Такая разная любовь
Уже попрощавшись со зрителями и официально закрыв юбилейный 90-й сезон, 21 июня Новокузнецкий драматический театр открыл свои двери для Государственного русского театра драмы имени Фазиля Искандера из Абхазии. Театр из Сухума приехал в далёкую Сибирь в рамках зарубежного направления федеральной программы «Большие гастроли».
«Программа «Большие гастроли» направлена на расширение творческих потенциалов во всей стране, – отметила директор Новокузнецкого драматического театра Валерия Пурпутиди на предваряющей спектакль пресс-конференции. – Это знакомство коллективов между собой, знакомство зрителей с лучшими спектаклями российских и русских зарубежных театров. Программа существует уже 14 лет и на протяжении этих 14 лет её география всё расширяется и расширяется. Наш театр сотрудничает с «Большими гастролями» уже более пяти лет, благодаря чему новокузнецкий зритель увидел много известных театров и отличных спектаклей. «Большие гастроли» абхазского театра стали настоящим подарком в преддверии нашего 90-летия и отличным творческим подарком для новокузнечан к 405-летнему юбилею города».
Абхазский «РУСДРАМ» привёз в Новокузнецк два спектакля: комедию «Красавец мужчина» по пьесе Александра Островского и трагедию «Кровавая свадьба» по пьесе Федерико Гарсия Лорки. Оба – о любви, но какой разной перед нами на сцене виделась любовь.
«Красавец мужчина» – история об обольстителе, который готов ради денег, будучи женатым, жениться ещё раз, начинает плести интриги, но получает достойный ответ. Эта история уже хорошо знакома новокузнецкому зрителю – год назад мы смотрели её в исполнении Государственного академического Малого театра в рамках тех же «Больших гастролей».
Конечно же, абхазский театр внёс в эту пьесу своё видение, и получилось очень интересно. Современно, но не эксцентрично, местами неожиданно и даже эффектно в плане звука, игры света и тени, использования сценического пространства и даже пространства зрительного зала.
Зрители остались очень довольны, многие после «Красавца-мужчины» купили билеты и на «Кровавую свадьбу», хотя это было непросто – билеты на оба спектакля в большинстве своём разошлись уже за несколько дней до приезда театра.
«Кровавая свадьба» – история совершенно иная. Подлинная трагедия, в которой переплелись любовь и предательство, надежда и разочарование, радость и горе, жизнь и смерть. Это вечная история о борьбе чувства и долга, бурной страсти и стремления к тихому семейному счастью. Не случайно в спектакле почти нет привязок ко времени и месту – это история на все времена.
«В этом спектакле режиссер Мария Романова пошла правильным путём – чувственным, символическим, мифологическим, образным, эмоциональным, поэтическим – через подлинные чувства, подлинные страсти, – подчеркнул генеральный директор Государственного русского театра драмы им. Ф.А. Искандера Ираклий Хинтба. – Здесь нет «испанщины» в обыденном понимании. Здесь абсолютно поэтизированная история».
Декораций на сцене было минимум, но это никак не обедняло действие и с лихвой восполнялось своеобразным театром теней. На протяжении практически всего спектакля игра теней не только органично дополняла разворачивающееся на сцене действие, но зачастую сама становилась его частью.
Отдельного слова заслуживает игра актёров. На сцену выходило 13 человек, и каждый из них оставил свой след в памяти, даже если сценического времени и слов у него было совсем немного. Однако больше всего эмоций и отклика у зрителей вызвали центральные женские образы – Мать жениха, Невеста, Смерть – и Леонардо. У каждого – своя драма, своя трагедия, своя боль, которую они несут через годы и пытаются справиться с ней по мере своих сил. Но как они ни прячут эту боль в себе, она в конце концов выплёскивается наружу, приводя к трагедии и порождая новую боль, с которой теперь жить дальше. Сыграно всё это было очень здорово, эмоционально, с надрывом – соединение испанской страсти и абхазского темперамента дало просто взрывной эффект.
Лорку новокузнецкий зритель воспринял сложнее, чем Островского. На выходе из зала – восторг, сопереживание, недоумения и очень много вопросов. Наверное, всё это и должен оставлять после себя в умах зрителей отличный спектакль.
«Наши спектакли – это всегда эмоции, это такое очень прямое воздействие на зрителя, на его восприятие, – пояснял специфику РУСДРАМА Ираклий Хинтба накануне спектаклей. – Обязательно должны быть моменты, когда со зрителем что-то произойдёт. Мурашки, какая-то острая эмоциональная реакция, ещё что-то. Наш театр ориентирован именно на такое воздействие на зрителя». После спектаклей все, кто их видел, убедились, что это именно так. И мурашки, и острая эмоциональная реакция – все это было и останется с нами ещё надолго. Ведь сезон закрыт, и до осени мы будем жить тем, что увидели в предыдущем.
Юбилейный 90-й
А официально юбилейный 90-й сезон Новокузнецкого драматического театра закрывался 15 июня спектаклем «Бесприданница».
Сезон получился очень насыщенным. Поставили восемь премьер, каждая из которых имела большой успех у зрителей: «Дубровский», «Голос», «Чёрная пурга», «Сахаров», «Филумена, или Брак по-итальянски», «Отцы и дети», «Платон», «Бесприданница».
Приняли участие в шести фестивалях и один, «Окна», провели у себя. На V Международном фестивале Мартина Макдонаха в Перми спектакль «Палачи» получил диплом лауреата за лучшую режиссуру, а также специальные призы жюри за роли Сида Армфилда в исполнении Александра Коробова и Ширли Уэйд в исполнении Натальи Курлыковой.
На I Международном театральном фестивале-форуме «Сверкающие грани театра» дипломом «Лучшая актёрская работа» была отмечена артистка Полина Зуева, а дипломом «Лучший спектакль театральной студии детской школы искусств» награждён режиссёр Евгений Лапшин.
На фестивале «Золотая маска» в Москве спектакль «Макбет» был представлен сразу в пяти номинациях – драма/спектакль большой формы; драма/мужская роль; драма/женская роль; драма/работа художника; драма/работа художника по свету. А спектакль «Палачи» вошёл в Лонг-лист Премии.
«На «Золотой маске» мы были шесть раз, – рассказала директор театра Валерия Пурпутиди. – В номинации попали впервые, но сразу в пять, что для нас уже большой успех. Несмотря на то, что саму «Маску» мы в этом году не получили, надежду не теряем – у нас всё ещё впереди».
Громким завершающим аккордом сезона стало участие Новокузнецкого драматического театра в двух очень важных в театральном мире фестивалях.
Сначала был ХХ Фестиваль театров малых городов России в Магнитогорске, где «Чёрная пурга» получила гран-при в номинации «Лучший спектакль малой формы», опередив девять остальных претендентов. Победа дала не только признание у коллег и огромные положительные эмоции, но также возможность привезти в следующем сезоне «Чёрную пургу» в Москву и показать её на сцене Театра Наций. Фестиваль этот – очень важное событие в культурной жизни регионов. Четырежды Новокузнецкий драмтеатр принимал в нём участие и трижды завоевывал гран-при.
Сразу после Магнитогорска театр поехал в Москву на фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского». Здесь новокузнецкая Драма участвовала впервые, потому что заявки на этот фестиваль не подаются, его организаторы сами скрупулезно отбирают участников, посещая региональные фестивали. И сразу успех – заслуженный артист России Андрей Ковзель получает приз за лучшую мужскую роль в спектакле «Палачи». Фактически это тоже гран-при, потому что на «Фабрике Станиславского» очень мало призов, и все они – исключительно за актёрскую игру.
Фестивалей, гастролей и прочих ярких моментов в сезоне было столько, что сейчас, по его завершении, то, что произошло в начале, в сентябре, кажется уже очень далёким.
«Мы в каком-то шоке до сих пор, в таком приятном шоке ещё находимся, и артисты и все цеха, – поделилась впечатлением от сезона Валерия Пурпутиди.– Я уверена, что и город, и область гордятся тем, что Новокузнецкий драматический театр на театральной карте страны имеет большое значение, вес, его знают, любят и стремятся сюда ехать, чтобы увидеть нас на родной сцене и показать себя нашему зрителю, которого все приезжающие к нам театры называют очень воспитанным в театральном плане».
Просмотров статьи: 438