Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Счастливый номер 13

// Автор: Анастасия ЗЯБЛИЦКАЯ
// Фото: Мария КОРЯГА

На этой неделе, 18 декабря, человек-легенда, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР, представитель первого «гагаринского» набора в отряд космонавтов Борис Волынов отметил 89-й день рождения.

Детство и юность Бориса Валентиновича, в чью честь назван новокузнецкий международный аэропорт, прошли в городе Прокопьевске (здесь Волынову установлен бронзовый бюст). Со школьных лет он был одержим мечтой стать лётчиком. К своей мечте шёл целеустремлённо, упорно и в 1956 году, окончив Сталинградское военное авиационное училище под Новосибирском, стал нести службу в авиационных частях Московского округа ПВО, летать на самолёте МиГ-17.

Борис Волынов начинал готовиться к космическим полётам вместе с Юрием Гагариным, Германом Титовым и другими первопроходцами космоса в отряде космонавтов, в который он был зачислен в марте 1960 года. Режим в отряде был строгим. В 7 часов утра – зарядка, затем – занятия, которые заканчивались в 18 часов. Но многие после них задерживались: надо было ещё почитать материалы, причём все они – закрытые, секретные. Поэтому знакомиться с ними надо было только на служебной территории.

«Была, конечно, у нас и парашютная подготовка, при этом никто не хотел прыгать с куполом, у которого был номер 13. А я сделал на нём около 20 прыжков. Ни разу якобы несчастливый купол меня не подвёл!» – позднее вспоминал лётчик-космонавт.

Свой первый космический полёт Борис Волынов (позывной «Байкал-1») совершил с 15 по 18 января 1969 года в качестве командира космического корабля «Союз–5». Именно в этом полёте состоялась первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей – «Союза–4», которым командовал Владимир Шаталов, и «Союза–5». Два космонавта, Евгений Хрунов и Алексей Елисеев, вышли в открытый космос и перешли в корабль «Союз–4». В состыкованном состоянии корабли находились 4 часа 35 минут. Общая продолжительность полёта составила 3 суток 54 минуты 15 секунд.

Затем, 18 января 1969 года, «Союз–5» под управлением Бориса Волынова стал спускаться на Землю. Однако, как известно из истории космического полёта, во время спуска случилась непредвиденная аварийная ситуация: не произошло отделения приборного отсека от спускаемого аппарата корабля. По этой причине спуск был баллистический, аварийный, с большими перегрузками, а не скользящий, когда перегрузки примерно втрое ниже. Кроме того, из-за присоединённого отсека спускаемый аппарат был неверно сориентирован, что привело к сбою в работе его теплозащиты. Космонавта не вжимало в ложемент, а тянуло на ремнях, поскольку корабль во время спуска раскрутило.

Разделение отсеков произошло поздно, когда корабль уже горел в атмосфере.

«Корабль буквально кувыркался! В иллюминаторе видны розовые жгуты раскалённого газа. Металл на глазах становится мягким, как тряпочка, жидким и тут же исчезает, поскольку температура достигла 6,5 тысячи градусов! Вращающийся спускаемый аппарат закручивал стропы парашюта, что могло привести к падению с высоты. Стропы были жёстко скручены, но мне повезло – купол не схлопнулся, парашют открылся. Однако удар при приземлении был такой силы, что магнитофон оторвался и полетел, как снаряд. Повезло, что мимо. Стекляшки посыпались с приборной доски. Ну и моя челюсть с зубами тоже полетела. Между прочим, у корабля «Союз–5», на котором я тогда летал и возвращался после стыковки, заводской номер, какой, думаете, был? Тринадцать! И я остался живой. Правда без зубов», – в одном из интервью вспоминает тот момент приземления Борис Волынов.

Это аварийное приземление, к слову сказать, отражено в документальном фильме «Падение из космоса», показанного в 2005 году на Первом канале (режиссёр – Александр Гурешидзе, в роли Бориса Волынова – Павел Болоянгов).

Приземлился «Союз–5» в 600 километрах от того места, где корабль ждали.  Когда Волынова нашли трое солдат, тот спросил у них: «Я не седой?» «Нет!» - ответили. А один говорит: «Я про вас анекдот знаю». «Какой?!» «Пошатались-пошатались по космосу, поволынили-поволынили – ни хруна не сделали, еле сели». На что Волынов рассмеялся: «Кто ж такой гениальный?!» «Автора не найдут», – отвечают.

В том аварийном приземлении, кроме перелома зубов верхней челюсти, лётчик-космонавт получил ещё несколько серьёзных травм. Увидев полученные Волыновым травмы, медики вынесли свой строгий вердикт: Борис Валентинович уже никогда не сможет полететь в космос, потому что ещё ни один человек на Земле не перешагивал такой психологический барьер! Но через семь лет наш земляк Борис Волынов всё-таки полетел в космос ещё раз. Вместе с лётчиком-космонавтом Виталием Жолобовым (позывной «Байкал»). И это был опять испытательный полёт! На этот раз была совершена первая в мире экспедиция на новую орбитальную станцию «Салют–5», во время которой вновь произошла стыковка, теперь уже со станцией.

Полёт продолжался 49 суток. 24 августа 1976 года космонавты, выполнив правительственное задание, вернулись на Землю.


Просмотров статьи: 220