Ночь в стране живых гор
Каждый год в стране, когда празднуется День музеев, проходит традиционная Всероссийская акция «Ночь в музее». В этом году общая тема ночных музейных бдений звучала как «История и истории».
Угощение духов
К примеру, сотрудники Новокузнецкого художественного музея решили обратиться к творчеству шорской художницы и поэтессы Любови Арбачаковой, выставка которой под названием «Шачыг» («Угощение духов») открылась на днях в двух музейных залах, и с помощью её живописных работ представить историю и традиции коренного народа Кузнецкого края. Устроили они и необычное ночное путешествие по туристическому маршруту под названием «Тропою чувств», которое посвятили объявленному в Кузбассе 400-летию вхождения Горной Шории в состав России.
Посетителям Ночи было предложено погрузиться в магию вековой тайги, познакомиться с культурой, мифами и легендами Горной Шории, которую сами шорцы называют «страной живых гор». Сотрудники музея оделись в яркие национальные костюмы, использовали бытовую утварь и записанные на все лады голоса животных (вплоть до лосиного рёва), населяющих горно-шорскую тайгу. И всё это действо развернулось на фоне работ замечательной шорской художницы Любови Арбачаковой, щедро наделённой разнообразными талантами – умением писать самобытные картины (многие из них по мотивам шорского фольклора), слагать поэтические строки, которые выходят не только в сборниках, но и сопровождают, дополняя текстом, её живописные произведения.
Самобытность кисти и поэзии
Любовь Арбачакова (в девичестве Тудегешева) родилась в самом сердце Горной Шории – в небольшой деревушке Анзасс среди удивительно красивой и величавой горной тайги. Всё своё детство девочка пребывала в атмосфере трогательных народных песен, пословиц, шаманистских обрядов, эпических сказаний. «Краски родных мест, фольклорное богатство родного народа Любовь Никитовна трепетно и с большой любовью переносит на свои картины и в свои самобытные, представленные на выставке стихи», – рассказывали ведущие Ночи. Так, картину «Таёжные цветы» дополняют авторские стихи: «Белым снежинкам вослед Прилетают к нам чудо-бабочки, Красотой и счастьем нас окрыляя. Только уж очень быстро Лето-бабочка Горную Шорию пролетает!» Или картина «Вечер в Кабырзе» (здесь живёт семья Арбачаковых) сопровождают такие поэтические строки: «Зачем в этом мире Солнечный свет, звёзды, луна, птицы, бабочки, змеи? Видно для нас, людей! Ведь оценить их достоинства способен лишь человек». Поэзия и картины Любови Арбачаковой полны философского смысла. К примеру, под работой «Жизни спираль» расположен написанный автором картины текст: «Отдаю вам поклон до земли, живущие до меня! Чтоб не прервался народ, благословение шлю Идущим после меня!»
Энергетика этноархаики
Изобразительное искусство уроженки Горной Шории Любы Арбачаковой создано в русле лучших традиций наивного искусства, близко к этноархаике. В её работах часто встречается изображение геометрического орнамента, который у самых разных народов служил не только украшением, но и защитой от злых духов. Самый характерный архаический мотив – зигзаг («зигзаг-волна» как образ земной поверхности). Работы художницы гармоничны, весь мир на её картинах словно связан в единое полотно, в котором человек вплетён в узор семьи, рода, самой природы. И потому человек в этом мире не одинок, он – часть красивого, яркого и тёплого бытия, как рассказывают устроительницы Ночи. «Творчество художницы наполнено оптимизмом, большой жизнеутверждающей силой, неукротимым жизнелюбием и плещущей через край позитивной энергией», – приглашали ведущие выставки своих посетителей также подзарядиться этой исходящей от арбачаковских полотен неукротимо живописной энергетикой.
Мифы, легенды, сказки
Познакомили участников ночных бдений также с мифами и легендами Горной Шории, рассказали о передаваемых на протяжении многих поколений из уст в уста таинственных историй. Согласно верованиям шорцев все реки и горные вершины обладают душой, каждая имеет своё имя. Горные холмы выступают некими богатырями из былин, их жёнами и детьми. Помимо гор-богатырей местность Горной Шории населена речными, лесными и горными духами. Было рассказано и об этимологии шорских названий, о достопримечательностях Таштагола (в переводе «камень на ладони»), который вошёл в ночной туристический маршрут «Тропа чувств». О его величественной скульптуре «Золотая Шория», в образе которой с мировой известностью скульптор Даши Намдаков запечатлел саму хозяйку горы Буланже или Булан-тау, что расположена недалеко от Таштагола. «Булан» или «пулан» – так звучит название лося на шорском языке. Судя по всему, эти могучие животные в прежние времена здесь встречались довольно часто.
Место для скульптуры на берегу реки Кондомы выбирал сам автор. С названием реки также связана легенда. Говорят, что однажды бушующая река не позволила богатырю перебраться через неё, ему пришлось заночевать на берегу. С тех пор, как считают некоторые, река стала носить имя, созвучное шорскому слову «кондум», что означает «ночевал». Такие же легенды прозвучали о реке Мрас-су и о Томи, а также о священной горе Мустаг, одной из самых мощных вершин горно-шорского хребта, высотой почти в 1600 метров. Круглый год Мустаг покрыт снегом и льдом, что отразилось и в названии – Ледяная гора.
Согласно обряду
Прозвучали рассказы и о животных – медведе, которого бывалые люди шорских поселений именуют «дедушкой» или «старейшиной», поскольку тот якобы оберегает и мудро распределяет таёжные богатства среди её обитателей. О мифическом покровителе шорцев – журавле. Неслучайно охотники Горной Шории никогда не убивают этих птиц. Согласно легенде журавль помог человеку добыть огонь, что сохранило людям жизнь. Приведены были шорские пословицы и поговорки, разыграна сказка о хитромудрой лягушке и наивном лосе. Это из той серии оригинальных, лаконичных и поучительных шорских сказок, которые рассказывал народный сказитель кайчи – человек исключительной памяти и таланта, который считался хранителем героических сказаний, преданий, легенд и песен.
Ни одно дело, ни один обряд не обходились у шорцев без шаманского камлания. Такой обряд, согласно названию выставки Любови Арбачаковой «Шачыг» («угощение духов»), был совершён и во время Ночи музеев. Приурочен он к весеннему пробуждению природы от долгого зимнего сна. Шорцы верили, что, обращаясь к горам и рекам и ложкой разбрызгивая для них угощение, они вместе с ледоходом избавлялись от болезней, горестных дум, несчастья.
Свои истории у каждого
В виде театрализованного представления и также на шорские мотивы прошла Ночь в музее-заповеднике «Кузнецкая крепость». Сотрудники представили увлекательную программу «По путям неизведанного». Словно на машине времени они перенесли участников Ночи во времена первых экспедиций в сибирские края. Вместе с именитым учёным и его учеником за гостеприимным с самоваром столом рассказали о древних погребениях и находках, раскрыли тайну кузнецкого железа и ремесла древних металлургов, поведали о быте и культуре коренного народа Кузбасса.
Маршрут ночного путешествия пролегал и через литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, в котором участникам Ночи предложили вспомнить мир детства вместе с героями произведений Эдуарда Успенского. Экскурсантов ждала встреча с котом Матроскиным, почтальоном Печкиным, мамой дяди Фёдора и Бабой Ягой. Рассказано, каким образом герои Успенского обретают новую жизнь в мультфильмах и кино, представлена выставка с характерным названием «Усы, лапы, хвост».
Необычно решили провести Ночь и сотрудники Новокузнецкого краеведческого музея. Сбор гостей на этот раз был назначен в филиале музея – здании Кузнецкого уездного училища, на встречу якобы выпускников этого старейшего учебного заведения города. Здесь проходило театрализованное знакомство с легендарными выпускниками-кузнечанами, которые в тёплой и дружеской атмосфере делились своими школьными воспоминаниями. Пусть и звучали кое-где нотки ностальгии, но звучали весело, громко и ярко.
И все эти музейные Ночи не просто показали, но и в который уже раз доказали, что сотрудники музеев на все руки мастера. И кроме научного интереса, в каждом из них живёт ещё актёрский талант. Способность преображаться сотрудников музеев каждый раз удивляет участников этих познавательно-ночных экскурсий. Причём их театральное мастерство передавать дух той или иной эпохи, вживаться в роли своих исторических и современных персонажей с каждым разом совершенствуется. Недаром на одном из музейных ночных представлений зрители, не удержавшись, кричали в восторге «браво!»
Просмотров статьи: 413