Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Лети. И прямо в точку!

// Автор: Татьяна Шипилова
// Фото: Мария Коряга

Если кто и проводит в нашем городе внушительные соревнования беспилотных аппаратов, так это только детский технопарк «Кванториум». Вот и на этот раз он собрал на своей площадке юных пилотов и штурманов, управляющих беспилотниками, из разных городов Кузбасса, открыв состязанием дронов новый учебный год.

Актуальны и перспективны

Выступали на соревнованиях, демонстрируя своё мастерство, участники в двух возрастных категориях – от семи до 13 лет и от 14 до 21 года. По словам организаторов, в частности, директора детского технопарка «Меридиан» Олега Попова, главной целью этих пока ещё необычных состязаний было стремление объединить юное поколение новокузнечан, которое проявляет немалый интерес к технике, в том числе к дронам, кто готов «расти и технически развиваться». Преподаватели детского технопарка уверены: беспилотная авиация сегодня актуальна и перспективна, и потому это направление детского технического творчества нужно продвигать, а значит, необходима организация и подобных соревнований.

Прежде чем дать отмашку к старту на площадку был приглашён 17-летний новокузнечанин Максим Никифоров, который признан лучшим пилотом скоростных дронов не только в Сибири, но и в стране. На недавних Всероссийских соревнованиях по дрон-рейсингу в Новосибирске воспитанник «Меридиана», приобретший навыки управления беспилотными аппаратами на занятиях в «Кванториуме», завоевал две медали – золотую и серебряную. Перед этим в Красноярске новокузнечанин стал победителем 3-го этапа Гран-при России по дрон-рейсингу в классе «Nitro», куда пробиваются только спортсмены-профи (Максим создаёт свои беспилотники собственными руками).

Какие только выкрутасы и виражи не выделывал «золотой» дрон Максима, демонстрируя участникам состязаний виртуозное мастерство управляющего им пилота! После показательного выступления лучшего пилота Сибири стартовали и дроны других. На состязания были приглашены и новички, и уже имеющие опыт мастера лётных виражей. Им не возбранялось выходить на линию для запуска своих летательных аппаратов вдвоём, разделив обязанности пилота и штурмана. Хотя кто-то, запуская дрон, предпочитал действовать в одиночку, без каких-либо помощников.

Мастера лётных виражей

Работали юные спортсмены-авиаторы по двум номинациям: «Пилотаж» и «Воздушная акробатика». По условиям первой участники делали один полный круг по трассе, не отклоняясь от траектории полёта, а затем усаживали беспилотник на специальный квадрат с обозначенной на нём точкой. При этом можно было услышать громкие наставления руководителей команд пилотов: «Лети-лети, и прямо в точку!»

Дополнительные баллы приносил пролёт под финишной аркой. Иные дроны перед ней как-то задумчиво останавливались, словно сомневаясь, пролетать или ну её! И когда всё-таки аппарат решался преодолеть ещё и это препятствие, то его решительность вознаграждалась восторженными возгласами болельщиков пилота, который смог направить дрон по обязательному для состязаний маршруту.

Гораздо сложнее было управляться с квадрокоптерами во второй номинации – воздушной акробатике. В ней дроны должны были, не выходя за границы поля, исполнять в воздухе различные фигуры пилотажа: просто виражи, виражи с креном, горизонтальную восьмёрку, пикирование, горку, переворот. Иные дроны-акробаты устраивали в воздухе, благодаря своим пилотам и штурманам, настоящее цирковое представление. За их быстрыми виражами, прыжками и перемещениями, этим немыслимым фигурным полётом, нелегко было уследить и соперникам, и болельщикам. «Зрелище, конечно же, ещё то!» – выразился один из зрителей.

Команда пилотов-энтузиастов

«Я дрон освоил недавно. Мне его в школе вручили и предложили: «Попробуй, полетай!» Попробовал. Понравилось. Особенно люблю то чувство свободы, когда твой дрон летает в воздухе. Словно ты сам над землёй взлетаешь и свободно паришь. Собираюсь с беспилотными аппаратами связать свою будущую профессию, ведь чем сложнее, тем всегда интереснее», – признаётся 13-летний Артур Кононков, ученик седьмого класса 81-й школы. Его поддерживает одноклассник Даниил Василатий: «И мне в целом это занятие нравится, хотя часов для подготовки к соревнованиям было не особенно много. Но сейчас мне легче ещё и потому, что я занимался робототехникой, по которой также участвовал в состязаниях. Сам делать дроны ещё не пробовал, но потом, когда хорошо попрактикуюсь, всё-таки попробую что-нибудь сам смастерить. Практика с дронами и роботами мне пригодится: в будущем хочу быть программистом», – говорит Даниил.

К семиклассникам присоединяется ещё один участник этой школьной команды, пятиклассник Владислав Ложкин. Для Владислава эти полёты – первый эксперимент, своего рода проверка: годится он для этого дела или нет. Дроны, признаётся Владик, собирал, но на любительском уровне – из конструктора «Лего». Если понравится, то занятия с управлением беспилотными аппаратами, говорит, окончательно продолжит. Тем более что его самые любимые школьные предметы – это информатика и математика, а без них в создании дронов никуда.

Удачно прошёл маршрут в пилотаже Савелий Злобин, семиклассник малиновской школы №30. Но это и неудивительно: робототехникой он занимается ни много ни мало четыре года. Управлять дронами научился летом, и, по словам его руководителя Ирины Истигешевой, за это время отлично зарекомендовал себя в качестве пилота квадрокоптера. Более того, Савелий научился с помощью него снимать фото и видео праздничных торжеств, проходивших в посёлке.

Несмотря на возраст, имеет опыт участия в соревнованиях и 11-летний Тихон Радеев, ученик гимназии №6 г. Междуреченска. «Дома нечем было заняться, пришёл в технопарк и увлёкся беспилотниками. Это так интересно!» – рассказывает юный пилот. «Тихон в нашей группе – самый боевой по характеру, недаром ходил на каратэ, – поддерживает спортсмена его руководитель по робототехнике Дмитрий Ерисов и добавляет: В нашем междуреченском «Кванториуме» занимаются около ста ребят. Это очень много! Благо, в нём имеется множество инвентаря самого разного вида. Радует, что всем эти занятия и робототехникой, и управлением беспилотниками очень нравятся».

Будущее не за горами

Организаторы подобных состязаний говорят, что в Кузбассе растёт поколение ребят, которое заинтересовано не только в совершенстве владеть управлением, но и создавать на свой вкус и цвет беспилотные аппараты. Иные связывают с ними своё профессиональное будущее. А это важно для развития страны. Так, на днях, выступая на стратегической сессии по развитию беспилотных авиасистем, Михаил Мишустин, Председатель Правительства РФ, поставил перед участниками задачу нарастить количество беспилотных аппаратов. По мнению премьера, Россия в этом деле должна идти на шаг впереди конкурентов, тем более что все возможности для этого у нас есть, нужен лишь системный подход. Для этого в стране будет сформирована собственная промышленная база и программное обеспечение. В ближайшее время планируется подготовить в этой сфере более миллиона специалистов. Для разработчиков и тех, кто использует в своей профессиональной деятельности беспилотники, появятся новые цифровые решения. «Количество лёгких дронов уже сегодня исчисляется десятками тысяч. Но в основном они пока изготавливаются, скажем так, технологическими энтузиастами. Необходимо систематизировать и масштабировать их производство», – подчеркнул Михаил Мишустин.

И потому за предстоящие семь лет в стране планируется почти втрое увеличить долю именно отечественной беспилотной «продукции», почти вдвое – объём российского рынка тяжёлых и средних беспилотных аппаратов. При этом достичь поставленной цели не только за счёт инновационной техники, но и расширения на её основе услуг, которые востребованы сегодня потребителями: от доставки беспилотными аппаратами различных грузов и посылок в удалённые населённые пункты до предупреждения чрезвычайных ситуаций, аварий, а также выполнения целого ряда других важных задач.

По итогам новокузнецких состязаний, которые прошли на площадках перед технопарком «Кванториум», лучших пилотов и штурманов наградили дипломами и сувенирами. Возможно, и среди этих ребят будут те, кому предстоит в будущем вершить судьбу отечественной беспилотной авиации. И оно, это будущее, не за горами.

 

 


Просмотров статьи: 428