Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Нити судьбы тянутся в небо

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: сайт Ольги Глазовой

В новокузнецком Губернаторском джаз-клубе «Геликон» прошла необычная премьера. За столько-то лет в его стенах впервые звучали гусли, с демонстрацией игры на которых приехала известнейший санкт-петербургский гусляр Ольга Глазова, обладательница самобытного таланта и мастерства. Профессиональный гусляр, лауреат более 30 всероссийских и международных конкурсов исполнителей на народных инструментах, дважды номинант на премию в области современного искусства имени Сергея Курёхина в номинации «ЭтноМеханика – лучший проект», она входит в ТОП-10 исполнителей и групп, работающих в формате этнической музыки по версии премии Russian World Music Awards – 2021.

От эпоса к сказкам

«Впервые в истории джаз-клуба, а я работаю здесь с 1994 года, на моей памяти звучит такой инструмент, на котором можно создавать и былинный эпос, и лёгкие сказочные воздушные замки маленькой страны из детства», – отметила во вступительном к концерту слове директор «Геликона» и директор Кузбасской Академии джаза Ольга Баскакова (Юшкова). Санкт-петербургского гусляра Ольгу Глазову, виртуозно владеющую инструментом, она представила как композитора, который ломает все стереотипы в музыкальной сфере. «Это прекрасно, что Ольга так упорно продвигает этот инструмент, что буквально сражается за такую музыку, благодаря которой мы оказываемся в мире сказки, мире полёта, мире мысли», – подчеркнула Ольга Георгиевна. А затем на сцене «Геликона» началось настоящее волшебство, которое создавали этот инструмент и неподражаемый голос Ольги Глазовой, приехавшей в Новокузнецк из города на Неве со своей новой программой «С неба к небу». Программой, которая погружает слушателя, как было отмечено одним музыкальным критиком, в мягкое, обволакивающее пространство для свободного выдоха, а голос Ольги Глазовой звучит внутри каждого из нас какой-то небесной звонкой нотой.

Важный для русичей инструмент

Поэтична сама история возникновения гуслей, этого достаточно древнего, не привычного для нас инструмента. Название этого струнного щипкового музыкального инструмента, по одной из версий, восходит к слову «гусла». Так в Древней Руси называлась тетива лука. При выстреле она издавала характерный звук, в котором древние русичи услышали необыкновенную мелодичность. И добавив к «гусле» резонатор, получили примитивный музыкальный инструмент. Первое упоминание именно о русских гуслях встречается в византийском источнике V века. И об этом не однажды рассказывала на своих концертах Ольга Глазова, рассказывала она и о реалиях бытования гусельной культуры в ХХI веке. Но более полную картину о распространённости и важности гуслей можно получить из фольклорных источников – былин, летописей, сказаний, песен. С гуслями были связаны некоторые обряды и религиозные наставления. А сюжеты сказок о гуслярах схожи с библейскими сюжетами о царе Давиде. Манера игры на этом важном для русичей инструменте некоторыми исследователями сравнивается с ткачеством. Положение гусляра за инструментом напоминает человека, сидящего за станком, который перебирает нити. Как образно сказал один поэт, нити судьбы.

«Я рада, что оказалась в Новокузнецке в джаз-клубе «Геликон», на стенах которого развешаны фотоснимки моих знакомцев – известных джазовых музыкантов Игоря Бутмана, Сергея Летова, Антона Беляева. Благодаря им и Оле Юшковой я сегодня выступаю в вашем городе со своим концертом, – сказала, обращаясь к заполнившей зал «Геликона» новокузнецкой публике, Ольга Глазова и добавила: – Но для начала послушайте, как гусли звучат».

И начались переборы струн, создающие музыкальные волны звонких переливов, которые словно подхватывали и уносили слушателей в неведомую сказочную страну из нового альбома Ольги Глазовой «С неба к небу». «Это путешествие из песен для осмысления своих внутренних переживаний, через которые каждому предстоит пройти, ощущение своего национального самосознания, а значит, умиротворения чувств, крайне обострённых в бушующей реальности», – представила своё новое творение Ольга. Она добавила в исполнение композиций и почти надрывный крик, и нежность, и печаль – глубокие чувства, понятные каждому эмоции, которые звучат в её уникальном голосе и которые по-настоящему дарит только этника. Словно музыкант ведёт нас по невидимому миру, убеждая, что не стоит отчаиваться в мире видимом. Этому осознанию помогает и магия, и очарование вокала Ольги, что уводит нас в сказочные миры.

Звонкие, как струна

Кстати, гусли с их необыкновенно звонким звучанием стали называться «звончатыми», когда их струны стали натягивать не из жил (что было характерно для древних времён), а из металла. «Я понимаю, что жизнь длинна, Не бесконечна, не вечно ценна. Что я успею за время создать – Кажется важным, создав, отдавать. Всегда, всегда…», – поёт Ольга в своей композиции «Воспоминание».

Музыкант призналась, что при поступлении в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова она, чтобы не было скучно играть на гуслях, заказала себе многострунный, из тридцати струн инструмент. «На обычных мне было бы играть также скучно, как на каком-нибудь рояле, у которого вместо полного ряда, было бы всего, скажем, семнадцать клавиш. И потому, считайте, я играю на гуслях ХХI века. В принципе гусли это простой и такой же хороший инструмент, как фортепиано. Но за ними всегда стоит человек, который знает, как с ними обращаться. И приходится какие-то струны подтягивать, какие-то отпускать», – подчеркивает гусляр, которая почти после каждого исполненного произведения настраивает инструмент на звучание следующего. Настраивает гусли она при помощи так называемых колков, которые для лучшего натяжения струн установлены под углом. Надо отметить и такой факт: мастера, чтобы добиться уникального звучания, для изготовления корпуса предпочитают ель, кедр, рябину или клён. Заготовки должны быть хорошо просушены, не иметь дефектов. Полость резонатора необходимо отшлифовать, а заготовке придать соответствующую форму. И тогда зазвучит та самая «потрясающая народная музыка, как у былинного Баяна».

«Музыка – не фоновые звуки»

Об игре Ольги Глазовой слушатели также выражаются в поэтическом ключе, говоря, что её музыкальные и вокальные композиции среди городского шума и суеты – это как свежесть дождя после шумного дня. А гусли – инструмент, настраивающий струны души на гармонию и радость. И что сама исполнительница и автор музыки такая же удивительная, как и её инструмент, что в сольной игре Ольги (она нередко выступает и с группой музыкантов) есть своя прелесть и очарование, что уникальный древнерусский инструмент в её руках в сочетании с прекрасным голосом звучит самодостаточно, хотя порой бывает немного страшно за певицу-гусляра – настолько эмоционально она переживает свою музыку.

На одном из своих концертов Ольга, поясняя выбранную ею столь прочувствованную и наполненную эмоциями тематику программы «С неба к небу», поделилась своими откровениями со слушателями: «Мы разучились изъяснять себя, разговаривать друг с другом без страха, а музыка превратилась в фоновые звуки. Необходимо искать возможность побывать в реальном пространстве, чтобы встретиться с самим собой внутри себя. Благодарю вас за возможность играть живую музыку на живых инструментах для вас здесь, в крохотном пространстве, в самой реальности», – обращалась она к своим верным поклонникам.

Альбом для Детства

До поступления в Санкт-Петербургскую консерваторию Ольга, уроженка Пскова, окончила с красным дипломом Псковский областной колледж искусства им. Н.А. Римского-Корсакова по специальности преподавателя игры на гуслях, артист оркестра-ансамбля. «Я как дипломированный преподаватель не только красиво популяризирую гусли, я учу играть на этом инструменте, который подвластен всем без ограничений по возрасту, расовой принадлежности, по каким-нибудь политическим и религиозным мотивам», – признаётся гусляр.

В последнее время она мечтает записать альбом для детей. По словам Ольги, понятие «детская музыка» довольно растяжимо. И звуки природы, и колыбельные, и «квадратные» песни популярных мультиков подходят под это понятие. Однако, по мнению музыканта-гусляра Глазовой, характерной особенностью детской музыки должны стать «не ритмика на раз-два-раз-два, а мелодия, не простота слов, а лёгкое представление образов, не синтетика звуков, а запись живых инструментов». Множество детских песенок она сочиняет, ухаживая за своей маленькой дочкой. И почти каждое дело по уходу за ребёнком у неё распето, повторено много раз и в результате уже выработан наилучший мелодический вариант. Эти песенки, считает музыкант, помогут молодым мамам не потеряться в однообразии событий, особенно в первое полугодие жизни малыша.

Для создания детского альбома Ольга собрала полный состав музыкантов, которые очень вдумчиво и интеллигентно работают с идеями, внимательно слушают друг друга в импровизации и легко сочиняют. Для записи она намерена пригласить и некоторых исполнителей на редких инструментах. «Обещаю, никакой древнерусской тоски, мистики и смерти для взрослых!» – шутливо клянётся Ольга. А значит, вскоре ожидается премьера. На этот раз альбома для Детства и во славу Детства. С необычной, уникальной музыкой под управлением гусляра Ольги Глазовой.


Просмотров статьи: 278