Новокузнецкое городское телерадиообъединение

На долгую фотопамять

// Автор: Татьяна Шипилова
// Фото: Мария Коряга

Как часто мы заглядываем в семейный альбом, перебирая фотоснимки и глядя на родные лица, вспоминаем своё прошлое?.. У иных порой получается почувствовать эту ностальгию по ушедшему!

Социально и философски

У Александра Суслова, председателя Новокузнецкого городского отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», в архиве хранится несколько тысяч фотоснимков, рассказывающих о прошлом нашего города, которое сегодня могут вспомнить разве что новокузнецкие старожилы. К ним относится и сам Александр Васильевич. Своей коллекцией он решил поделиться с горожанами – и юными, не знающими этого прошлого воочию, и людьми того самого «серебряного» возраста, которые когда-то лично строили и преобразовывали наш город.

На днях в Доме творческих союзов открылась фотовыставка «Как сорок лет тому назад…» из личного архива Александра Суслова, в которую вошли 99 снимков.

На экспозиции представлены снимки и поныне известных в городе фотохудожников Владимира Соколаева, Александра Трофимова, представителей некогда существовавшего в городе творческого объединения «ТРИВА», а также фотоработы Александра Бобкина («Художника по своей сути, что даже и лучше, у него больше обострено художественное зрение»).

Соколаев и Трофимов, как заметил Александр Васильевич, – чистые социальщики, они увлекались социальной фотографией: шли по городу и снимали на фотокамеру, которая всегда была при каждом из них, подмеченные их зорким глазом уличные ситуации. А Бобкин, человек с художественным мышлением, – больше философ, который пристально вглядывается в природу, в её разнообразие, создавая в основном фотопейзажи.

В творческое объединение «ТРИВА» когда-то входил и Владимир Воробьёв, и потому оно расшифровывалось как «трое: Владимир, Владимир (Соколаев и Воробьёв) и Александр (Трофимов)». Свою новую творческую организацию они с уставом, положением и программой создали и зарегистрировали в отделе культуры горисполкома весной 1980 года. Работать штатными фотографами в кино-корреспондентский пункт Кузнецкого металлургического комбината все трое пришли в разное время. Снимали работу металлургов, их трудовые достижения – труд в высоком и обыденном смысле этого слова, бытиё рабочего человека в рамках идеологической направленности того времени.

С фотокамерой наперевес

По словам знающих их, с фотокамерой они практически не расставались, с упоением работая с утра до самой ночи. Все трое были с редкой журналистской жилкой фотокорреспондентов: они терпеть не могли постановочные съёмки, намеренно выстроенные кадры, отдавая предпочтение репортажному стилю работы. У них были единые творческие принципы: делать только документальную фотографию, без постановок, печатать снимок без обработки, без ретуши и обрезки.

Работая на ведомственной киностудии «КМК-фильм», они исповедовали документальную фотографию как способ осмысления мира. «Судьба сделала нас своими избранниками и подарила нам всё, о чём фотограф мог только мечтать: отличную и качественную фотоаппаратуру, неограниченный доступ к плёнке и фотобумаге, необходимые условия творческого и профессионального роста. В нашем распоряжении находилась вся территория металлургического завода. Мы могли находиться в его цехах и снимать хоть 24 часа в сутки. Неограниченный запас фотоплёнки, фотобумаги, химреактивов позволял не экономить на материалах. Все помещения студии, все её технические ресурсы были в нашем распоряжении. А полем для игры было всё пространство жизни: город, завод, вся страна», – вспоминали фотографы-единомышленники. Фотографировали передовиков производства. Снимали о них фильмы, создавая летопись КМК.

В одном из интервью признались, что очень сильно на них повлияла выставка «Человек и природа», которую они готовили в 1976 году совместно с городским фотоклубом «Сибирь». Куратором выставки был журналист «Комсомольской правды» Вячеслав Запорощенко. Если до работы с ним они просто снимали, то после всерьёз увлеклись фотографией в стиле стрит-арт. Снимали как в стенах Кузнецкого металлургического комбината, так и всё, что происходит за его пределами – бьющую ключом жизнь на городских улицах, проспектах, окраинных улочках и дворах. Их знали, им разрешали снимать там, куда обычным фотографам вход был воспрещён: в роддомах, доме ребёнка, в зоне партийных работников на демонстрациях, на всевозможных заседаниях и собраниях, на стройках и городских окраинах. Снимать так, как оно есть. «У нас не было настроя против кого-то, это был просто процесс самопознания», – признавались они.

Дойти до самой сути

Своим идеологом в этом творческом процессе стрит-арта они называли Владимира Воробьёва, человека, который хотел больше знать об окружающем его мире, увлекался методами самопознания, а поскольку такой «внутренне направленной, подсознательной литературы» в то время было мало, ему приходилось переснимать эти редкие книги. «Он, Воробьёв, и для меня был настоящим учителем. Человек глубокий, интересный, который стремился докопаться до самой сути как человеческой, так и происходящих вокруг него событий», – признаётся Александр Суслов.

В конце 1970-х фотографы объединения «ТРИВА» активно участвуют во всесоюзных и международных выставках, получают награды. Все работы за границу отправлялись через журнал «Советское фото» – с ним, единственным фотоизданием в СССР, они сотрудничали. На протяжении 1980-х фотографы, к тому времени понимавшие уровень и значение своих работ, стали участниками ещё 19-ти экспозиций, на которых ими была представлена фотография – документальная, социальная, уличная. Такую фотографию в советское время невозможно было представить на открытых выставках. Между прочим, она оказалась не слишком востребованной ни в годы перестройки, ни потом, пролежав в архивах до наших дней. «Я когда-то устраивал им в стенах Дома творческих союзов их первую выставку. Те снимки в рамках сохранились в моём архиве», – говорит Александр Суслов.

Аутодафе для снимков

Потом для фотографов наступили «чёрные времена» – партийные боссы не могли воспринимать их документальные стрит-фотоснимки, считая их «порочащими советскую действительность» (хотя, по признанию участников «ТРИВЫ», даже у Комитета госбезопасности, грозной и всесильной организации, к их творчеству в этом плане не было никаких претензий). И всё-таки не зная, чем закончится для них партийное недовольство (в конце концов троицу уволили из кинофотолаборатории КМК), они стали пачками уничтожать свои фотографии, устраивая своей документалистике настоящее аутодафе. Рассказывают, что у Воробьёва на даче в то время вся округа была в чёрном пепле. «А мой фотоархив, состоящий из их снимков, отражающих честную, интересную фотолетопись, а также из философски-художественных фото Саши Бобкина, который я долгие годы хранил в моей мастерской, жив. Четыре тысячи фотоснимков, сто килограммов фотографий! И эти 99 снимков, представленных на выставке в ДТС, – всего лишь мизерная часть моего внушительного архива», – отмечает Александр Васильевич.

В тему организованной им экспозиции он даже прочёл стихотворение, написанное в 1969 году, из сборника любимого им поэта Арсения Тарковского, отца известного советского кинорежиссёра Андрея Тарковского. «Как сорок лет тому назад, Сердцебиение при звуке Шагов, и дом с окошком в сад, Свеча и близорукий взгляд, Не требующий ни поруки, ни клятвы. В городе звонят. Светает. Дождь идёт, и тёмный, намокший дикий виноград К стене прижался, как бездомный. Как сорок лет тому назад…»

Этим поэтически-трогательным настроением сегодня, как ни странно, проникнуты как уличного, так и пейзажного стиля фотоснимки, развешанные в стенах выставочного зала Дома творческих союзов. Хотя иные из них и наполнены иронией. Вот ступени магазина и приглашение на дверях «Добро пожаловать!». Наверху огромные буквы незавершённого плаката «Удовлетворяйте» (очевидно, потребности). Такие призывы, помнится, в своё время украшали многие магазины. На ступенях – стайка женщин-покупательниц, а внизу, у подножия входа в торговое заведение, – коляска с младенцем. «Кто-то, очевидно, понял призыв в его истинном, с продолжением рода предназначении», – шутят зрители. Или длинный-предлинный стол, установленный вдоль огромной серой стены здания. За весами – продавщица в высоком белом колпаке, нахлобученном на зимнюю шапку. А в очереди – несколько покупательниц. Эти женщины тоже в огромных меховых головных уборах с кодовым названием «малахай» и в пальто из драпа с внушительными воротниками из дорогого меха. По всему видно, что покупательницы состоятельные, и товар, даже если это осетрина второй свежести, довольно недёшев. Или такая уличная картинка: мальчишка, по всему видно, что старший брат малыша, с любопытством заглядывающего в жерло водосточной, свисающей с крыши трубы: «Что же там может петь, гудеть и урчать?» Старшенький, наоборот, с улыбкой смотрит на застигшего их за этим забавным занятием фотографа. Или хозяйка новой квартиры, сидящая со счастливым видом на табурете в предчувствии новоселья. За её спиной грузчики не могут справиться с громоздким сервантом, едва-едва они пропихивают его в дверь. А как вам такой снимок: в самом разгаре сенокос, который устроили жители частных домов на поле у… нового (нынешнего) здания городской администрации.

Есть здесь и галерея портретов художников города, когда все ещё молоды и все ещё живы. И другое великое множество фотоснимков из, вроде бы, ещё такой недавней истории города, но уже оставшейся в прошлом. Как сорок лет тому назад…

 

 


Просмотров статьи: 263