Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Первый в Сибири

Газета «Новокузнецк», выпуск №47 (1252)  //  Рубрика: Юбилеи Новокузнецка

// Автор: Александр ШПРИНГЕР
// Фото: архив Новокузнецкого краеведческого музея

У Новокузнецка есть немало поводов для гордости – за всю его историю, здесь многое делалось впервые если не в масштабах страны, то в масштабах Сибири – точно.

Парень улицей идёт,
Парню 90 лет,
Тот же свет над головой,
То же небо и рассвет.

Что ему стена невзгод
И колючие дожди,
Парень улицей идёт,
Всё у парня впереди.

                           («Пикник»)

На особом месте всегда стоит тот факт, что первый трамвай на бескрайних просторах Сибири был пущен именно у нас, в Новокузнецке, несмотря на то, что есть за Уралом города гораздо старше и крупнее.

90 лет назад, 30 ноября 1933 года, в пять часов вечера от остановки «Площадь Побед» отправился в путь первый новокузнецкий трамвай.

Вот как вспоминал о появлении трамвая в городе С.М. Франкфурт: «Город продолжал разрастаться. Дома строили в различных районах. Центр – это завод. С ним были связаны не только рабочие эксплуатационники и строители основных цехов, но и подсобные предприятия (окраины). Передвижение людей, особенно при отсутствии у нас дорог, становилось уже серьёзным вопросам. Хитаров – секретарь горкома – и я живали за границей. Между нами шёл «теоретический спор», как лучше организовать городской транспорт. Хитаров был горячим поклонником трамвая, я – автобуса. Точка зрения Хитарова победила. Весной 1933 года решили строить трамвай.

Трамвай должен был соединить постоянный город и временный посёлок вплоть до реки Томи с заводом и вокзалом.  В четыре месяца построили несколько линий трамвая и обслуживающие помещения. Строители трамвайных путей работали форсированным темпом. Строительству очень помогли многочисленные рабочие субботники».

Общеизвестно, что в появлении трамвая в Сталинске (Новокузнецке) немаловажную роль сыграл знаменитый нарком Серго Орджоникидзе, который ускорил доставку в Новокузнецк из Мытищ восьми моторных вагонов серии Х и десяти прицепных вагонов серии М, а также необходимого кабельного оборудования, благодаря чему всё прошло быстрее, чем могло быть.

Единственный на момент пуска маршрут связывал ДОЗ с вокзалом через площадь Побед. Также была ветка, уходящая примерно от сада Металлургов по Воровского за нынешний проспект Курако в депо.

От начала строительства до первого трамвайного звонка прошло четыре месяца. По данным Новокузнецкого краеведческого музея, за это время было вынуто около 20 тысяч кубометров земли, проложено 7,2 километра трамвайных путей, уложено 9 тыс. шпал, установлено более 300 опор и подвешено 7,5 километра проводов. Кроме того, построены временный 40-метровый деревянный мост через Абу (через год его сменит «горбатый» мост – предшественник нынешнего), трамвайное депо и здание подстанции. Стоимость строительства первой очереди составила около двух миллионов рублей.

Вот что писала о пуске трамвая городская газета «Большевистская сталь»: «Первый от Владивостока до Урала трамвайный звонок прозвенел на площади Побед. Товарищи Франкфурт, Хитаров, Лотиков приветствовали первый сталинский трамвай. Они сказали о том щедром вкладе в социалистическую культуру города Сталинска, который строители Кузнецкстроя преподнесли сами себе. Не надо было больше слов. Это хорошо понимали все. Новенькие, как будто ещё пахнувшие краской, вагоны вытянулись вдоль Радиальной улицы. Это было крепче слов, крепче непогоды, которая не смогла стереть с лиц людей радостную улыбку. Ударники, садитесь!  Вагон тронулся. В это время начальник трамвайного бюро осторожно вёл сквозь темноту трамвай, первые пассажиры огласили вагон весёлыми песнями. Вдоль всего пути от Лесозавода до Соцгорода толпы людей приветствовали трамвай».

Останавливаться на достигнутом не стали, и вскоре трамвай стал, пожалуй, самым популярным и востребованным видом общественного транспорта в молодом городе. Уже в 1934 году протяжённость путей составила 19,3 км (трамвай пошёл в дальнее Куйбышево и через Левый берег до Водной станции), а накануне войны, в 1940 году, трамвайная сеть увеличилась уже до 25,8 километров, в том числе в 1938 году связав с центром Кузнецк. Количество вагонов с 36 в 1934 году выросло до 48 в 1940-м, а число перевезённых в год пассажиров за это же время увеличилось с 12,9 миллиона до 30,5.

В 1939 году трамвайный цех, входивший до этого в состав КМК, был передан в ведение Горсовета и стал городским коммунальным предприятием, продолжая активно развиваться: строились новые линии, на которые выходили новые трамваи.

27 ноября 1969 года было открыто трамвайное движение по Заводскому району к Западно-Сибирскому металлургическому заводу. Планировалось связать трамвайными путями Запсиб с Центром, но в итоге Новокузнецк остался городом с двумя независимыми трамвайными системами – довольно редкий случай.

Существовал также план провести трамвайные пути из Заводского района в будущий Новоильинский, но и им не суждено было сбыться.

Начиная с 1990-х годов новых трамвайных линий уже не строили, а многие из старых убрали – в том числе с проспектов Курако и Металлургов.

Однако и сегодня трамвай всё ещё остаётся важным и востребованным видим общественного транспорта. В Новокузнецке сегодня действует шесть маршрутов, на которые выходят 98 вагонов. В последние годы старые трамваи активно заменяются новыми – более современными и комфортными.

В 2023 году на привокзальной площади было построено разворотное трамвайное кольцо, что позволило вернуть трамвай на вокзал, до которого были продлены маршруты 5, 6, 8 от остановки «Транспортная», что сделало вокзал более доступным для новокузнечан и гостей города.


Согласно юбилейному календарю, составленному отделом краеведения библиотеки имени Н.В. Гоголя, на этой неделе нас ожидает ещё несколько интересных дат.

55 лет назад, 30 ноября 1968 года, в Новокузнецке родился Руслан Геннадьевич Сидоров (1968-2013), замечательный поэт, ведущий поэтического клуба «Дилижанс» при Центральной городской библиотеке имени Гоголя. Учился в Кемеровском государственном университете, работал в школах Новокузнецка преподавателем химии, физики, астрономии, истории, физкультуры. Публиковался в журналах «После 12», «Огни Кузбасса», «Страна Озарение». Автор поэтических сборников «Не именуя» (1998), «Второе дыхание» (2006), «Бегущий навстречу солнцу» (2014), «Поэзия – бессонница души. Алтайская тетрадь» (2015), «Поэтические сочинения. Кн. 1. Не именуя» (2017).

95 лет назад, 2 декабря 1928 года, Президиум ВСНХ принял окончательное решение о постройке Тельбесского (Кузнецкого) металлургического комбината.

65лет назад, 3 декабря 1958 года, родилась Марина Михайловна Котович, доктор медицинских наук, профессор, декан терапевтического факультета НГИУВа.

55 лет назад, 3 декабря 1968 года, решением горисполкома №502 Мариинская улица была переименована в честь Виктора Ивановича Шункова (1900-1967), нашего земляка, выдающегося историка, заместителя директора Института истории, директора фундаментальной библиотеки общественных наук, ректора журнала «Исторический архив», доктора исторических наук, члена-корреспондента АН СССР.

10 лет назад, 3 декабря 2013 года, Совет народных депутатов Кемеровской области присвоил звание «Почётный гражданин Кемеровской области» Виктору Васильевичу Некрасову – заместителю председателя правления региональной общественной организации «Землячество Кемеровской области», директору шахты «Зыряновская» (1980-1991), ген. директору АО «Угольная компания «Кузнецкуголь» (с 1991 года), лауреату Государственной премии РФ в области науки и техники, почетному работнику угольной промышленности, профессору, академику Академии горных наук, доктору технических наук.

85 лет назад, 4 декабря 1938 года, родился Виктор Николаевич Фрянов, профессор СибГИУ, специалист в области управления состоянием массива горных пород, доктор технических наук, действительный член Академии инженерных наук.

75 лет назад, 4 декабря 1948 года, открылась школа №50, первым директором которой стал И.В. Сычев.

65 лет назад, 4 декабря 1958 года, создано Новокузнецкое грузовое автотранспортное предприятие №2: приказом №516 по Кемеровскому областному автотресту и. о. управляющего И. Горбунова были образованы грузовые автотранспортные хозяйства в городах Кузбасса, в том числе Сталинское грузовое автотранспортное хозяйство №2 – сегодня ОАО «НГАТП-2».

15 лет назад, 4 декабря 2008 года, в селе Костёнково прошло торжественное открытие и освящение храма в честь великого воина, святого Александра Невского.

15 лет назад, 5 декабря 2008 года, открылся полигон твердых бытовых отходов (ТБО), расположенный у села Кругленького, на землях промышленности и энергетики Новокузнецкого городского округа. По плану все 100 процентов городских бытовых отходов со всех районов города поступают на завод-полигон по экологической утилизации мусора ООО «ЭкоЛэнд».

75 лет назад, 6 декабря 1943 года, родился Анатолий Алексеевич Ивушкин, генеральный директор ОК «Сибшахтострой», заслуженный строитель РФ, почетный шахтер, лауреат премии Кузбасса, меценат.

70 лет назад, 6 декабря 1948 года, родился Александр Григорьевич Трофимов, фотохудожник, член творческой группы «Трива», член Союза фотохудожников с 1990 года.


Просмотров статьи: 415