«Я – шаман ночных туманов»
В мире существует такая музыка, такое пение, которые самым непостижимым образом могут пробудить в слушателях далёкий зов предков и превратить их, говоря словами Александра Блока, в скифов с раскосыми и даже не очень раскосыми глазами. И я давно поняла, что эта за музыкальная такая стихия – горловое пение в сопровождении аутентичных, народных, а также современных инструментов.
Властители голоса – Паваротти и Кувезин
Пальма первенства в этом музыкальном направлении, как в течение многих лет считают музыкальные критики, принадлежит тувинскому гитаристу, композитору и певцу, владеющему мастерством тувинского горлового пения, народному артисту Республики Тыва Альберту Кувезину, обладателю самого низкого тембра голоса на планете. Известный рок-журналист, музыкальный критик Артемий Троицкий, став некогда свидетелем дуэта Альберта Кувезина и популярного певца Стинга, высказался: «В мире есть всего два обладателя уникальных голосов, и они принадлежат Паваротти и Кувезину».
В начале этой недели в джаз-клубе «Геликон» прошёл концерт известной во всём мире тувинской группы «Ят-Ха». Основателем и бессменным лидером коллектива, существующего с конца 1980-х – начала 1990-х годов по сей день, является Альберт Кувезин. Открывая концерт, директор «Геликона» Ольга Юшкова сказала о том, что на протяжении многих лет мечтала о выступлении этой группы на геликоновской сцене. Четыре года назад, наконец, договорились о приезде «YAT-KHA» («Ят-Ха») в наш город, но грянула пандемия коронавируса, и выступление музыкантов пришлось отложить. «Но вот этот удивительный коллектив в нашем городе. Встречайте!» – провозгласила Ольга Георгиевна, и зрители встретили тувинцев громом аплодисментов. И этот гром рукоплесканий с криками «браво» не прекращался на протяжении всего концерта «Ят-Ха». «А Новокузнецк, оказывается, не так уж и далеко от Тывы, так что будем к вам приезжать,– отметил в начале встречи Альберт Кувезин и добавил: – Если бы мы знали, что вы так горячо будете нас принимать, с таким пониманием нашего творчества, давно бы приехали!»
За более чем тридцатилетнее существование группы музыканты побывали с концертами в городах СССР и России, объездили с гастролями страны Европы и Азии, выступали в Северной Америке и Океании, были участниками и победителями множества международных музыкальных фестивалей. В европейских хит-парадах альбомы «Ят-Ха» стабильно попадают в десятку лучших в жанре «музыка мира». Лидер легендарной группы, единственной в России завоевавшей в 2002 году гран-при ежегодного всемирного конкурса BBC Radio 3 Awards in World Music как лучшая группа Азиатско-Тихоокеанского региона, Альберт Кувезин был удостоен звания «Заслуженный артист Республики Тыва». Государственную награду знаменитому рокеру вручил на его гитарном концерте на родине в Кызыле глава Республики Шолбан Кара-оол.
Энергия первобытности
Ну и какое могло быть недопонимание, когда звучали композиции, которые можно было определить лишь одним словом – «потрясающе»! Трио музыкантов – Альберт Кувезин (гитара, вокал, горловое пение в стиле каргыраа), Шолбан Могуш (игил и вокал), Олег Шарр (перкуссия) – выдавали нечто запредельное. Зрителей перенесло за грань существующего мира – в мир покрытых седым ковылём степей со стремительными порывами ветра, в стан кочевников и скачущих табунов лошадей горячих кровей, топот и ржание которых очень зримо отражали и народный тувинский инструмент игил (что-то вроде маленькой виолончели) в руках Шолбана Могуша, и горловое пение Альберта Кувезина, и стук африканского барабана-джембе питерского музыканта Олега Шарра, давно известного новокузнецким поклонникам джазовой музыки. Олег не однажды приезжал в наш город с известными музыкантами, играл и записывал рок и джазовые композиции со многими известными группами. Приглашён специально для выступления в «Ят-Ха» перкуссионист группы «Килиманджаро». До этого был участником «Оле Лукойе», «Оберманекен», «Вермишель Orchestra» и других. Друзья отзываются о нём как об убеждённом вегетарианце, который большое значение придаёт духовной пище, что и сблизило его с «Ят-Ха». Олег Шарр настолько эмоциональный барабанщик, что, кажется, каждый аккорд этой мощной музыкальной стихии отражается в мимике его лица.
С тонкой иронией под добродушный смех зрителей подметил потом Альберт Кувезин: «Ну вот проскакали тувинские кони под африканский барабан в кузбасских степях». Человек с большим чувством юмора, присущей ему скромностью и интеллигентностью, ещё не раз на протяжении концерта бросал меткие реплики и комментарии по поводу прозвучавших композиций.
«Первобытная энергия тувинской земли стонет в каждом звуке, трепещет в струнах игила и неуёмном рёве электрогитары, грохочет в барабанных ритмах. И ты легко уносишься под это медиативное камлание в едином потоке вместе с искрами костра в звёздное тувинское небо», – оставил отзыв один из поклонников «Ят-Ха». Другие отзываются об их исполнительском искусстве, как о нахлынувшей вдруг и сразу на слушателей «дикой, но взнузданной энергетике» – каждый раз кажется, что «нормальный музыкант позволяет себе такое исполнение только в последний раз». «В голосе Кувезина, – вторят третьи, – можно раствориться, он такой мощный, что за него можно ухватиться рукой, как за гриву коня, и лететь вслед или рядом, высоко…»
Мост для связи времён
И слово «камлание» при определении творчества тувинской группы совершенно уместно. Как в жанре баллады пел Альберт, чей голос звучит как заклинание в одной из композиций: «Я родом из таинственного чёрного неба. Мой бубен как щит. Я могучий шаман высоты, шаман ночных туманов…». И музыканты творят свою шаманскую магию безо всякого пафоса, безо всякой внешней психоделики, и от того впечатление от услышанного ещё более сильное. А уж такие инструменты, как игил, электрогитара и барабан-джембе – поистине гармоничное сочетание звука, медитации и шаманства. Это музыка столетий в современной мировой культуре.
Некоторые критики характеризуют стиль группы как этно-рок, этно-панк или рут-рок (от английского «root» – «корень»). У самого же Альберта Кувезина на этот счёт приставка «этно» вызывает усмешку. «Раньше был фольклор, фолк-рок – и достаточно. А сейчас эту приставку «этно» употребляют везде, где можно и нельзя», – говорил в одном из своих интервью обладатель неповторимого голоса.
В музыке группы присутствует также элементы джаза и классики. По определению знатоков их произведений, коллектив из Кызыла сочетает в своём творчестве органичный сплав музыкальных традиций Тывы, Сибири и Азии с неукротимыми ритмами рок-музыки. «Ят-Ха» использует в создании своих в прямом смысле слова необычных и во много уникальных шедевров как традиционное для тувинской музыки горловое пение, так и обычный вокал. К особенностям игры можно добавить нестандартные размеры и ускоряющийся к концу песни ритм. Сам лидер группы Альберт Кувезин о творчестве «Ят-Ха» отзывается так: «Мы всё-таки современные люди, и поэтому нам ближе рок-н-рол, но корни – это, несомненно, народная музыка: горловое пение в сопровождении аутентичных инструментов. Традиционная для нашей культуры мелодика. Электрогитары звучат на фоне нетипичных для рок-музыки ритмов – более живых азиатских, в том числе и арабских. Музыканты, играющие в подобном стиле – это всегда своеобразные мостики, благодаря которым осуществляется связь времён».
«Вы слышите ветер степи!»
О крепкой связи времён говорят и произведения в репертуаре «Ят-Ха» из разных альбомов, которые прозвучали перед новокузнечанами. Прозвучал тувинский блюз («Сами понимаете, это текст ни о чём»). Пронизанная щемящей тоской одиночества композиция на стихи Осипа Мандельштама. Малоизвестные произведения забытых музыкантов в обработке на английском языке, так называемых кавер-версиях («В отличие от западных коллег мы не запрещаем произведения, звучащие на разных языках и даже получаем от этого удовольствие»). В обрамлении горлового пения прозвучали песни на слова современных сибирских поэтов. («Поменьше света, чуточку поменьше…»). А также песни про Енисей, про боль одинокой странницы – сосны, что растёт в степи с необозримыми далями («На бескрайней белой степи одиноко сосна стоит, и под ней одинокий путник укрылся…»). Вдохновением для «Ят-Ха» стала и поэзия японских поэтов как послевоенного, так и современного периодов, как лирического, так и философского плана. В исполнении Шолбана Могуша, который в качестве инструмента использовал даже декоративное яйцо, наполненное мелкими песчинками, были продемонстрированы разные стили горлового пения. И если у Альберта голос низкий, то у Шолбана – высокий. «Услышали ветер степи в его инструменте?» – поинтересовался после его выступления Альберт Кувезин и на хоровое «да», прозвучавшее из зрительного зала, отметил: «Да у вас хороший слух. Не в каждой стране это слышат. Ко многому обязывает музыкантов то, что и как они исполняют. Но и слушателей обязывает то, как они слушают. Наши песни не требуют особого перевода. Музыка может проникнуть не только в сердца, но гораздо глубже», – отметил основатель «Ят-Ха».
Воздух родной земли
О Кувезине журналисты говорят, что он человек мира, в сведениях о нём нет ничего личного, он полностью растворён в своей музыке. С детства увлекался музыкой народов мира, собирал грампластинки. Постепенно и сам начал экспериментировать. И эти эксперименты оказались интересными и востребованными. Много работал, много где жил, много где пел, но вернулся в Тыву. «Недаром говорят, даже пусть это звучит наивно и пафосно, что ничто не может заменить воздух родной земли, – признавался позднее музыкант – Родина, природа. Они должны быть рядом. По-моему, это одно из основных понятий для творческого человека. И мне повезло родиться и жить в таких местах Тывы и Хакассии, природа которых может вдохновлять человека бесконечно. На самом деле это счастье, и к этому просто нечего добавить…»
Просмотров статьи: 297