Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Да, скифы мы!

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Супруги-художники – нередкое в искусстве явление. О таких союзах в узких творческих кругах говорят: «У них вдохновение на двоих». И такой творческой парой в Новокузнецке называют Евфросинию и Петра Сиротюк, художников-живописцев, художников-эмальеров, способных работать в разной технике. Помимо станковых работ, художники начиная с 1980-х годов трудятся и по первоначальной учебной специализации – как монументалисты. В Новокузнецке и других городах области их росписями украшены интерьеры многих общественных зданий.

Впервые персонально!

На днях в Новокузнецком художественном музее открылась совместная выставка этого семейного и творческого тандема.

Пётр Павлович и Евфросиния Григорьевна хорошо известны не только в Новокузнецке и Кузбассе, в Москве, но и за пределами нашей страны, где выставляются и хранятся их работы. Они – участники в разные годы многих выставок разного уровня, в том числе и персональных. Однако новая выставка Петра и Евфросинии Сиротюк, которая носит название «Скифское солнце» и состоит из более 150 выполненных в последние годы работ, открылась в нашем музее впервые, хотя сотрудники музея зазывали супругов продемонстрировать свои работы в музейных стенах давно, на протяжении десяти лет. Впрочем, первый опыт сотрудничества с Новокузнецким художественным музеем у них состоялся в 1993 году, они тогда были участниками групповой художественной выставки «Современная сибирская живопись». Кроме того, в рамках крупного музейного проекта «Созвездие региона», представляющего в столице Кузбасса творчество ведущих художников Сибири, к числу которых принадлежат Пётр и Евфросиния Сиротюк, недавно состоялась их выставка «На сибирском морозе калина» в Кемеровском областном музее изобразительного искусства. К слову, в Кемерово столь масштабная презентация новокузнецких мастеров также состоялась впервые. До этого их произведения изредка появлялись на сборных выставках, среди которых, к примеру, «Семья художника» (2008), посвящённая Году семьи, на которой было представлено искусство семейных пар нашего региона, в том числе супругов Сиротюк.

«Творчество этого семейного тандема чрезвычайно многогранно. Художники обращаются к монументальному, станковому и декоративно-прикладному искусству, – отметила на открытии выставки заместитель директора музея по работе с посетителями Галина Силенкова. – Авторы работают не только в традиционных техниках живописи, акварели, но и многие годы создают произведения в редкой и сложной технике эмали. При этом произведения, исполненные в столь, казалось бы, различных техниках, таких, как эмаль, живопись, акварель гармонично сочетаются, дополняют друг друга. Единство задаётся характерной манерой, почерком, оригинальным видением мира наших мастеров».

Знаменитые из знаменитости

Оба художника родились в Украинской республике, тогда ещё в границах Советского Союза. Познакомились в Одесском художественном училище имени М.Б. Грекова, в котором оба заканчивали педагогическое отделение живописи. Затем стали выпускниками знаменитой «Мухи» – Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. Веры Мухиной (ныне Академия им. Штиглица) со специализацией «монументальная живопись». Только Пётр Павлович закончил его в 1986 году, а Евфросиния Григорьевна на два года позднее. Той самой Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, история которой уходит корнями во вторую половину ХIХ века и которой гордятся все выпускники «Мухи». В том числе и новокузнецкие художники. Пётр Павлович, к примеру, довольно эмоционально, с гордостью стал рассказывать о вехах становления академии, в которой он когда-то, ещё в прошлом столетии, учился. Построена академия, тогда ещё училище технического рисования, была по распоряжению Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником Александром Людвиговичем Штиглицем. В эпоху бурного развития мировой промышленности в России, стремящейся сделать свою продукцию конкурентоспособной на мировом рынке, перед обществом встала проблема подготовки художников для производства. Большая заслуга в создании и становлении российской художественно-промышленной школы принадлежит блестящему архитектору М.Е. Месмахеру, который и стал первым директором училища, возглавляя его более 20 лет. Между прочим, существовало оно на проценты с капитала в один миллион рублей серебром, плату за обучение (12 рублей в год) и пожертвования. Дети малоимущих родителей от оплаты освобождались. В настоящее время Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени Л.А. Штиглица – один из наиболее известных вузов России. А её выпускник Пётр Сиротюк был распределён в сибирский город Кемерово.

Всё началось с «Колорита»

Мастерских для художников в Кемерове в те годы не было, и Пётр, по его словам, слонялся по городу, пока не переехал в Новокузнецк, где в то время стали появляться художественные мастерские. Два года спустя к мужу приехала и выпускница академии Фрося. Первая персональная выставка Петра Павловича также прошла в Новокузнецке – в галерее «Колорит» известного в городе гальериста Владимира Коряги, с которым Пётр и Евфросиния дружат до сих пор и который также был приглашён на открытие «Скифского солнца» супругов.

«С Фросей в творчестве у нас полное взаимопонимание. Мы – люди опытные, люди искусства, понимаем, что такое быть творческим человеком, где настоящее искусство, а где нет – только его подобие», – признаётся Пётр Сиротюк. И никто из пришедших на открытие выставки (а народа, не смотря на дачный сезон, к удивлению даже самих художников, в отличие от выставки, которая недавно прошла в Кемерове, было много) не стал бы спорить, что с музейных стен на них смотрело настоящее искусство. Яркое, брызжущее жизненной энергией, теплом, эмоциональной силой контраста. Пастели и акварели Евфросинии, живопись и эмали Петра. Произведения с особой многослойностью и скрытыми смыслами, которые хочется рассматривать и к которым хочется возвращаться не один раз. С изысканными мотивами и яркой декоративностью, выразительным силуэтом и, как говорят искусствоведы, конструктивным ритмом, пластической стилизацией и насыщенным цветом, способные впечатлить и музейного специалиста, и широкого зрителя.

Притяжение Дикого поля

Большая часть эмали – в окружении авторских живописных и акварельных пейзажей, в том числе сибирских, местного пленэра, а также натюрмортов, домашних интерьеров, лирических сцен народной жизни. Между прочим, героини многих из них очень похожи на круглолицую Фросю, от которой также веет душевном теплом уходящих в прошлое деревень. Главная тема многих эмалей, определившая название выставки, – древняя страна скифов, тема степи, Дикого поля, которое отличает и украинскую землю, на которой родились художники. Огромных равнинных просторов, на которых жили, сменяя друг друга, народы древности. «Пётр с детства жил в окружении курганов, там же – скифские крепости. И потому в работах видна эта временная связь. Эти творческие связи, эти тысячелетние нити, путешествия во времени, которые благодаря символам не прерываются», – подчеркнул куратор выставки научный сотрудник музея Александр Клещевский. Вторая большая тема эмалей Петра – не столь древний, но всё же старинный Кузнецк, а также Новокузнецк.

Однако на вопрос Петру, кто же был первопроходцем в семье по созданию произведений горячей эмали, тот ответил: «Фрося! И работ из эмали, созданных ею, на выставке было бы гораздо больше, но с шестьюдесятью пришлось расстаться, продав их на симпозиуме в Ярославле – городе, где в 1992 году был открыт первый в стране Международный творческий центр эмальерного искусства под руководством Александра Андреевича Кариха «Эмалис»».

В центре начиная с 1998 года проходят ежегодные практические симпозиумы по горячим эмалям. В них принимали участие художники из 28 городов России, включая Москву и Санкт-Петербург, а также художники из Бельгии, Голландии, Германии, Испании, Италии и Японии. За 20 лет проведено 28 симпозиумов, организовано более 100 выставок, из которых около 20 – международные. Кроме того, на базе «Эмалиса» внедрена программа прохождения практики по обучению эмальерному искусству студентов, обучающихся декоративно-прикладному творчеству, а также мастер-классы с интерактивной программой для гостей и туристов Ярославля.

Под влиянием Дионисия

Особняком на открывшейся выставке стоят монументальные работы, особенно храмовые росписи. («Монументалка», как выражаются сотрудники музея, показана в фотокопиях). «Выполнены они в древнерусской традиции под влиянием фресок великого Дионисия в Ферапонтове (начало ХVI века), где будущие художники неоднократно проходили практику в годы учёбы. Благодаря трудам Петра и Евфросинии влияние творения Дионисия с Русского Севера, конечно же, в их авторском преломлении простирается и до нашей сибирской провинции», – отметил Александр Клещевский. Напомним, монументально-декоративные работы супругов – роспись интерьера кафе «Колос» (1987), ресторана «Москва» (1988), ДК имени ХIХ партсъезда (1990), роспись стены в научно-техническом музее им. И.П. Бардина, внутренний интерьер часовни «Утоли моя печали», установленной в память о погибших горняках Новокузнецка (2007).

Поздравить художников из зала выходили и просто зрители, в том числе гости города. Так приехавшая на юг Кузбасса из Тюмени сотрудница одной из частных галерей, по её словам, неожиданно попавшая на выставку, пригласила художников порадовать через некоторое время своим искусством и тюменцев. «Вашим работам, интересным, со скрытым контекстом, будет хорошо и комфортно в креативном пространстве нашей галереи. Эти произведения заряжают настроением счастья, добра, радости!»

Выставка продлится до 16 октября.


Просмотров статьи: 583