Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Кузнецк на перепутье

Газета «Новокузнецк», выпуск №29 (1234)  //  Рубрика: Юбилеи Новокузнецка

// Автор: Александр ШПРИНГЕР
// Фото: Мария КОРЯГА

Сегодня в центре нашего внимания две интересные круглые даты, приходящиеся на один год, когда Кузнецк стоял на перепутье: в прошлом – столетия форпоста России на южных рубежах Сибири и относительно спокойная жизнь небольшого уездного города; в будущем – Кузнецкстрой и уже почти век истории крупного промышленного города, Кузницы Победы в Великой Отечественной войне.

100 лет назад, 29 июля 1923 года, в газете «Советская Сибирь» публикуется очерк А. Кручины «В глухом углу, в Кузнецке» (из записной книжки журналиста) – один из редких очерков о Кузнецке времён до строительства КМК.

Вот общая атмосфера, которая предстала перед автором очерка:

«Город – пустыня... Пробежит через улицы, поджав хвост собака, и снова часами на улицах ни души... А улицы ровные, как линейки, и хорошо видно их, от начала до конца, из центра города, с горы, где расположены грязные с облепившейся штукатуркой дома-ящики, «присутственные места». И кажется, что город чем-то придавлен, измят скукой, трусливо прижался к земле, боится чего-то, не живет, не дышит.

Свежий человек посмотрит с возвышения на эту картину и сразу почувствует себя скверно. Словно на тюремной прогулке между затхлых стен казематов, без выхода, без просвета.

Лишь крепость старинная, Кузнецкая, забравшаяся на гору еще выше «присутственных мест», мудра, спокойна, по-старушечьи смотрит на окружающее. Сотни лет она занимает свой наблюдательный пост, многое видела на своем веку... Высокие, из огромных каменных глыб, стены крепости, сделанные руками каторжан, покрылись плесенью ...

Виднеются развалины тюрьмы... Серыми и морщинистыми выглядят каменные ворота – вход в крепость... Точно воробьи комично топорщатся на стенах старинные петровских времен пушки...

И ярким контрастом крикливо блестит на солнце недавно выкрашенный зелёный конусообразный купол старинной крепостной двухэтажной церкви.

Это Кузнецк».

Далее – несколько бытовых зарисовок...

Ну и, конечно же, позитивный взгляд в светлое будущее:

«Сонная, вялая, нудная, тянется день за днем кузнецкая жизнь. В лавках кооперативов сладко зевают приказчики, по учреждениям служащие усердно ловят муху, спотыкаются, засыпая по ходу, обыватели, невзначай вылезшие из домашней перины на улицу.

Четыре часа дня. Занятия в учреждениях кончены. На улицах хоть «шаром покати». Город после обеда дремлет. Вернее спит. Вдруг безмятежный покой нарушается необычным для Кузнецка лаем собак. К слову сказать, собаки здесь чрезвычайно флегматичны и, как их хозяева, предпочитают молча тянуть «жалкий жребий свой».

Но не думай, читатель, что Кузнецк – это безнадежно гиблое место. Кузнецк спит, Кузнецк дремлет... Но Кузнецк накануне красивого пробуждения.

У Кузнецка есть будущее. Богатства, его окружающие – гарантия близкого расцвета жизни в этом захолустье.

Проводится Кольчугинская Новостройка. Тянется она к Тельбесу, где предполагается сооружение огромного металлургического завода.

С проведением железной дороги, оживут находящиеся неподалеку от Кузнецка каменноугольные копи – Ерунские и Абашевские, народятся новые, как, например, Осиновский рудник и др.

Жизнь вокруг Кузнецка закипит большая, интересная. А вместе с ней встряхнётся и покажет себя Кузнецк. Имя этого города обязывает к тому, чтобы быть кузницей нового.

И с верой в то, что Кузнецк раздует горны и выкует себе более завидную долю, закончу эти свои беглые заметки-впечатления».


Об авторе: Александр Николаевич Огурцов (Андрей Кручина) (1889–1938) – поэт, фельетонист и публицист, работавший в томской газете «Красное знамя», в новониколаевской «Советской Сибири», в журналах «Динамовец» (рубрика «Из записной книжки динамовца Мишки») и «Даёшь Сибири красные крылья», в газете «Крылья Советов». Автор поэтических книг «Конёк-летунок», «Крылья Якутии», «Необыкновенные приключения Иванова Евгения» и других, сборников фельетонов «Серебряный конь» и «Кляузы».


В 1935 был арестован по доносу, обвинён в «антисоветской агитации», в декабре 1937 г. приговорён к расстрелу, реабилитирован в 1960 году.

Другой юбилей связан с той самой Кольчугинской новостройкой, железной дорогой, которая тогда, в 1923-м виделась предвестником совсем иной жизни для Кузнецка.

10 лет назад, 1 августа 2013 года, в рамках празднования Дня железнодорожника на территории станции Новокузнецк-Пассажирский торжественно открылось после реконструкции здание управления Кольчугинской железной дороги – первое каменное здание левобережной части Новокузнецка, памятник архитектуры и градостроительства регионального значения.

Сегодня многие ошибочно считают его первым железнодорожным вокзалом города, однако местные историки давно уже доказали, что это не так.

В начале десятых годов ХХ века, когда Копикуз планировал в окрестностях Кузнецка строительство современного металлургического завода, к городу из Кольчугино была построена железная дорога, после чего началось строительство железной дороги в Тельбес, к рудникам.

В 1916 году знаменитый архитектор Андрей Дмитриевич Крячков разработал проект пристанционного посёлка – «Города-сада», который включал в себя 9 типов одноэтажных жилых домов для железнодорожных служащих, двухэтажный жилой дом для холостых служащих, а также впечатляющее трёхэтажное здание управления Кольчугинской железной дороги. Дома должны были располагаться в строго определённом порядке, чередуясь с участками зелёных насаждений, включая большой сад в центре посёлка.

Довести проект до реализации не удалось – помешала, мягко говоря, непростая ситуация в стране. Посёлок со строгой планировкой превратился в стихийное поселение беспорядочно разбросанных частных домов, которое формально, на бумаге, продолжало оставаться Сад-городом.

А место шикарного и масштабного трёхэтажного здания управления железной дороги занял небольшой каменный дом в стиле модерн, который и сегодня, спустя без малого сто лет, остаётся весьма интересным с эстетической точки зрения.

Точных дат строительства управления история не сохранила. Считается, что оно было возведено в 1924-1925 годах. Автором проекта стал начальник строительства Кольчугинского рудника техник Николай Васильевич Садов.

Здание полностью выстроено из дикого камня, что и придаёт ему особую атмосферность. Оно лишено каких бы то ни было «архитектурных излишеств» и выглядит очень строго и даже аскетично. Камень связан не известковым, а цементным раствором; крыльцо и перемычки окон полуподвального этажа западного фасада выполнены из монолитного бетона. С трёх сторон (кроме южной) дом обложен циклопической кладкой из более крупных камней, нарезанных прямоугольниками. Камни внедрены в кладку и являются не пустой декорацией, лишь нагружающей конструкцию, а несущими элементами. Все углы здания увенчаны каменными обелисками это один из самых характерных элементов позднего модерна. Среди 13 высоких окон особняка выделяется главное – огромное полуциркульное с видом на железнодорожные пути.

На протяжении всей своей истории старое здание верой и правдой несло свою службу. В 2011 году руководство железной дороги решило снести его и разбить здесь большой цветник. Однако благодаря вмешательству общественности и прежде всего ветеранов-железнодорожников, здание удалось сохранить. Более того – в 2012 году оно получило статус памятника архитектуры и градостроительства регионального значения, оставаясь сегодня безмолвным свидетелем истории Кузнецка времён больших перемен.


Просмотров статьи: 372