Театр: сцены прошлых лет
В Новокузнецком драматическом театре прошла презентация книги известного в городе музыканта, артиста, а теперь уже и историка-краеведа Сергея Ермакова «Театральная жизнь Кузнецка конца ХIХ – начала ХХ века». Презентация стала первой творческой встречей в рамках мероприятий, посвящённых 90-летию драмтеатра, которое город будет отмечать осенью этого года.
Научно-исследовательская работа (иначе такой труд и не назовёшь) заняла два года. В течение этого времени Сергей кропотливо собирал в архивах, а также в фондах Новокузнецкого краеведческого музея материалы по заинтересовавшей его театральной жизни в Новокузнецке, которая началась задолго до 1932 года. А наш считавшийся лишь промышленным город давным-давно жил бурной культурной жизнью – в конце ХIХ века Кузнецк был значимым культурным центром, подобного которому не было на сотни километров вокруг. Именно эти «белые пятна» театральной истории и взялся устранить Сергей Ермаков. Представив яркую, интересную книгу о театральном житье-бытье прошлых лет, издание которой состоялось благодаря его победе в грантовом конкурсе Президентского фонда культурных инициатив, став частью проекта «Театральный Кузнецк, сохраняя традиции».
Автор книги на встрече с читателями рассказывал о том, что старейший театр Кузбасса возник не на пустом месте, и театральная жизнь в нём началась не с Кузнецкстроя. Вплоть до революции 1917 года Кузнецк оставался центром Кузнецкого уезда с бурной культурной и театральной жизнью: с постановками, которые проходили в Кузнецком уездном училище под руководством штатного смотрителя училища Николая Ивановича Ананьина и в которых участвовали педагоги и учащиеся; со спектаклями, которые ставили обосновавшимися в 1860–1880 годах в Кузнецке ссыльные поляки, оказывая тем самым, пусть и в рамках домашнего театра, влияние на общественную жизнь и повседневную культуру уездного городка; с возникшим позже клубом любителей драматического искусства, который ставил спектакли в доме купца Шукшина. У горожан, таким образом, появилась возможность «прикоснуться к великой культуре, создаваемой русскими гениями – Островским, Гоголем, Пушкиным», в том числе благодаря постановкам в построенном на деньги горожан Народном доме. В нём после революции образовался драматический коллектив во главе с профессиональными режиссёрами-постановщиками, которые ставили спектакли по пьесам Ибсена, Вольтера, Мольера, Горького, Чехова, Толстого, а в декабре 1919 года в Народном доме силами Походного театра 312-го полка Красной Армии был поставлен первый бесплатный спектакль.
Автор книги отмечает, что постановки и показ пьес у кузнецких театралов носили благотворительный характер. Небольшая часть выручки шла на погашение аренды помещений, реквизит. Львиная же доля направлялась на благотворительные цели. Именно кружок любителей театрального искусства инициировал постройку Народного дома и внёс первые средства. Деньги, полученные от продажи билетов на спектакли, направлялись и на организацию высших женских курсов, и устройство общественной библиотеки, и на другие общественные дела.
Театральная деятельность продолжилась летучими бригадами приезжих на Кузнецкстрой актёров, которые, как и строители металлургического гиганта, жили под телегами и в землянках и которые вечерами учительствовали в кружках ликбеза, устраивали представления для рабочих.
Фундамент, который заложили первые театральные деятели, стал основой для дальнейшего развития театрального искусства в городе. В 1932–1933 годах в Новокузнецке (Сталинске) благодаря предшественникам возник профессиональный театр – Сталинский (Новокузнецкий) драматический, который был назван той самой «культурной составляющей колоссального плана индустриализации страны». И в дальнейшем городской театр, как сказано в аннотации к книге, оставался одним из серьёзнейших, как сегодня говорят, культурных драйверов в жизни Кузнецка, Сталинска, Новокузнецка.
О горячем желании автора книги проникнуть в суть самого этого явления, докопаться до корней, вскрыть неизвестный доселе феномен под названием «кузнецкий театр» указал Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея. Именно благодаря одной из лекций Лизогуба Сергей Ермаков и задался множеством вопросов, вернее, заболел этой неразведанной темой, и родилась эта книга. Кто они, пионеры кузнецкого театра; где эти люди, которые в оторванном на сотни километров от центров цивилизации сибирском городке Кузнецке служили Мельпомене, создавали пусть робкие, но настойчивые попытки заронить семена культуры в кондовой сибирской глубинке: такие вопросы поставил в своём предисловии к книге и Пётр Лизогуб. По его словам, с вышедшим в свет научно-исследовательским трудом Ермакова театральная жизнь нашего города второй половины ХIХ – первой трети ХХ вв. не исчерпана. Работа Сергея только приоткрыла занавес, но и этого уже немало.
Слово на презентации взяла и Валерия Пурпутиди, директор Новокузнецкого драматического театра. «Скоро мы будем отмечать 90-летний юбилей театра. Однако театральный путь в городе был начат ещё в ХIХ веке. Таким образом, театральной жизни Новокузнецка и Кузбасса не менее 150 лет, о чём говорится и в книге Сергея Ермакова. Уверена, что это прекрасного качества, иллюстрированное издание, которое вы держите в руках, станет настоящим подарком новокузнецкому зрителю, понимающему и ценящему искусство театра», – отметила она.
Слово брали и другие участники презентации, смысл выступлений которых сводился к одному: талантливый человек Сергей Ермаков талантлив во всём. Все помнят недавнюю презентацию его объёмной, с интересными фактами из музыкальной жизни города книги «Про рок в родном Отечестве». Есть предположение, что увлекающийся, талантливый и творческий по своей неугомонной сути Ермаков не завершит свои исторические изыскания и после выхода в свет второй, о театре, книге. Она так же, как и первая, поступила в библиотеки города, где с ней можно познакомиться, а приобрести в драмтеатре.
Просмотров статьи: 575