Новокузнецкое городское телерадиообъединение

У фарфора особый звук

// Автор: Татьяна Шипилова
// Фото: Мария Коряга

Особенные звуки хрупкого и звонкого фарфора, даже когда просто ставишь чашку на блюдце, являются, утверждают специалисты, свойством того самого необычного материала, из которого он создан. И когда ты случайно разбиваешь семейную реликвию, старинную фарфоровую бабушкину вазу, например, будь готов услышать не только звон хрупкой посуды, но и громкие причитания в твой адрес. Мы, конечно, не приглашаем проверить новую фарфоровую экспозицию, которая на днях в рамках проекта «Малая форма» открылась в Сибирском центре горячей эмали на ул. Кирова, 7, на звук и звон, но посмотреть на эту изящную, белоснежную и звонкую, уникальную красоту стоит.

Большое завершение «Малой формы»

В стенах центра на этот раз экспонируется Всероссийская выставка художественного фарфора из коллекции Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, которая собиралась на протяжении многих лет. Она стала продолжением и в то же время завершением проекта «Малая форма» – экспозицией, призванной поэтапно знакомить горожан с различными видами декоративного искусства художников нашей огромной страны (перед этим центр знакомил новокузнечан и гостей города с произведениями художественного стекла и мозаики художников России).

Представляет фарфоровую коллекцию Елена Краснова, художник-керамист и организатор ежегодных симпозиумов по фарфору в Красноярске. В экспозицию вошли лучшие произведения видных профессиональных художников со всей страны, которые приезжали в Красноярск, в Сибирский государственный институт искусств, на симпозиумы с 2011 года по настоящее время. К слову, иные даже не были керамистами и дебютировали в этом виде искусства как художники-графики. Такой вот импровизированный обмен опытом, после которого у иных начинается новая творческая жизнь. Если творить на фарфоре им пришлось по душе.

География участников экспозиции фарфора впечатляет: Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Стрежевой, Омск, Томск и даже Нью-Йорк. Работы выполнены художниками с помощью виртуозных приёмов в разных формах, в различных авторских техниках – вручную надглазурной росписью, а также из деколи (что-то вроде переводных картинок, но для керамики, такие картинки наклеиваются на тарелки в виде коллажа и обжигаются). Некоторые авторы используют в своих произведениях также достаточно дорогую позолоту.

На выставке представлены в основном тарелки из английского и немецкого фарфора (всего около сотни), которые художники приобретали, расписывали и обжигали. Но есть и авторский фарфор, сделанный руками самих художников, в частности, Юлией Шабаевой и Ириной Окрух.

«Тайна сия велика есть»

К слову, довольно интересна история российского фарфора, уж коли речь зашла об этом уникальном и магическом для художников подручном материале. Технология изготовления «белого золота», как называли фарфор, тщательно скрывалась его создателями – китайцами. Поэтому долгое время разгадать тайну его производства не удавалось никому. Пётр I всеми силами пытался раскрыть «большой фарфоровый секрет». С этой целью он даже посылал своего тайного агента Юрия Кологривого на уже обладавшую секретом изготовления Мейсенскую фабрику и даже проводил эксперименты над специально купленной в Китае аптечной посудой и сервизом. Наконец выписал из-за границы порцелиновых дел мастера (порцелином тогда называли фарфор, купить который можно было лишь за большие деньги). Но, несмотря на все эти хитрости и уловки, технология фарфоровой керамики ещё долгое время оставалась тайной за семью печатями.

Отправной точкой в истории изготовления фарфора в России считается 1744 год, когда по высочайшему повелению императрицы Елизаветы Петровны было подписано соглашение об устройстве мануфактуры по производству фарфора, который ранее можно было купить только за границей. Хотя первое знакомство россиян с фарфором произошло ещё в ХV веке, благодаря тверскому купцу Афанасию Никитину, его производство на российской стороне стало возможным лишь спустя три столетия.

Поначалу весь фарфор – статуэтки, столовые сервизы, фарфор в виде отдельных предметов посуды – шли только на обеспечение нужд императорского двора и в свободную торговлю не поступали. Однако каждому коммерсанту было понятно, что столовая фарфоровая посуда будет пользоваться успехом и на широком «народном» рынке. Это обстоятельство поспособствовало развитию частных фарфоровых заводов. Особенно активно фарфором стали заниматься керамисты Гжели. Знаменитое «Товарищество производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», более известное как «кузнецовский завод», не было исключением (сервиз из кузнецовского фарфора и по сей день может украсить любую коллекцию произведений декоративно-прикладного искусства).

Агитки на тарелке

Фарфор, фаянс и стекло отечественного производства ценились всё больше. Производители из Германии, Англии и Франции были потеснены на российском рынке, и не только. У потребителей появился выбор: приобрести мейсенский фарфор, купить английский костяной фарфор, сервиз кузнецовского фарфора или что-либо ещё.

После революции, в период всеобщей национализации фарфоровые заводы занимаются производством изделий на революционную тематику. Тонкое искусство фарфора превратилось в изготовление «агитки на тарелке» и стало одним из средств революционной пропаганды. В 20-е годы прошлого столетия большинство частных коллекций фарфора, включавшие в себя как сервизы, так и отдельные предметы, были национализированы и переданы в государственные музеи. Фарфор, фаянс и стекло знаменитых русских производителей и сегодня можно увидеть в музейных стенах. Это столовые сервизы, фарфор для чая и кофе, элитная фарфоровая посуда, декоративный фарфор, статуэтки. Как считают специалисты, посуда, сервизы, фарфор для украшения интерьера – всё это по праву может быть выделено в отдельный вид прикладного искусства, популярный и востребованный сегодня, как говорится, самыми широкими слоями населения.

Завещание потомкам

Как стали бы украшением любого домашнего интерьера и художественные фарфоровые тарелки, представленные на открытой недавно выставке в Сибирском центре горячей эмали. Здесь много тарелок с изображением пейзажей, бытовых сценок, картин на философские темы и с юморной тематикой. На ХII Всероссийском фарфоровом симпозиуме «Фарфоровая Сибирь», посвящённом 45-летию специальности «Художественная керамика» Сибирского государственного института искусств, который прошёл в этом году в Красноярске, созданы работы Игоря Репникова. Художник представил серую, со стальным оттенком природу Севера. В таких условиях, предполагается, должны жить люди только с упорным и сильным, поистине стальным характером. В своём красочном триптихе «Чум» («Сияние», «Моё» и «Сон») в коллаже из деколи вывел на тарелках Крайний Север и керамист Алесь Мигас. «Чум» стал итогом фарфоровой фантазии Алеся на симпозиуме «Космос художника», который прошёл два года назад. Здесь вам и северное сияние, и белые медведи с моржами, и противостояние кота с медведем за обладание рыбой. И вся эта жизнь крутится-вертится, как планеты вокруг солнца, вокруг чума.

«Сделай свой выбор», – обращается к зрителю своим керамическим художеством из двух тарелок Анна Михайлова. На одной она изобразила созданный чёрными руками мир дымящих заводских труб на фоне чистого голубого неба. На другой тарелке картина меняется: белого цвета руки создают маленький индивидуальный мир из чистой небесной голубизны на фоне заводского чада. Не трудно догадаться, что такая агит-тарелка была создана на симпозиуме «Агитфарфор ХХI», посвящённом 100-летию фарфора в России, который прошёл в Красноярске три года назад.

Под философским углом зрения можно рассматривать «Письма из бездны» Ивана Кротова, «Отделение света от тьмы» и «Сотворение мира» Марии Вороновой, диптих «Млечный путь графика» Любови Куриленко, «Защита вечного круга жизни» Елены Сысоевой, а также работы нескольких керамистов, посвящённые булгаковскому произведению «Мастер и Маргарита». Рождены они были на симпозиуме в честь 125-летия со дня рождения Михаила Булгакова. Немало тарелок с забавными картинками животных и птиц («Зверьё моё»), есть даже межгалактические «братья наши меньшие». Можно также увидеть автопортреты, тотемы и гербарий с изображением растений и грибных кружев из споров грибницы. Есть даже изображение в жанре ню «Зимняя вишня» Елены Лихацкой (обнажённая женщина, которая на фоне уходящего в зиму леса лакомится вишнёвыми ягодами) и многие другие тарелки из фарфора.

Интересны расписные столовые и чайные сервизы Тамары Криво («Сиреневое утро») и Зинаиды Юсовой – «Эрмитаж» и «Травы Сибири». Правда, использовать эту посуду в быту для прямого её назначения было бы жалко. Даже если это чайники, молочники и чашки с блюдцами. Они, созданные умелой рукой художника, – настоящее произведение искусства. И потому под грифом «старинной бабушкиной вазы» пусть так же, в виде коллекции, как и заведено поколениями, передаются по наследству, в качестве завещания, на память юным потомкам.

 

 


Просмотров статьи: 288