Кузнецкие ферросплавы
Для многих новокузнечан юбилей этого предприятия теряется на фоне круглых дат его «металлургических собратьев» – КМК, ЗСМК, НКАЗа. Однако историю этого завода забывают совершенно незаслуженно – и для Новокузнецка, и для металлургических заводов страны пуск этого предприятия в далекие военные годы имел огромное значение.
80 лет назад, 7 июля 1942 года, горновой Павел Иванович Пищенюк выдал первую плавку ферросилиция – эта дата считается днём рождения завода «Кузнецкие ферросплавы» (ранее – Кузнецкий завод ферросплавов), несмотря на то, что для официального завершения строительства оставалось ещё немало времени.
Постановление «О строительстве завода ферросплавов в городе Сталинске» Экономический совет при Совете народных комиссаров принял ещё до войны – 21 октября 1939 года. Тогда уже были планы на строительство второго металлургического завода в городе, и нужда в ферросплавах была очень острой.
Завод с запланированной производительностью 60 тысяч тонн ферросплавов в год предполагалось построить на площадке не состоявшегося Кузнецкого паровозо-вагоностроительного завода в Старокузнецке. На должность директора завода, который ещё только предстояло построить, был назначен Алексей Ефимович Рунов. Несмотря на свои 36 лет, он уже успел проявить себя в годы индустриализации как специалист-производственник и грамотный руководитель.
Новое строительство сразу же столкнулось с серьёзными препятствиями – площадка будущего завода представляла собой заросший болотистый пустырь, облюбованный горожанами для охоты на зайцев и уток. Ни подъездных дорог, ни электричества, ни водопровода – ничего не было. Весной 1940 года не было даже ещё технического проекта. А у созданного специально для строительства промышленных объектов треста «Сталинскпромстрой» хватало и других забот – помимо ферросплавного одновременно предстояло строить алюминиевый и цементный заводы, будущую Кузнецкую ТЭЦ, пятую коксовую батарею КМК.
К июню 1941 года построили 10 бараков, столовую, подготовили к строительству заводскую площадку.
С началом войны производство ферросплавов сильно сократилось из-за потери или эвакуации предприятий, производивших его до войны. Ферросплавов катастрофически не хватало для выплавки броневой стали. По воспоминаниям ветеранов КМК, доходило до того, что главный инженер завода лично распределял каждый килограмм сплава.
Постановлением Государственного Комитета Обороны и Совета народных комиссаров от 29 июля строительство завода ферросплавов в Сталинске было отнесено к особо важным объектам. Темпы строительства КЗФ сильно выросли. В сентябре на строительную площадку стало прибывать оборудование, а также рабочие и инженерно-технические работники эвакуируемого Запорожского завода – металлурги, механики, электрики.
Строительство завода велось в сложнейших условиях и почти без механизации. Вручную рыли котлованы и укладывали бетон, вручную выгружали, перетаскивали оборудование весом до 40 тонн. Оборудование монтировали под открытым небом – нужно было как можно скорее пустить печи, а стены и крыша могли подождать.
Завод ещё не был построен, а в мае 1942 года уже пришли заказы на его продукцию для металлургических предприятий страны.
7 июля 1942 года завод дал первый ферросилиций. Продукция тут же отправлялась на металлургические предприятия страны. В срочном порядке строились и запускались новые печи. 20 октября была пущена вторая печь, 7 ноября – третья. К концу 1943-го металл плавили уже пять печей.
31 декабря 1943 года строительство первой очереди в количестве пяти печей было завершено.
Руководство завода рапортует об этом Председателю ГКО СССР И.В. Сталину. Он присылает ответную телеграмму: «Поздравляю строителей треста «Сталинскпромстрой» и металлургов Кузнецкого ферросплавного завода с пуском пятой печи и окончанием строительства завода. Своей напряжённой работой вы обеспечили в короткий срок строительство завода и тем самым значительно увеличили мощности по производству ферросплавов – важнейшего стратегического сырья для военной промышленности. Желаю вам дальнейших успехов в вашей работе. И. Сталин».
В годы войны работали на износ. Перенёсший инфаркт на ногах во время строительства завода директор Алексей Рунов в тяжёлом состоянии был отправлен в Москву на лечение. Он вернулся на завод лишь в ноябре 1946-го. Обязанности директора КЗФ до возвращения Рунова выполнял Федр Сергеевич Сергиенко, до эвакуации работавший начальником цеха на «Запорожстали».
«Вплоть до 1944 года работали мы без выходных и отпусков, – вспоминал плавильщик печи №1 Пётр Леонтьевич Баранов. – Обувать и надевать почти нечего, на базаре кусок мыла 300 рублей стоил. А мы свои деньги предпочитали отдавать на постройку танков и самолётов. Висел и в нашем цехе лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». И ещё один: «Горячим металлом зальём фашистам горло!». Обычно мы оставались после смены ещё часа на 2-3. Разгружали вагоны, разливали только что сваренный металл и торопились отправить его на КМК, где делали кузнецкую броню».
Работали не только взрослые, но и дети. «Многие мальчики-сверстники уже стояли у станков, они как-то с неуважением говорили о нас, кто учился ещё в «детской» школе, – вспоминала Надежда Романенко, эвакуировавшаяся в Сталинск из Запорожья вместе с семьей. – Действительно, не хватало рабочих рук, и мы, подростки, понимали, что вполне могли заменить взрослых на некоторых работах. Я и мои сверстники, у которых тоже рано окончилось детство, гордились тем, что работали и учились... Сибирь, приютившую нас в трудное время, мы полюбили, подружились с её людьми. И завод, который в короткие сроки был построен и работал для фронта, отцу был дорог. До сих пор в нашей семье хранится кусок «серого камня» – ферросилиция от первой плавки завода».
В годы Великой Отечественной войны Сталинский завод ферросплавов дал оборонной промышленности десятки тысяч тонн продукции. В 1945 году производство ферросилиция возросло до 51 150 тонн. Из них 13 211 тонн КЗФ отправил металлургическим заводам, 5 532 – Наркомату танковой промышленности, 4 898,5 – НКВ. В каждой тонне броневой и оружейной стали, выпущенной КМК и другими заводами, были килограммы «витаминов стали» – кузнецкого ферросилиция. За годы войны многие работники Кузнецкого завода ферросплавов были награждены орденами и медалями.
В победный 1945-й год завод активно начал строить не только промышленные объекты, но также и жильё, детские ясли, котельную. В 1949-1950 годах около деревни Есауловка для детей рабочих был построен пионерский лагерь – за сезон в нём отдохнули 300 детей.
В ноябре 1946 года на завод возвращается Алексей Рунов. В течение последующих пятнадцати лет под его руководством были построены и введены в эксплуатацию плавильные цехи №1, №2 и №3, цех электродной массы, линия электропередачи КЗФ-КМК, подстанция 110/10 кВ, система оборотного цикла воды, металлургическая лаборатория и другие объекты. Всё это позволило Кузнецкому заводу ферросплавов к 1963 году стать крупнейшим в СССР поставщиком кремниевых ферросплавов.
В 1957 году завод впервые отправляет свою продукцию на экспорт – в Англию.
В 1959 году начата модернизация и реконструкция печей с одновременным повышением их мощности. На заводе приступили к расширению цеха №2 на две новые печи.
К началу 1960-х сносятся построенные ещё в годы войны жилые бараки – рабочие переселяются в новое жильё.
В 1960 году Рунов уходит на пенсию. Новым директором становится М.А. Ананьев. При нём с 1962 года на заводе начинают строить закрытые печи, организована газопылевая лаборатория.
В 1968-1985 годы Кузнецкий завод ферросплавов возглавляет Григорий Иванович Сальников, который поощряет рационализацию и лично в ней участвует, став соавтором шести патентов на изобретения.
В 1973 году ферросилициевый шлак, который ранее отвозился в отвал, становится готовой продукцией завода. Первый потребитель – доменный цех Западно-Сибирского металлургического завода, применивший его для выплавки чугуна.
В 1974 году на закрытых печах цеха №3 приняты в эксплуатацию первые газоочистные сооружения. С этого времени шесть печей завода работают с газоочистками.
В 1970-80-е годы завод наращивает свои производственные мощности, а новые технологии обеспечивают ему повышение качества продукции, что позволяет активно отправлять её на экспорт. Это помогает предприятию пережить сложные времена переходного периода под руководством Сергея Свиридовича Жилякова, возглавлявшего завод с 1985 по 2002 годы.
В 1993 году в результате приватизации Кузнецкого завода ферросплавов образовано АО «Кузнецкие ферросплавы».
В 2003-2016 годах генеральным директором «Кузнецких ферросплавов» был Александр Александрович Максимов. С 2016 года предприятием руководит Кристина Александровна Коренная.
Сегодня ОАО «Кузнецкие ферросплавы» – это не только Кузнецкий ферросплавный завод, но также Юргинский ферросплавный завод (ферросплавный цех на пять печей) и ОАО «Антоновское рудоуправление» в городе Анжеро-Судженске. На данных площадках производится до 60% общероссийского объёма ферросилиция (500 тысяч тонн ежегодно).
Продукция «Кузнецких ферросплавов» сегодня очень востребована как в России, так и за рубежом – более чем в 30 странах. Причём не только ферросилиций – с лета 2002 года завод производит также и микрокремнезем. И не только металлургия – продукция завода используется также в строительной отрасли, тяжёлой и химической промышленности, а также в машиностроении.
В работе над статьей использовались материалы сайта: новокузнецк400.рф
Просмотров статьи: 826