Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Летайте самолетами

Газета «Новокузнецк», выпуск №31 (1184)  //  Рубрика: Юбилеи Новокузнецка

// Автор: Александр ШПРИНГЕР
// Фото: архив Новокузнецкого краеведческого музея

Первый авиарейс в Кузбассе был совершён 17 августа 1930 года – пилот И. Легконогов и бортмеханик П. Колесников на самолете У-1 вылетели из Новосибирска, сделали посадку в Щегловске (Кемерове) и затем долетели до Кузнецкстроя, приземлившись на левом берегу Кондомы.

Данным рейсом открылась история гражданской авиации Кузбасса, однако до создания полноценного авиапредприятия было еще далеко.

70 лет назад, 17 августа 1952 года, путем слияния нескольких ведомственных авиационных коллективов основано Новокузнецкое авиапредприятие (первоначальное название – 7-я аэроэкспедиция) с подчинением Западно-Сибирскому управлению гражданского флота.

Местом размещения был выбран аэродром «Абагур», где базировались десять самолётов ПО-2. Личный состав насчитывал 83 человека, в основном демобилизованные летчики ВВС. Командиром Новокузнецкого авиапредприятия назначен Муравьёв Михаил Фёдорович.

Основными направлениями работы нового авиапредприятия были обслуживание геологоразведочных экспедиций, доставка на место специалистов, перевозка технических грузов и продуктов питания.

Уже на следующий год в Новокузнецке получены первые два самолета Ан-2. Для обеспечения постоянной радиосвязи с экипажами организуется аэродромно-диспетчерская служба. За Ан-2 в Новокузнецке появляется Як-12, а также вертолеты Ка-15, Ми-1, Ми-4.

В марте 1954 года был создан 184-й авиаотряд, объединивший все авиаотряды, которые базировались в районе Новокузнецка. Заметно вырос штат – к концу 1956 года в отряде работало уже 172 человека.

Появились пассажирские авиарейсы в Кемерово, Новосибирск, Томск, Барнаул. С шестидесятых годов авиакомпания участвовала в поиске и освоении месторождений нефти и газа в Томской и Тюменской областях. До 1971 года самолеты активно использовались для сельскохозяйственных нужд, иногда – далеко за пределами Кузбасса.

В апреле 1964 года авиаотряд перебрался из Абагура в Бунгур. При этом было ясно, что в связи с расширением объема работ Новокузнецку просто жизненно необходим был новый современный аэропорт.

Земельный участок для строительства аэропорта был выбран в районе посёлка Спиченково. Строительные работы начались в 1965 году. Ещё до полного окончания строительства в 1967 году в строй была введена и начала эксплуатироваться взлётно-посадочная полоса с тверды покрытием.

В 1968 году был введён в строй аэропорт «Новокузнецк» с аэровокзалом, гостиницей, взлётно-посадочной полосой и другой необходимой инфраструктурой. 184-й авиаотряд переименован в Новокузнецкий объединённый авиаотряд.

В распоряжении авиапредприятия появляются такие самолеты, как Ан-24, Ан-12, Ил-14, Ил-18, Як-40, Ту-134, а к вертолетам Ми-2 и Ми-4 в 1967 году добавляется Ми-8. Появилась возможность совершать авиарейсы на Дальний Восток, в европейскую часть России, на курорты Черного моря.

В 1985 году завершено строительство новой взлётно-посадочной полосы длиной 2680 метров, которая позволила принимать скоростные и комфортабельные воздушные суда типа Ту-154, Ту-204, Ил-76.

В 1986 году в аэропорту заработал комбинат общественного питания со столовой и цехом бортового питания. Построен ангар для самолетов Ту-154, новые очистные сооружения, второй этаж здания КДП, сооружены гаражные боксы.

В 1990 году новокузнецкие Ту-154 начали выполнять рейсы в Москву.

В 1991 году начали строить новое здание аэровокзала. Появились два дополнительных ангара, аварийно-спасательная станция и котельная. К 1993 году новокузнецкое авиапредприятие уже имело в активе девять самолетов Ту-154; пять – Ан-26; шесть – Ан-24; по десять вертолетов Ми-2 и Ми-8.

В 1995 году на территории аэропорта появилось здание амбулатории для медицинского обслуживания работников авиапредприятия, число которых к тому времени достигло уже 1464 человек.

С 1998 года из Новокузнецка начали летать международные чартерные рейсы.

25 августа 1999 года ЗАО «Аэрокузбасс» приобрёл на торгах весь комплекс ОАО «Аэрокузнецк». Начался новый виток развития авиапредприятия. В 2000 году в аэропорту появился ангар для технического обслуживания и усовершенствования самолётов класса Ту-154 и ниже.

В 2008–2009 годах проведена глубокая реконструкция здания аэровокзала и привокзальной площади аэропорта Новокузнецк. Площадь аэровокзала увеличилась на 2000 квадратных метров, а пропускная способность с 200 пассажиров в час до 400.

5 апреля 2012 года аэропорту Новокузнецка присвоен статус международного – 14 декабря 2012 года отсюда вылетел первый самолёт в Бангкок. В дальнейшем появились рейсы и в другие страны.

25 сентября 2018 года Кемеровский облсовет принял решение о присвоении аэропорту Новокузнецк имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта Бориса Волынова.

Сегодня аэропорт – крупный авиатранспортный узел, с которым сотрудничают многие известные российские перевозчики.

Согласно календарю отдела краеведения городской библиотеки имени Н.В. Гоголя, на предстоящей неделе Новокузнецк отметит еще несколько интересных юбилеев.

90 лет назад, 11 августа 1932 года, родился Ситько Владимир Николаевич, почётный гражданин Кемеровской области, почётный гражданин города Новокузнецка. За свою трудовую деятельность прошёл путь от подручного сталевара мартеновской печи Кузнецкого металлургического комбината до первого секретаря Новокузнецкого горкома КПСС. В 1976–1983 годы – председатель Новокузнецкого горисполкома, в 1983–1988 годы – первый секретарь Новокузнецкого горкома КПСС. Он организовывал строительство объездной дороги в Кузнецком районе, пусковые работы на строительстве моста через реку Томь, завода 79 крупнопанельного домостроения, Драгунского водозабора.

85 лет назад, 12 августа 1937 года, родился Канторович Наум Яковлевич (1937–2022), почётный гражданин города Новокузнецка (2020), награждён знаком «Отличник народного просвещения» (1977), почётный работник высшего профессионального образования (2002). Родился в Москве. В 1941 году семья эвакуировалась в Новокузнецк. Окончил школу №12, потом Новокузнецкий педагогический институт: декан физико-математического факультета (1969–1986), декан факультета педагогики и методики начального образования (1986–2007 ). Один из основоположников системы непрерывного педагогического образования в Кузбассе. За годы работы опубликовал более 150 статей, учебных пособий, монографий. Действительный член Международной академии наук педагогического образования (2007).

75 лет назад, 12 августа 1947 года, родился Гершгорин Владимир Семёнович (1947–2019), почётный работник высшего профессионального образования РФ, кандидат философских наук. Был первым директором Новокузнецкого института (филиала) «Кемеровского государственного университета» (с 2021 года – Кузбасский гуманитарно-педагогический институт КемГУ). Возглавил его в 1995 году и проработал до сентября 2017 года. Лауреат городского конкурса «Человек года-2000» (Новокузнецк). Депутат Совета народных депутатов Кемеровской области (2013–2018).

85 лет назад, 12 августа 1957 года, родилась Якунина Людмила Александровна, художник декоративно-прикладного искусства, живописец. Работает в области художественного текстиля – гобелен, батик. Её гобелен «Кузнецкая крепость» был приобретён администрацией города для подарка Президенту России В.В. Путину. Работы находятся в Новокузнецком художественном музее, частных собраниях Москвы, Германии, Америки.

90 лет назад, 13 августа 1932 года, дал первое представление городской цирк. Он располагался в деревянном шатре на Нижней колонии (рядом с тем местом, где сейчас стоит скульптура «Олени») и ежегодно работал в летний период. В госцирке даже в годы войны демонстрировались матчевые соревнования борцов-профессионалов, конкурсы атлетического телосложения, выступал с дрессированными животными народный артист РСФСР В.Г. Дуров, проводились большие цирковые представления. В те времена в Новокузнецкий цирк приезжали самые знаменитые артисты – клоун Карандаш, артисты династии Филатовых. Место, где раньше находился цирк, было самым людным. Здесь располагалась фабрика мягких игрушек, санэпидемстанция, городской рынок, баня, сохранившаяся на сегодняшний день. Свое второе рождение цирк отмечает 30 апреля 1974 года, когда было построено новое здание на ул. Кирова.

85 лет назад, 13 августа 1937 года, родился Короленко Олег Иванович (1937–2021), капитан хоккейной команды «Металлург» 1960-х годов, заслуженный мастер спорта СССР, почётный гражданин города Новокузнецка (2000), один из десяти лучших новокузнецких спортсменов 20 века. Родился в Новокузнецке. С детства буквально «жил на стадионе», занимался футболом и хоккеем с мячом, в 1954 году выступал за юношескую сборную Кузбасса по футболу в финальных матчах первенства России. В сезоне 1954–1955 годов в составе юношеской команды играл в финале первенства СССР по хоккею с шайбой в Москве. В 1957 команда стала чемпионом России. С 1958 года играл в команде мастеров класса «А», которая в сезоне 1959–1960 годов выступала в высшей лиге. В 1963 году был признан лучшим бомбардиром первенства СССР. На протяжении многих лет был бессменным капитаном команды «Металлург». С 1955 по 1991 год работал на Кузнецком металлургическом комбинате, прошёл путь от ученика электрика до оператора поста управления прокатного стана горячей прокатки КМК. С 1991 по 1993 год – заместитель директора АО «Кузнецктелерадиобытсервис». Его имя присвоено Арене кузнецких металлургов.

45 лет назад, 13 августа 1977 года, открыт стадион «Запсибовец», в День физкультурника на нём состоялся большой спортивный праздник.

60 лет назад, 14 августа 1962 года, распоряжением Совета народного хозяйства Кемеровского экономического административного района №830-р был создан Кузнецкий индустриальный техникум. Создан для обеспечения квалифицированными кадрами строящегося Запсиба. В сентябре 1959 года открылся вечерний филиал Кузнецкого металлургического техникума; в феврале 1963 года техникум выпускает первых специалистов – 82 техника-электрика. С 1992 по 12 ноября 2007 года называется «Кузнецкий индустриальный колледж». В 2009, 2013 годы присоединены «Профессиональный лицей №19», «Профессиональное училище №50».


Просмотров статьи: 657