С этой «Маски» позолота не слетит
На днях в театральной жизни города случилось событие самого высокого уровня. В Новокузнецк впервые прибыла «Золотая Маска»! Участники фестиваля, который под этим названием проходит в нашем городе при поддержке Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, представили на сцене Новокузнецкой драмы работы столичных театров.
От Москвы до самых до окраин
«Золотая Маска» в городах России – масштабная ежегодная программа, благодаря которой десятки тысяч зрителей по всей стране получают возможность увидеть современный театр и его главных героев. Первый проект программы состоялся в 2000 году, и за это время «Золотая Маска» провела более 170 фестивалей не только в крупных культурных центрах, но и в малых городах. Представляя лучшие российские спектакли в разных географических координатах, от Архангельска до Южно-Сахалинска, «Золотая Маска» выполняет важнейшую миссию объединения культурного пространства, помогает преодолевать барьеры внутри театрального сообщества, делает театр доступным для огромного числа зрителей.
Фестиваль включает работы легендарных мастеров и талантливых молодых режиссёров, постановки как по классическим произведениям, так и по пьесам, написанным нашими современниками. «Золотая Маска» – это спектакли, ставшие номинантами и лауреатами Российской национальной театральной премии, отмеченные экспертами, завоевавшие любовь зрителей. Это постановки всех жанров – драматические и музыкальные спектакли, балет и современный танец, театра кукол и новаторские работы, созданные на стыке искусств.
Проект в Новокузнецке является продолжением перспективного сотрудничества фестиваля с Новокузнецким драматическим театром, который уже несколько лет успешно участвует в конкурсных и внеконкурсных программах главного театрального смотра страны. Так, в этом году спектакль «Макбет» был выдвинут на соискание премии «Золотая Маска» в пяти номинациях. В 2024 году среди номинантов «Маски» сразу две постановки театра – «Сахаров» и «Чёрная пурга».
В этом году «Золотая Маска» побывает в 12 городах. Помимо Новокузнецка – это Екатеринбург, Омск, Пермь, Ульяновск, Череповец, Новосибирск, Санкт-Петербург.
Программа фестиваля в Новокузнецке открылась спектаклем «Вариация тайны» Московского театра юного зрителя (как отметили актёры, «пусть вас не вводит в заблуждение название театра, мы играем и взрослые спектакли»). Пьеса в постановке легендарного режиссёра Камы Гинкаса, в которой мастер говорит с публикой о любви и ценности жизни. Пьеса писателя и драматурга Эрика-Эмманюэля Шмитта, которого называют «мудрец из Брюсселя», поставлена по его книге «Загадочные вариации», главные роли в постановке исполняют артисты Валерий Баринов и Игорь Гордин. Автор пьесы – натура довольно неоднозначная: одни обвиняют Эрика-Эмманюэля в попсовости, сентиментальности и даже пошлости. Другие любят его за искренность, мудрость и умение задавать трудные вопросы так, что над ними хочется размышлять. Иные критики сравнивают его с Сент-Экзюпери, в ответ на это ироничный и парадоксальный Шмитт замечает: «Лучше бы назвали меня внебрачным сыном Мольера и Сартра!»
Каждый со своей тайной
Эрик-Эмманюэль Шмитт – философ и исследователь человеческой души, писатель и кинорежиссёр, один из самых успешных европейских драматургов, человек, который в своих книгах бесстрашно задаёт вопросы Богу и Понтию Пилату, Будде и Магомету, Фрейду и Моцарту. Но главное – самому себе: что есть любовь? «Если столько голов, столько умов, то и столько сердец, столько родов любви», как-то задумчиво произнесла в романе Льва Толстого Анна Каренина. «Мудрец из Бельгии» убеждён, что философия (как и тайна, и любовь), – вокруг каждого человека. Её не нужно прятать за высокопарными фразами и сложными текстами, она должна жить в виде сказок, пьес, диалогов.
И эту разную любовь мы видим и в пьесе «Вариации тайны» в исполнении Валерия Баринова и Игоря Гордина, которые развернули перед зрителем настоящую трагикомедию, чем-то напоминающую детектив, в которой присутствует главная героиня пьесы – Тайна.
Спектакль начинается с громкой и внезапной стрельбы. Пожилой Эрик Ларсен (Валерий Баринов), представившийся журналистом вбегает после стрельбы в него в дом писателя Абеля Знорко (Игорь Гордин) – лауреата Нобелевской премии, скрывающегося от людей на пустынном острове в Норвежском море. На этом построена и сценография спектакля – световые декорации в виде волны и шаров, которые подсвечены синим цветом. «Я в вас не попал – значит есть причина с вами беседовать», – обращается хозяин дома, ведущий отшельнический образ жизни, к своему неподстреленному гостю.
В декорации «вписана» и огромных размеров картина, вернее фотография оголённых изгибов женского тела со спины, которая является и обложкой книги «Невысказанная любовь» – Скрипки Энгра. (Фотография Мана Рэя «Скрипка Энгра» положила начало целому направлению вариаций на тему музыкальной женственности.) «Женщина – это вариации на тему мелодии. Мелодии скрытой, неясной, едва появляющейся и исчезающей», – замечает один из героев пьесы.
На остров пожилой Эрик Ларсен явился ещё и потому, что вновь вышедшая книга Абеля Знорко сильно отличается от прежних произведений автора и представляет любовную переписку мужчины и женщины. В этом и заключается главная тайна: кто она, эта женщина, которая с таким нежным трепетом и в то же время с такой яростной страстью пишет о любви? Хозяин дома Абель Знорко – человек высокомерный, эгоистичный и даже циничный, рассказывает о своей героине, которой предназначены были его письма. Они посвящены женщине, по его словам, некрасивой, серой мышке, но неожиданно разбудившей в нём такую «плотскую страсть», что он готов был даже жениться на ней. Но решил вовремя остановиться, чтобы сохранить в себе «чувство этого пылающего огня страсти». Очень кстати ему был предложен неким издателем миллионный контракт на издание книги, этой откровенной в своей оголённости чувств переписки, которая должна была длиться на протяжении пятнадцати лет.
Диалог, как на ринге
Журналист всё-таки добивается от автора «Невысказанной любви», что в основе книги лежит реальная история любви к некоей молодой женщине по имени Элен Меттернах. Вскоре раскрывается и правда: журналист – не журналист, а учитель музыки и муж Элен, с которой он прожил два года, и которая умерла десять лет назад от страшного заболевания. Учитель музыки – полная противоположность маститому и высокомерному писателю. Он несколько суетлив, скромен, считающий себя счастливым от того, что любил свою жену и был ею, как ему думалось, любим. Любил он свою Элен, как он признаётся, по-стариковски. Главное в его любви была забота о жене. Чтобы теплей одевалась в холода, вовремя поела, чтобы ничего её в домашних делах не тяготило. Но однажды после смерти своей второй половинки он находит эту тайную переписку страсти, прочитав которую, был потрясён и растерян от того, что жил рядом с любимой женщиной, в которой кипели столь яростные чувства к другому. (К слову, на пресс-подходе режиссёр Кама Гинкас в шутку, лукаво прищурившись, заметил: «После просмотра этого спектакля, вы более пристальней решите приглядеться к своим жёнам».)
Попереживав некоторое время, Эрик Ларсен решил найти выход своему горю – стать своей любимой женой. Он отлично умел подделывать почерк, а обладая незаурядным умом и добрым сердцем и – чувства, которые стал выражать высоким любовным стилем своей жены в письмах к писателю. Таким образом, переписка не прекратилась. Писатель, не заметив разницы в стиле и почерке, ни о чём не догадался. А муж лишь после выхода книги, при встрече со своим соперником признался в подлоге потрясённому бывшему любовнику своей Элен. Уложив его этим признанием, словно сильнейшим ударом в напряжённом словесном поединке на обе лопатки. Двое соперников одной любимой ими женщины. Только тот, что моложе и циничней, просто-напросто испугавшись своей любви, решил спрятаться от неё на пустынном острове. «Вас же загнал сюда страх! Страх настоящей любви!», – бросает ему тот, что гораздо старше и мудрей. И писатель вынужден порвать на его глазах письмо, в котором он, обращаясь к Элен, пишет о том, что книга издана, контракт завершился, и теперь она может приехать на остров, чтобы воссоединиться с ним, её многолетней и вечной любовью.
Но поздно. В этих любовных историях, которые такие разные, с такими разными лицами, порой не бывает сослагательного наклонения…Абель Знорко готов покончить с собой. (Предполагаю, не столько от известия о смерти любимой им женщины, сколько от потрясения, что все эти годы переписывался с её мужем, и что в книгу вошла переписка именно с ним.) И как теперь ему, а вернее им двоим, жить дальше без их Элен? Но на помощь опять-таки приходит мудрый и милосердный Эрик Ларсен. «Я буду писать вам!», – говорит он, прощаясь, писателю. И эта фраза звучит настолько неожиданно и гротескно после всего сыгранного на сцене, что вызывает у зрителей взрыв смеха. Ну, а иначе, какой бы была концовка у столь неоднозначной любовной истории! И это значит, что жизнь любимой ими женщины, вновь продолжится для них двоих в этой странной, но жизнеутверждающей переписке.
Актёры – Валерий Баринов и Игорь Гордин – играют настолько естественно, настолько правдиво, словно сами проживают всю эту историю. «Баринов таков, потому что такова его любовь, немного стариковская нелепая по отношению к жене. Гордеев тоже не молод, но он сопливый мальчишка по сравнению со своим оппонентом, с этими своими громкими и циничными монологами», – как откликнулась на игру актёров одна из зрительниц.
Продолжил тему, но только в другой тональности, спектакль «Сон в летнюю ночь» театра «Мастерская П.Н. Фоменко». Постановка режиссёра Ивана Поповски стала настоящим событием, подарив театру целую россыпь блистательных актёрских работ. В 2016 году «Сон в летнюю ночь» был отмечен «Золотой Маской» как лучший драматический спектакль.
Просмотров статьи: 247