны, меткого снайпера, которая в 16 лет добровольцем ушла на фронт. (Портрет получился чёрно-белым, с зеленоватым цветом глаз, играющим переливами в озорном взгляде юной снайперши.) Черты бабушки – упорство и целеустремлённость – передались и внучке. Вопреки всему, вопреки судьбе Алёна хотела писать картины. И пишет. Да так, что её работы хранятся не только в музеях, но и в частных коллекциях за рубежом. Более того, Алёна Соломатова открыла свою студию в Доме творческих союзов, где даёт мастер-классы и детям, и взрослым.
«Меня притягивает к себе и подталкивает к дальнейшему развитию сам творческий процесс. По стилю мне больше всего близок реализм. Это тот стиль, который стал менее популярен по сравнению с импрессионизмом и абстракцией. Иногда пишу свои картины в технике многослойной живописи с лессировками. Так что иные мои работы «проживают» долгий период становления, прежде чем стать «взрослыми» и завершёнными», – признаётся художница, про картины которой известный художник из республики Тыва Александр Баранмаа когда-то сказал, что они «обращают зрителя к философским размышлениям о двойственности мира, а ритмический повтор в них излучает спокойствие и уравновешенность».
Сюжет приходит во сне
Или работы самобытной художницы Галины Шулиной, также представленные в рамках «заснеженной» выставки («Горная Шория», «В плену у зимних снов», «Заснежило»). К одним людям, поднакопившим жизненный опыт, увлечения приходят с годами, с возрастом. У других берут начало в детстве. Именно в детстве новокузнечанка Галина Шулина поняла, как бы ни сложилась её жизнь, она всегда будет рисовать. Никогда не расстанется с цветными карандашами, кистью и масляными красками. И вот уже более четверти века Галина всё своё свободное время всецело посвящает любимому занятию – живописи. Излюбленная тема художницы – родная сибирская природа, горные пейзажи, реки и озёра. И эти пейзажи, как признаётся Галина, словно с высоты птичьего полёта, как правило, приходят к ней во сне. Наутро она начинает их писать с ощущением, словно её рукой кто-то движет свыше.
«Порой пишу, как на автомате. Чётко и ясно в моей голове рождается сюжет, название картины. Что-то руководит моей рукой, когда я пишу ту или иную картину. Некий знак вдохновение», – признаётся она. А иногда стоит ей подойти к чистому холсту, как вдруг перед ней начинает проявляться изображение будущей картины. Как проявилось оно в работе под названием «Заснежило». Стоят заснеженные и засыпанные снегом дома деревеньки. Каурая лошадка с санями поднимающаяся в гору. Стога сена… И сверху, с неба падающие на всё это умиротворение большие снежные хлопья.
Живописные ночные видения увлекают её, словно она пускается со своим воображением в некое романтическое путешествие, впечатление от которого и проявляется в её картинах. Как ни странно, но свою собственную трактовку при её богатой красочной фантазии когда-то она увидела и в «Чёрном квадрате» Казимира Малевича. При этом загадочная и спорная картина художника выдала ей очень яркий сюжет для её нового пейзажа.
Бренд Сибири – зима
Или работы Владимира Панина, у которого за его большую творческую жизнь состоялось более двадцати персональных выставок, большинство произведений в которых посвящены любимому городу и его окрестностям. Написаны они в технике живописи, акварели, графики. На его картине «Городской пейзаж с мостом» на фоне пятиэтажек с тёмными окнами – спешащие по мосту прохожие. Незамерзающая Абушка, берега которой присыпаны снегом.
На многих пейзажах Владимира Евгеньевича любимые уголки Запсиба. Они с особым настроением – с яркими сочными красками, прозрачностью, обилием света.
Художник с особым чувством изображает времена года. И каждый раз они у него, кажется, самые впечатляющие. На этот раз эмоциональное впечатление у зрителей оставляет зимушка-зима. Однако в работы Владимира Панина на этот раз затесалась и грустная тематика – брошенные собаки, оставленные переживать зиму хозяевами летних дач.
«Мне эта тема очень близка! Каждый раз надрывается душа, когда вижу очередное, с потерянным взглядом животное, оставленное уехавшими в зиму, в свои многоэтажки дачниками. Поэтому поводу со многими своими соседями по даче переругалась, – говорит организатор выставки Наталья Моисеева. И добавляет: – И художник в этой своей картине «Где же мой хозяин?» отобразил все горькие чувства брошенного им, по-прежнему верного хозяину пса. Да и мои тоже…»
И насколько интересны и разнообразны на зимнюю тематику работы других художников! Порой не оторвать взгляда от картин Натальи Саломыкиной, Елены Лоншаковой, Анны Осиповой, Людмилы Ерофеевой, Натальи Лорнец, Натальи Баландиной, Ирины Зинатуллиной, Марины Якимовой… Как сказала Алёна Соломатова, всем так хотелось показать красоту нашей сибирской зимы! Она ведь бывает не только холодной и лютой, но и снежно-пушистой, уютной, до невозможности красивой!
Многие современные писатели утверждают, что зима с её трескучими морозами давно стала брендом, узнаваемым символом нашей страны, нашей России, а уж Сибири и подавно.
И снова январские морозы напомнили о себе. Кому-то это в радость, а кто-то недоволен. Хотя многие жители больших городов уже и не помнят, что такое белый снег. Но что может быть красивей настоящей русской зимы! Живописных русских деревень и провинциальных городков, убелённых инеем, укутанных пластами чистого снега! Стоит только выехать за границы мегаполисов… Или прийти в Гоголевку, на выставку с кратким названием «Заснежило».
Просмотров статьи: 315