Прекрасная гостья – Галатея
Согласитесь, с таким музыкальным жанром, как оперетта, иногородние, а тем более столичные артисты в нашем городе бывают нечасто. Хотя поклонников оперетты, как выяснилось, в Новокузнецке немало, и потому билеты на «Прекрасную Галатею», привезённую артистами Московского театра оперетты и прошедшую на днях на сцене ДК «Алюминщик», были разобраны задолго до начала спектакля. В зале не то что яблоку – вишенке некуда было упасть!
«Статуя»
с отличным сопрано
И москвичи, конечно же, знали, что привезти своим новокузнецким поклонникам накануне Международного женского дня!
Повествование о Галатее – статуе, высеченной из мрамора древнегреческим скульптором Пигмалионом, жителем острова Кипр, которая, став земной женщиной («Галатея, стань человеком!»), ведёт себя именно как женщина. Со всеми её достоинствами и недостатками. Капризная, она постоянно противоречит мужским ожиданиям, поддаётся своим порывам и чувствам, слушая свой пока ещё неопытный, почти девственный разум, но при этом, не успев ожить, как истинная представительница прекрасной половины человечества играет на чувствах окружающих её мужчин, покоряя и их, и зрителей непревзойдённым сопрано.
Пегас прискакал из мифов
Между прочим, слово «оперетта» на итальянском языке буквально означает «маленькая опера». В ХVII–ХVIII веках так называли небольшие оперные произведения, чаще всего комические. С середины ХIХ столетия к этому жанру стали относить романтические, комедийные, сатирические спектакли с вокальными и хореографическими номерами. Для оперетты композиторы писали лёгкую, близкую к танцевальной музыку. Мелодии из таких спектаклей становились популярными, часто звучали на балах и в светских салонах. Например, под музыку Иоганна Штрауса из оперетты «Летучая мышь» в конце ХIХ века на балах и светских раутах танцевали одноимённую кадриль. А уж античная мифология всегда оставалась неисчерпаемым источником для сюжетов всех видов искусства и всех жанров, не стала исключением и оперетта. Правда, в ней мифические мотивы всегда получали своеобразное преломление. Несмотря на многовековую историю сюжетов, в оперетте они всегда становились абсолютно современными, соответствующие тому времени и тому веку, в котором идёт сценическое представление.
И эту традицию, заложенную отцом оперетты Жаком Оффенбахом в его «Орфее в аду» и «Прекрасной Елене», продолжил австрийский композитор Франц фон Зуппе. Его оперетта «Прекрасная Галатея» представляет вполне житейский и даже ироничный взгляд на романтичные идеалы и мечтания, напоминая о том, что любовь, возможно, и способна вдохнуть жизнь в мёртвый камень, но она никогда не заставит женщину перестать быть женщиной. А значит жди от неё самых непредсказуемых сюрпризов и поступков!
С триумфом по миру
Поводом для написания в 1865 году оперетты о Галатее для Франца фон Зуппе послужила оперетта Оффенбаха «Прекрасная Елена», которая с успехом прошла на венских оперных подмостках. Это и побудило Зуппе взять за основу античный миф (легенду о Пигмалионе, который влюбился в собственное мраморное создание), приспособив его к особенностям оперетты. Тем самым представив историю о любви и где-то даже искренности, которая на первый взгляд выглядит почти вероломством. Премьера оперетты, поставленной 9 сентября 1865 года в венском Карлтеатре, с весёлым, непритязательным сюжетом прошла с огромным успехом. В скором времени произведение австрийского композитора зашагало с триумфом по сценам разных стран, войдя в классику мировой оперетты.
Спустя некоторое время оказалось, что этот древнегреческий мифический сюжет довольно распространён, он то и дело всплывает в разных произведениях искусства. Не менее известна пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион», где в качестве Галатеи выступает неграмотная, наивная и в то же время немного плутоватая, не лишённая таланта выживаемости в «этом грозном и непредсказуемом, опасном для женского рода мире» простушка Элиза Дуллитл. И где её создатель («Чем не скульптор Пигмалион?!») профессор Хиггинс лепит из неё настоящую леди, в которую вскоре влюбляется. В 1964 году голливудский режиссёр Джордж Кьюкор снял по пьесе Шоу фильм «Моя прекрасная леди» с Одри Хепбёрн в главной роли, который также имел немалый успех. Кстати, древние источники по-разному определяют появление имени Галатея. В некоторых утверждается, что имя своей статуе придумал сам древнегреческий скульптор, а в других документах говорится, что первым его дал ожившей статуе Жан-Жак Руссо в своём сочинении «Пигмалион», увидевшем свет в 1762 году.
Иронично, остро, актуально
Спектакль, который представили нам столичные актёры, в 1980-х годах был настоящим хитом Московского театра оперетты. В современной редакции диалоги классической оперетты приобрели актуальное, остросатирическое звучание, как писали тогда критики. «Я только что видел твоего хозяина на рынке, он стоит за виноградом. А это, как ты понимаешь, надолго», – сообщает меценат Мидас помощнику-слуге Пигмалиона Ганимеду (в 1980-е годы, в эпоху тотального дефицита, подолгу стоять за продуктами было вполне привычно). При знакомстве с Галатеей (это уже в наше время) Мидас, который расхаживает по сцене в тунике и с дипломатом, напоминающим большой и пузатый портфель бюрократа, на вопрос прекрасной пока ещё незнакомки о том, кто он такой, представляется: «Я простой рядовой древнегреческий миллионер!»
Прихоти каменной девы
Постепенно оперетта на сцене ДК «Алюминщик» стала напоминать настоящий актёрский капустник с репликами, взятыми из нашей современности. И даже с музыкой из известного шпионского триллера «Ой, что это за дамочка направляется к нам!» Актёры, импровизируя на ходу, играли живо, динамично (особенно слуга Пигмалиона Ганимед), вступая под взрывы хохота зала в юморной диалог с дерзкой зрительницей, сидящей в десятом ряду («Я тебя запомнил, встретимся после спектакля!»– говорит он, запутавшийся в невероятно просторной тунике на её предложение с места помочь). И тут уж подоспела Галатея, которая поняла, что своей красотой сводит с ума мужчин, готовых исполнять любые её прихоти. Вцепившись мёртвой хваткой в Ганимеда, обольстительного, со спортивной фигурой, настоящего мачо, она уговаривает: «Я в тебя влюбилась с первого сознательного взгляда! Ганимед, ты такой красивый!» На что тот гордо отвечает: «Ничего удивительного, у меня же греческий профиль!» Или как вам такое: «Будешь жить, как у Зевса за пазухой, и этот простой древнегреческий миллионер Мидас тебе подарит туфли «Адидас» 46 размера». Или такие реплики: «На богиню надейся, а сам не плошай»; «День рождения Галатеи… Как это прекрасно! Хоть пожрём по-человечески»; «Пей, это отличное самодельное изделие негреческих народных умельцев» (якобы пьют самогонку, подразумевая, что это вино).
Приняв человеческий облик, Галатея восклицает: «Ничто человеческое мне не чуждо!» На это Ганимед предупреждает её создателя: «Осторожнее, эта твоя прекрасная Галатея войдёт во вкус, попадёт в дурную компанию с медузой Горгоной, а там, глядишь, и Парфенон разрушит! Творения, они ведь такие: всегда потом начинают жить собственной от создателя жизнью». На что Галатея, отбиваясь от недоверчивых мужчин, отвечает: «Я – произведение искусства, я охраняема законом!» О Мидасе ушлый, изворотливый Ганимед также имеет собственное мнение: «Да он же просто заготовка для БуратинЫ!» «Куда её поселить? Это создание слишком много места занимает в моей малогабаритной мастерской», – между тем, волнуясь от встречи с ожившей Галатеей, сетует Пигмалион, влюблённый по уши в своё вытесанное из камня создание.
«Дорогие греческие товарищи!»
Между тем, сев в позу роденовского Мыслителя, Ганимед обращается к залу: «В интересное время мы живём, дорогие вы наши греческие товарищи! Искусство, конечно, всемогуще. Но вот что бывает, когда женщину возносят на пьедестал! Хорошенькие произведения искусства сегодня много стоят. Хотя мужчина ценит женщину, скорее, за то, сколько и что он в неё вложил. И что они, наши дамы, творят, что творят! А ведь сегодня ещё даже не восьмое, а четвёртое марта!» – философствует слуга. Эту же мысль пытается передать и богач Мидас, жалующийся на коварство Галатеи, которую он одарил тканями и драгоценностями, а та осталась к нему равнодушной. Опустошённый коварной дамочкой, он не перестаёт сетовать на каменное сердце неблагодарной «возрожденки», которую он осыпал дарами простого рядового древнегреческого миллионера, и которые он теперь настоятельно просит вернуть назад. Не напоминает скандалы, просачивающиеся в свет на страницах дайджестов из жизни современных рядовых российских миллионеров?
В конце концов страдания скульптора приняли довольно крутой оборот. Он не намерен был больше терпеть выходки своего создания и обратился к богам с просьбой превратить Галатею опять в статую. А когда его просьба была выполнена, он продал своё творение богачу Мидасу по сходной цене. И всё это импровизированное действо проходит под взрывы хохота и бурные аплодисменты довольной и, надо сказать, очарованной артистизмом мастеров-профессионалов публики.
Когда-то один из многочисленных режиссёров, ставивших оперетту, сказал о ней: «…Произведение Франца фон Зуппе отличается необычным для оперетты пренебрежением к сценическим шаблонам. Здесь почти нет устойчивых характеров, столь присущих (иногда до зубной боли) жанру оперетты. И это делает спектакль по-настоящему живым и современным. Музыка сама диктует актёрские ходы, диктует импровизацию». И в этом новокузнецкие зрители к своему эстетическому удовольствию убедились.
Просмотров статьи: 551