Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Встать дружно в казачий круг

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: архив Центра русской культуры и этнографии «Параскева Пятница»

В Центре русского фольклора и этнографии «Параскева Пятница» прошли два культурных межрегиональных мероприятия – семинар-практикум по казачьей культуре и концерт «Казачок да бабонька». Для проведения семинара в Новокузнецк был приглашён ансамбль традиционной казачьей культуры «Майдан» (руководитель – Сергей Горбунов, Областной центр русского фольклора и этнографии из Новосибирска), с которым коллектив «Параскевы Пятницы» (руководитель – Елена Павловская) дружит на протяжении многих лет.

На семинарском занятии обсуждались темы, посвящённые традициям казачьей культуры – песенной, плясовой, воинской. Следует отметить, что Сергей Горбунов, атаман, есаул хутора майдан Бердской линии Ново-Николаевского отдела Сибирского казачьего войска, руководитель фольклорного ансамбля традиционной казачьей культуры «Майдан», преподаватель по традиционной воинской культуре, не раз проводил занятия в российских регионах, знакомя слушателей с традициями и традиционной одеждой казачества, с казачьими заповедями, диалектами и говором.

Сергей Германович рассказывает на встречах о воспитании казаков как будущих воинов, выделяет приоритетные направления физической подготовки: рукопашный бой, верховая езда, владение холодным оружием. Знакомит слушателей на семинарах с религиозными традициями и духовной жизнью казачества. Особое внимание уделяет песне в жизни казаков. В репертуаре «Майдана» такие песенные произведения музыкального и войскового казачьего фольклора, как «По горам Карпатским», «Ойся ты, ойся, ты меня не бойся», «Катерина», «Да был у нашей сотни», «Зачем я встретился с тобою», «Христос воскрес сын Божия», «Из-за лесу, леса», «Вы, казачки, военные люди» и другие.

«Мы являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение этого огромного материала. Поэтому мы должны не только бережно хранить эти традиции, но использовать их в быту: петь дедовские песни, плясать народные танцы, хорошо знать свою историю, праздники и обряды, гордиться своими казачьими корнями», – каждый раз на своих семинарах повторяет Сергей Горбунов.

В последнее время в стране пытаются возродить традиционную казачью культуру, которая, как предполагается, должна стать частью нового бытия казаков, составить его фундамент. А значит, возродить историческую память сообщества. Недаром уже в начале 1990-х годов потомки казаков, сохранившие память о своих корнях, высказывали искренний интерес к культурной реконструкции-возрождению: «Трогает меня казачья песня… Хочу, чтобы маленькая дочурка моя знала и умела петь эти задорные песни, гордилась тем, что в её жилах течёт казачья кровь». «Надо возрождать лучшие обычаи отцов и дедов, а прежде всего казачьего духа», – такие высказывания были в письмах, приходивших в адрес Оргкомитета Учредительного съезда Союза казаков области Войска Донского.

И в новокузнецком центре русского фольклора и этнографии «Параскева Пятница» на семинарском занятии говорилось о том, какой вред наносит подмена традиций народной культуре. Когда придумывают и заменяют слова в старинных песнях и плясах. Когда вместо простоты исполнения проявляется вычурная с налётом современности «артистичность». Когда традиционный пляс становится похож на его некое гротескное подобие русского хоровода.

«Настоящие традиции на первый взгляд кажутся замысловатыми, пока не начнёшь постигать их мудрость и глубину. Традиции, которые формируют дух и самосознание русского человека. Их подмена искажает не только восприятие внешнего мира, но и внутреннее состояние человека, его духовность», – отмечал на семинаре Сергей Горбунов.

Затем прошёл совместный концерт участников «Параскевы Пятницы» и «Майдана», на котором прозвучали старинные казачьи песни Дона, терских казаков. В общем хоре пели и плясали и новокузнечане, и их гости из Новосибирска и Кемерова. И эти выступления были настолько зажигательны, что и сами зрители, приехавшие из разных городов Кузбасса, старались не отставать от исполнителей, подпевая столь необычным концертным номерам. И кто-то при этом неожиданно вспоминал и своих далёких предков-казаков, и исполняемые в семье старинные казачьи песни. Ведь что ни говори, а Сибирь для России открыли казаки. А значит, и участники центра русской культуры и этнографии двух сибирских городов, и поклонники их творчества в этот день встали в единый казачий круг, который, как считается, придаёт силу всяким добрым помыслам.


Просмотров статьи: 200