Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Дорога туда, откуда нет дороги

// Автор: Александр Шпрингер
// Фото: Диана Токмакова

Кажется, что новокузнецкого театрального зрителя уже трудно удивить чем-то необычным, какими-то экспериментами и неожиданными решениями, однако руководству и труппе Новокузнецкого драматического театра с каждой новой премьерой удаётся это сделать.

Вот и сейчас, в преддверии своего 90-летия, новокузнецкая Драма отправляет зрителя в необычное путешествие по улицам города на настоящем троллейбусе.

Зачем изображать автобус или троллейбус на сцене, как это предполагал автор пьесы «Дорога туда, откуда нет дороги» Валентин Красногоров, если можно сыграть спектакль прямо в троллейбусе? Так решил режиссёр Даниил Нагайцев и претворил своё решение в жизнь.

Необычно? Смело? Оправданно? Безусловно, «да» на все вопросы. Когда ты, будучи пассажиром, проживаешь и переживаешь с героями их жизнь – эффект совсем не тот, который получаешь, сидя в зрительном зале.

Конечно, нужно было решить технические вопросы, но с этим помогли управление по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка и разрез Тайлепский.

Архетип дороги не просто очень распространён, он является одним из основных и важнейших архетипов в мировой культуре. Дорога в произведении искусства – это почти всегда метафора человеческой жизни, место судьбоносных встреч и принятия важнейших решений.

Так и здесь, в этом спектакле. Перед нами проносится жизнь мужчины и женщины: детский сад, школа, институт, работа, свадьба, рождение ребёнка, появление любовницы, проблемы на работе, ссоры, разрывы, болезни, старость… Троллейбусный маршрут от остановки «Детский сад» до остановки «Крематорий».

Сыграно было отлично. Каждый эпизод выглядел органично, и зритель верил артистам безоговорочно, узнавая во многом в том числе и себя самого.

Практически через всё, что мы увидели, проходит каждый человек, постоянно принимая те или иные решения, совершая тот или иной выбор.

Проблема в том, что мы не всегда осознаём, когда этот выбор совершаем. А потом уже становится поздно что-то менять.

«Торопимся жить, мечтаем, стремимся, надеемся. А чем оно все кончается? Почему нам никто не сказал, что мечты не сбываются, что надежды вянут, а счастье заключается вовсе не в том, к чему мы стремились», – задает вопросы главный герой, приближаясь к конечной остановке.

А вопросы на этом не кончаются: «Почему было столько ссор, конфликтов, ненависти, зависти? Почему свои дети становятся чужими? Почему жизнерадостный юноша превращается в ворчливого старика? Почему замечаешь, что жизнь прожита зря только тогда, когда она уже на исходе? Почему сделано столько ошибок и когда, где совершена главная?»

Финальный аккорд кульминационного монолога пьесы завершается тяжёлым итогом: «И вот я остался один и не могу ответить ни на один вопрос».

Думается, что и не каждый зритель ответит, особенно честно и самому себе. А потому «пассажиры» выходили из троллейбуса с очень смешанными эмоциями – с одной стороны, удовольствие и радость от увиденного, а с другой… в голове наверняка какое-то время будут звучать все эти вопросы главного героя.

«Я вижу лица людей, которые выходят из этого троллейбуса, вижу, что тот эффект, которого я хотел достигнуть, он есть, – отмечает режиссер Даниил Нагайцев. – Мы немного прокатились, заглянули себе в душу, подумали о вечном, о том, что мы порой очень сильно занимаемся не тем. Нужно жить, а не гнаться за мишурой, за тем, что тебе навязали. Нужно просто жить и радоваться этой жизни – бежать к счастью, как говорит в финале главный герой».

Сложно ли было всё это реализовать технически? Кажется, что для артистов новокузнецкой Драмы уже нет ничего невозможного – они органично смотрятся и на сцене в своём родном театре, и в салоне троллейбуса.

«У меня уже был опыт, я уже ставил спектакль в трамвае, – рассказывает Даниил Нагайцев. – Но здесь совершенно другая специфика, потому что троллейбус едет иначе. Мне кажется, это было интересно артистам. Мы же всегда видим декорации, а здесь всё настоящее – и эмоции, и троллейбус, и сама жизнь».

Думается, спектакль ««Дорога туда, откуда нет дороги» станет одним из самых популярных в репертуаре Новокузнецкого драмтеатра и путь между остановками «Детский сад» и «Крематорий» будет преодолён ещё множество раз. По крайней мере, билеты на все ближайшие «рейсы» уже раскуплены, а места в стареньком троллейбусе ждут своих «пассажиров».

 

 


Просмотров статьи: 384