Под стук колёс
Из комсомольской юности мне вспоминается многое, но особенно яркий след оставил студенческий отряд «Голубая стрела», в составе которого пришлось объездить полстраны.
А началось всё с того, что в третьей четверти прошлого столетия положение с кадрами на железнодорожном транспорте, как и во всём народном хозяйстве, осложнилось. Сыграли свою роль несколько факторов. Один из них был связан с ростом объёмов перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте. Так, только из Кемеровской области за 1960–1980 годы численность отправленных железнодорожным транспортом пассажиров возросла примерно на 10 млн человек, достигнув в общей сложности 40 млн. Рост пошёл потому, что проезд в пассажирских поездах считался общедоступным. Билет из Новокузнецка в Москву в 1980-х годах стоил примерно 30-40 рублей (в два раза дешевле, чем на самолёт). Большая часть перевозок приходилась на лето, все стремились выехать на отдых, попутешествовать. Соответственно росла нагрузка на кадры проводников. Выходом из непростого положения стали студенческие отряды.
Новокузнецкий студотряд проводников «Голубая стрела» был создан в 1971 году. И с тех пор ежегодно значился в числе лучших студенческих отрядов Кемеровской области. Студенты-проводники трудились на самых напряжённых летних маршрутах, обслуживали поезда, которые доставляли пассажиров в Москву, Адлер, Ташкент. В каждой бригаде были командир и комиссар. Они вместе с начальником поезда отвечали не только за материальные ценности, но и за жизнь студенческой бригады. Вместе со студентами в составе работали шесть кадровых проводников, обслуживавшие штабной и хвостовые вагоны, где полагалось работать проводникам со стажем не менее года.
Поначалу к студентам-проводникам пассажиры относились с недоверием. Но очень быстро отношение изменилось в лучшую сторону. Такая временная, на летние каникулы работа нравилась и студентам. Об этом косвенно свидетельствуют факты стабильного из года в год комплектования отрядов. Кроме того, с приходом на железнодорожный транспорт студентов-проводников в пассажирских вагонах появились библиотеки, бюро добрых услуг. В детских вагонах всех составов – библиотечки детской литературы, игрушки. По радио бойцы «Голубой стрелы» выступали с лекциями, передавались выступления агитбригад, записанные на магнитофонную ленту, выпускали стенгазеты. Это также создавало хорошее настроение у пассажиров.
В 1980–1990 годы Кемеровский обком ВЛКСМ и Президиум Дорпрофсожа Кемеровской железной дороги начали новую страницу в организации молодёжного движения – соревнования студенческих отрядов проводников. В 1982 году лидером стал отряд, работавший в Новокузнецком пассажирском вагонном депо (командир А.А. Шадчнев, комиссар В.А. Гаврина). 24 человека были отмечены почётными грамотами. Это были учащиеся Беловского энергетического и Кузнецкого металлургического техникумов, Новокузнецкого педучилища, Сибирского металлургического института, Кемеровского технологического института пищевой промышленности, Кемеровского государственного института культуры. В 1983–1985 годы Новокузнецкий студенческий отряд проводников с теми же руководителями снова был признан лучшим. В 1984 году переходящие Красные знамёна Кемеровского обкома ВЛКСМ, управления Кемеровской железной дороги и президиума дорожного комитета профсоюза с денежными премиями в тысячу рублей вновь были вручены Новокузнецкому студенческому отряду (командир А.А. Шадчнев, комиссар М.В. Антимонов). В 1988–1991 годы Министерство путей сообщения СССР и Центральный комитет профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства присудили сводному студенческому отряду проводников пассажирских вагонов «Голубая стрела» дипломы за достижение высоких результатов в обеспечении летних массовых перевозок пассажиров.
За время работы отряда получено более 60 тысяч благодарностей от пассажиров. Ежегодно бойцы студенческого отряда проводников перечисляли более 20 тысяч рублей, которые зарабатывали, в различные благотворительные фонды. Эти деньги шли на строительство и благоустройство города Гагарина, на подготовку и проведение Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, на развитие движения строительных отрядов.
В Новокузнецком студенческом отряде проводников каждое лето были заняты более тысячи студентов. С 1987 года студенческий отряд начал работать круглогодично. С сентября по май 150 студентов обслуживали пассажиров в поездах «Новокузнецк – Новосибирск» и «Новокузнецк – Бийск». В ноябре 1993 года студенческий отряд проводников прекратил своё существование. Однако память об этих поездках под стук колёс осталась в душе каждого надолго, и у каждого в памяти – свой маршрут в это незабываемое прошлое.
Николай Ковшов, ветеран комсомола Куйбышевского района
Просмотров статьи: 314