Добрый человек из Анатовки
Театральные гастроли в городе – всегда праздник для поклонников драматического искусства. Недавно жителей городов юга Кузбасса порадовали своим мастерством актёры Государственного академического Малого театра. На днях в полном смысле слова привели в восторг, преподнеся себя, словно сюрприз, облачённый в яркую обёртку, побывавшие в Новокузнецке с гастролями актёры Курганского театра драмы.
От Дербента до Чукотки
Стоит ещё раз уточнить, что все эти театральные встречи проходили начиная с 2014 года и будут проходить с новыми артистическими турне в рамках межрегионального проекта «Большие гастроли» Всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры РФ. Как подчеркнула министр культуры РФ Ольга Любимова, цель проекта – сохранение и популяризация народного творчества и театрального искусства, что особенно актуально в 2022 году, который объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. По её словам, важно, чтобы все жители нашей многонациональной страны имели возможность знакомиться с лучшими достижениями отечественного и зарубежного театрального, а также профессионального народного искусства. Спектакли и концерты «Больших гастролей» предназначены для самой широкой аудитории – взрослой, семейной и детской, а их география простирается от Калининграда до Камчатки, от Дербента до Чукотки.
В этот культурно-гастрольный водоворот втянута и труппа Курганского театра драмы, участника многих международных и российских театральных фестивалей. На сцене Новокузнецкого драматического театра она представила спектакли: «За двумя зайцами», «Золушка», «Тевье-молочник», «Морфий». (Художественный руководитель театра с марта 2021 года – Ольга Петрова, главный режиссёр с апреля этого же года Егор Гришин.) Занятые в этих постановках актёры покорили своей виртуозно-профессиональной игрой южно-кузбасского зрителя. «Надо же! И кто бы мог подумать, что театр этого в принципе малоизвестного для нас города способен поразить таким высоким уровнем!» – подобные восторженные отзывы довелось услышать после прошедших на сцене Новокузнецкого драмтеатра театральных постановок курганцев.
Рождённый в военные годы
Курганский государственный театр драмы – ровесник области. В феврале 1943 года Курган стал областным центром. В этом же году 22 мая, несмотря на трудности, вызванные войной, было вынесено постановление о создании в Кургане драматического театра на базе труппы Шадринского городского театра. Курганская сцена и по сей день богата своими мастерами, преданными городу и театру актёрами, ветеранами сцены и молодыми талантами. Проблема пополнения труппы молодыми актёрами в нём приоритетна. Для этого в настоящее время в театре организовано профессиональное обучение студентов театрального отделения филиала Челябинской государственной академии культуры. Особое значение в репертуаре театра получило музыкальное направление. («Приходите на спектакли! У нас играют молодые, красивые актрисы! Пластичные, певучие, музыкально образованные», – обращались к представителям СМИ гастролёры).
В театральных постановках на курганской сцене охотно по приглашению в своё время играли даже известные московские актёры: Георгий Менглет, Юрий Яковлев, Вера Васильева, Виталий Соломин, Андрей Мягков, Анастасия Вознесенская, Ирина Печерникова и другие. «Сегодня наш театр – это живой творческий организм, который находится в постоянном поиске новых театральных форм, ищет свой голос в звучании современной драматургии, стремится сохранить традиции и привнести новое в работе с классическим репертуаром. За период театрального сезона репертуар театра пополняется восьмью-девятью новыми спектаклями. В последнее время в нашем театре ставят свои спектакли приглашённые режиссёры, поддерживаются связи с уже знакомыми постановщиками, у которых вновь возникает желание приехать в наш город и работать с нашими актёрами», – прозвучало в анонсе перед встречей актёров с новокузнецкими зрителями.
В качестве примера поиска новых интересных форм можно привести и духовно-просветительский проект Курганского театра драмы, проведённый совместно с благотворительным фондом и Фондом президентских грантов. На протяжении трёх месяцев свыше 500 зауральских подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на безвозмездной основе смотрели фантасмагорию жизни «Отец Сергий» по повести Льва Толстого санкт-петербургского режиссёра Дениса Хусниярова, а затем участвовали в дискуссионном клубе.
«Женюсь скоропостижно!»
Прекрасной демонстрацией развивающегося музыкального направления Курганского театра драмы стал ретро-мюзикл «За двумя зайцами» по мотивам пьес Ивана Нечуя-Левицкого «На Кожемяках» и Михаила Старицкого «За двумя зайцами» (режиссёр-постановщик, хореограф и музыкальное оформление – Анна Фекета). Пьеса, которую ещё в конце ХIХ века с украинского на русский перевёл великий русский комедиограф Александр Островский, известна как по многим постановкам в российских театрах, так и по знаменитому фильму с блистательным Олегом Борисовым в главной роли.
История киевского цирюльника, брачного афериста Свирида Петровича Голохвастого (артист Иван Шалиманов), который пытается разбогатеть, женившись на мещанке Проне Прокоповне Серко (артистка Татьяна Кузьмина). Приударив за богатой и некрасивой Проней, недавней воспитанницей пансиона, он одновременно увлекается и бедной красавицей Галей (артистка Екатерина Антропова). Комедийная коллизия известная и до сих пор жизненная, а потому и популярная. По пьесе Михаила Старицкого, которую называют «бесспорным лидером среди комедийных бестселлеров» до сих пор ставят спектакли и снимают фильмы. («Испортить великолепный сюжет невозможно!»). В комедии с водевильным флёром, высмеивающей безвкусицу, гонор, претенциозное и где-то даже хамоватое поведение, ярко обрисованы темы родительской слепой любви, тирании, социального неравенства. С иронией изображается жизнь украинских обрусевших мещан, в которых сегодня легко узнать иных наших современников.
Актёры Курганского театра драмы под восторженную бурю аплодисментов зрительного зала играют «За двумя зайцами» не просто упоительно – феерично, с немалой долей импровизации, на том самом вдохновенном кураже, который начинается с первого же выхода на сцену. И, конечно же, с тем самым непередаваемым южнорусским говорком («Ну так ошо ж! Оно ж, ежели шо – таке!»). А порой и с репликами, звучащими на грани фола: «Найдём мы тебе принцессу на твою горошину!» Ретро-мюзикл курганцев не обходится без песен и танцев, напоминающих отлично и профессионально поставленные танцевально-цирковые кульбиты.
Но даже при этой ироничной инсценировке по отношению к персонажам пьесы в курганской театральной её вариации сквозит доброта. Бесцеремонная, глуповатая в своей наивности, обманутая брачным аферистом Голохвастовым Проня, у которой сердце в груди «телюпается и клокотит, как Везувий», не остаётся одинокой и несчастной. «Мадам Проне» тут же делает предложение влюблённый в неё крепкий, накаченный охранник местного богатея. Так что водевиль заканчивается двойной свадьбой – Прони с её неожиданным воздыхателем и Гали с её любимым студентом Степаном, поэтом-романтиком, чьи волосы, как у нашей экзальтированной молодёжи выкрашены в ярко-зелёный цвет. «Любите, друже, и будет вам счастье!»
А Свирид Голохвастый с чемоданчиком, напоминающим баул Остапа Бендера, отряхнувшись от неудачи в личной жизни, спустившись с новокузнецкой сцены и приветствуя зрительный зал, перекочевал из ХIХ века в наши дни.
Поминальная молитва
Такой же пронзительной добротой, несмотря на трагизм происходящего, наполнена и ироничная история про Тевье-молочника. Поставлена она по пьесе Григория Горина «Поминальная молитва». (Горин в свою очередь написал её на основе произведений еврейского писателя Шолом-Алейхема). Поклонники творчества Григория Горина давно оценили талант писателя-драматурга: сначала он заставляет тебя вытирать слёзы от смеха, а потом сглатывать подступающий к горлу ком.
Сюжет пьесы, поставленной курганским режиссёром Александром Исаковым, драматичен по своей сути. В одной украинской деревне Анатовке жили русские, евреи и украинцы, которых объединяло общее крестьянское житьё-бытьё. Все выручали друг друга по-соседски. И если Тевье (артист Иван Шалиманов), согласно еврейскому вероисповеданию, праздновал субботу, то русский сосед (артист Михаил Игнатов) доил его коров. В воскресенье за работу в хлеву соседа брался Тевье. Несладко жилось всем, но все вместе умели и дружно посмеяться над своей нелёгкой долей. Несмотря на тяжёлую жизнь, у Тевье было своё еврейское счастье – пятеро дочерей на выданье, которые постепенно свили свои «гнёзда». Хотя совсем и не такие, о которых мечтал глава семейства и его мудрая умница-жена Голда (артистка Ирина Шалимова).
Спектакль полон курьёзных ситуаций, за которыми тотчас возникают трагические эпизоды, связанные с еврейскими погромами. И Тевье постоянно ведёт диалог со Всевышним, прося у него совета. А по ходу пьесы семья молочника читает поминальную молитву, которая звучит с грустным недоумением. Звучит как колокол по всем нам – по нашим добрым чувствам к людям, которые молятся другим богам. Поминальная молитва, что призывает нас к терпимости и приятию чужого образа жизни и чужих воззрений. И, несмотря на трагичность, спектакль заканчивается на оптимистичной ноте – дружным смехом как актёров, так и зрителей. Опять-таки над неожиданно возникшей жизненной несуразицей. И все мы вдруг понимаем, что именно такая логика оптимизма должна быть не только в драматичной Анатовке, но и в нашей жизни…
Просмотров статьи: 246