Новокузнецкое городское телерадиообъединение

На стыке трёх лучей-проспектов

// Автор: Александр Шпрингер
// Фото: Мария Коряга

В любом городе, мимо которого проходит железная дорога, вокзал всегда является особым местом – местом встреч и разлук, возвращения в родные пенаты и начала новой жизни. В Новокузнецке вокзал не только соединяет город с соседями, но является важным центром притяжения самого городского пространства: отсюда разбегаются три луча-проспекта, сюда стягивается большинство маршрутов общественного транспорта.

10 лет назад, 19 сентября 2013 года, состоялось торжественное открытие нового здания железнодорожного вокзала, реконструкция которого велась с 2011 года и обошлась РЖД почти в полтора миллиарда рублей. Генеральным подрядчиком реконструкции стала Дирекция капитального строительства ОАО «РЖД», проект подготовили специалисты института «Сибжелдорпроект» во главе с Игорем Башкировым. Работу выполнила новосибирская строительная компания «Континент».

В 1924-1925 годах на железнодорожной станции «Кузнецк» было построено первое капитальное здание, сохранившееся до нашего времени. Оно стоит на третьей платформе, которая несколько десятилетий была «лицом» вокзала. Многие до сих пор считают его первым вокзалом города, но это было не так – в приземистом здании из дикого камня, выстроенном в стиле позднего модерна, располагалось управление Кольчугинской железной дороги.

Существовало ли при этом специальное здание вокзала – история умалчивает. Однако известно, что в 1926 году на станции был построен деревянный вокзал, в котором разместились техническая и товарная конторы.

Нужды Кузнецкстроя требовали расширения и развития железнодорожного хозяйства, поэтому в 1934 году строят новое, более вместительное деревянное здание вокзала.

Спустя более четверти века Новокузнецк получает достойный для крупного промышленного города новый вокзал, рассчитанный на одновременный приём полутора тысяч пассажиров.

Здание вокзала занимает привычное нам сегодня место. Его строят по типовому проекту – с небольшими отклонениями во внешнем виде, такие вокзалы до сих пор стоят в Кемерове, Барнауле, Магнитогорске, Нижнем Тагиле.

Территорию перед вокзалам украсила Привокзальная площадь. Здесь была сделана настилка трамвайной колеи по новой линии, разобрано 450 метров старых путей и завезено 13 тысяч кубометров металлургического шлака для подсыпки, уложена ливневая и дренажная канализация, асфальтовое покрытие. Экскаваторщики Новокузнецкого управления треста «Востокгидроспецстрой» вывезли около 35 тысяч кубометров старого грунта, чтобы сравнять взгорье, в отдельных местах достигавшее высоты в три метра. Территорию перед вокзалом благоустроили – разбили газоны, высадили кустарники и деревья, установили лавочки.

Новое здание вокзала было торжественно открыто 23 декабря 1962 года и прослужило городу и горожанам полвека, пока не подверглось крупной реконструкции. 23 февраля 1968 рядом с железнодорожным на привокзальной площади начал работать автовокзал.

Последняя реконструкция стала самой масштабной. На месте старого фактически вырос новый, более современный вокзал, который гармонично вписался в ансамбль двух уже существующих вокзалов: пригородного и автовокзала. На первом этаже расположили распределительный и кассовый залы с обновлённым блоком касс, зал ожидания повышенной комфортности с сервис-центром, буфет, ресторан, медпункт и помещение дежурного поста полиции. Второй этаж был отдан под зал ожидания.

Основные входы в здание оборудованы пандусами, а со стороны города имеется отдельный вход для маломобильных лиц. Для слабовидящих на самом вокзале, на перроне и на привокзальной площади оборудована специальная тактильная пешеходная полоса.

Общая площадь обновлённого вокзала составила 4378 квадратных метров, а единовременная вместимость – полторы тысячи человек. Новый железнодорожный вокзал предназначен исключительно для пассажиров, отправляющихся в дальние поездки. Для электричек ранее было построено отдельное здание пригородного вокзала.

Не остался безучастным и город, вложив 50 миллионов рублей в благоустройство привокзальной площади. Были значительно расширена проезжая часть, установлены новые остановочные павильоны, обустроена парковка для автомобилей.

На торжественном открытии присутствовали президент ОАО «Российские железные дороги», начальник Западно-Сибирской железной дороги, глава города Новокузнецка, который отметил, что город получил не просто новый вокзал, а образец современных архитектурных технологий.

За прошедшие с открытия 10 лет железнодорожный вокзал внешне больше не менялся, чего не скажешь о привокзальной площади. В августе 2014 года у автовокзала открыли часовню. В 2017 году на окружающие площадь дома вернули знаменитую цитату из стихотворения Владимира Маяковского о Кузнецкстрое, которая была здесь в советское время. А в 2023 году случилась самая большая перемена: с площади убрали автостоянку и построили разворотное трамвайное кольцо – до вокзала вновь стал ходить трамвай. В центре площади планируется установить памятник.

Согласно календарю городской библиотеки имени Н.В. Гоголя, Новокузнецк на предстоящей неделе отметит ещё несколько интересных юбилеев.

105 лет назад, 14 сентября 1918 года, родился Александр Иванович Амосов (1918–1944), военный лётчик, участник Великой Отечественной войны, заместитель командира эскадрильи 672-го штурмового авиационного полка 306-й штурмовой авиационной дивизии, Герой Советского Союза.

Уроженец Вологодской области, в 1935 году он приехал в Сталинск, где работал маневренным диспетчером на железнодорожной станции. Воспитанник Новокузнецкого аэроклуба. Член ВКП(б) с 1939 года.

Призван в армию Сталинским РВК в 1940-м. В 1943 году окончил Новосибирскую военную авиационную школу пилотов и с августа участвовал в боях Великой Отечественной войны на Юго-Западном фронте. Совершил 150 боевых вылетов, награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды. 24 марта 1944 года погиб в воздушном бою в районе села Касперовка Николаевской области. 2 августа 1944 года лейтенанту Александру Ивановичу Амосову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

100 лет назад, 14 сентября 1923 года, родился Иван Иванович Рогинцев, участник Великой Отечественной войны, автор книг «От Ленинграда до Берлина», «Дорога домой».

Он прошёл боевой путь от Нарвских до Бранденбургских ворот, участвовал в прорыве и снятии блокады Ленинграда, штурмовал Берлин. Награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

25 лет назад, 18-19 сентября 1998 года, в Новокузнецке прошла первая «Великая сибирская ассамблея современного искусства». Событие вобрало в себя все виды искусств: музыку (джаз, фольклор, авангардную и классику), танец, поэзию, а кроме этого – высокую моду и даже выступление шамана. Открытие и первая «сессия» ассамблеи состоялись на недавно отреставрированной Кузнецкой крепости; вторая «сессия», открытие выставки современного искусства, прошла в джаз-клубе «Геликон».

35 лет назад, 20 сентября 1988 года, родился Сергей Бобровский, один из лучших российских хоккейных вратарей, воспитанник новокузнецкой хоккейной школы, чемпион мира 2014 года, первый и единственный спортсмен из России, дважды удостоенный приза лучшему вратарю регулярного чемпионата НХЛ – «Везина Трофи» (2013, 2017).

 

 

 

 


Просмотров статьи: 313