Мини-истории в ликах
В нашей стране часто можно услышать о тех или иных проектах, которые говорят о необходимости сохранения и развития церковных традиций школы иконописи, формировавшихся на протяжении веков, и русского духовного наследия. Главная их цель – познакомить как можно больше людей с русской православной культурой, школами и направлениями в иконописи, а значит, дать возможность приобщиться к исконно русскому.
Проект «Москва – Кузбасс»
На днях в Новокузнецком художественном музее в рамках международного патриотического, социально значимого пилотного проекта «Москва – Кузбасс–2022» открылась выставка православной миниатюры «Род священного рукоделия». Экспонаты для выставки миниатюрных произведений предоставлены Секцией религиозного искусства Творческого союза художников России при поддержке Московской торгово-промышленной палаты.
Любая выставка – это дыхание эпохи, отражение озабоченности современников, свидетельство острого интереса, любопытства к тем или иным аспектам жизни. Открытие необычной выставки и началось необычно – с выступления лауреата международных конкурсов Новокузнецкого камерного хора под руководством Сергея Толстокулакова. Прозвучавшие в исполнении хора духовные песнопения, словно камертон, настроили собравшихся на духовность события, которое впервые должно произойти в стенах музея. «Прекрасное открытие, во время которого соединились искусства – изобразительное и музыкальное, гармонично дополняя друг друга. Ваше пение создало настоящую атмосферу торжества», – подчеркнула ведущая Евгения Попова, старший научный сотрудник музея, и представила почётных гостей, благодаря которым новокузнечане смогут насладиться этим «чудом православного искусства». Перед посетителями музея выступили Александр Елисеев, вице-президент Творческого союза художников России, руководитель центра по нормативно-правовому обеспечению выставочной и экспертной деятельности, почётный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии Российской Федерации, а также вице-президент Творческого союза художников России по наградам, заслуженный художник РФ, почётный член Российской академии художеств, председатель секции «Религиозное искусство» Николай Чибисов. Оба поблагодарили, подчеркнув не только духовную, но и патриотическую значимость проекта, сотрудников музея за интерес, проявленный к сокровищам современной русской православной культуры. «Нам симпатичны такие масштабные проекты, как «Москва – Кузбасс»! В перспективе выставка отправится на Донбасс. Мы должны быть вместе!». Особые слова благодарности прозвучали в адрес Владимира Табачникова, гендиректора ВК «Кузбасская ярмарка», председателя правления Сибирского центра современного искусства и председателя правления союза предпринимателей города, без помощи и содействия которого православная экспозиция в стенах Новокузнецкого художественного музея не состоялась бы.
Выставки миниатюры – выставки редкие. Очень мало художников, которые работают в миниатюре. Собираются такие экспозиции годами. Чтобы выставка «Род священного рукоделия» приехала в наш город, сотрудниками Новокузнецкого художественного музея была проведена длительная и непростая работа. Но задуманное встретило интерес на федеральном уровне, нашло понимание московских коллег. Есть надежда, что такие встречи с православным искусством в рамках проекта «Москва – Кузбасс» станут отныне в музее ежегодными, как заметила директор музея Лариса Ларина.
Искусство образов
Иконопись – жанр, в котором авторская индивидуальность порой сведена к минимуму, ограничена каноном и традицией, и потому нередко выставка – лучшее доказательство того, что, хотя и сдерживаясь, художник находит возможность высказаться.
«Род священного рукоделия» представил миниатюрные резные иконы, выполненные из кости, в частности бивня мамонта, а также полудрагоценных камней. Кость обработана ручной резьбой, без участия какого-либо механического воздействия, камни – с использованием современной гравировально-резной электротехники. Не менее сложно и трудозатратно изготовление миниатюрных шитых икон. На вышивание одного образа подчас уходят месяцы. В шитье используется тончайшая золотая нить, требующая особой точности и аккуратности.
Выставка – не только своеобразный символ духовности, но и патриотичности. Заметная часть миниатюр представлена образами святых русских князей-воинов. На стеллажах в миниатюре – равноапостольный великий князь Владимир, святые князья Борис и Глеб, Михаил Черниговский, Михаил Киевский и Смоленский, Даниил Московский, Александр Невский, Дмитрий Донской.
«Миниатюрная икона, икона мелочного письма, предъявляет к художнику максимально высокие профессиональные и психологические требования: предельную концентрацию, усидчивость, точность и тонкость движения кисти, линий, не говоря о том, что исходным требованием для иконописания является вера. При этом важно сохранить пропорции, свойственные иконе обычных размеров. Большинство иконописных работ выполнено в древнерусской манере, при этом каждая имеет авторский почерк, индивидуальную творческую манеру того или иного автора», – пояснил Александр Клещевский, куратор выставки, старший научный сотрудник музея.
Греки наследили
По словам Александра Клещевского, специалиста по православию, история церковного искусства насчитывает многие века, оно немногим младше породившего его христианства. В Россию церковное искусство пришло вместе с крещением при великом князе Владимире. «Первоначально это был, так сказать, культурный импорт памятников искусства из православной части Римской империи, после падения Рима переименованной в Византию. В Россию завозились созданные греческими мастерами иконы, кресты, церковные сосуды, шитьё. Выполнены они были на дереве, в металле, в технике эмали. Греческие же мастера построили на Руси каменные храмы, к примеру, Десятинную церковь, сохранившуюся и поныне под названием Великая Успенская церковь в Киеве», – уточняет куратор выставки.
Кроме того, греческие учителя научили русских учеников новым для них ремёслам, техникам, видам искусства, восприняв которые, русские стали частью европейской христианской цивилизации. Отразилось такое «вторжение» в том числе на языке. Так закрепилось греческое слово «образ» применительно к русской иконе. Миниатюры, представленные на выставке, созданы руками уникальных мастеров – Николая и Людмилы Чибисовых, Галины Саховаровой, Владимира Краева, Владимира Краснова, Юрия Оболенского, Карины Сарухановой, Екатерины Брусиловской и других. Помимо миниатюр представлены панагии, лампады, купоны, кресты, пасхальные яйца.
Нести свой крест!
Московские художники, супруги Николай и Людмила Чибисовы занимаются иконой около 30 лет. По отзывам искусствоведов, они создают уникальные по силе и выразительности образов живописные и резные произведения церковного искусства, продолжая традиции Московской школы древнерусской живописи, иконописи и древнерусской резьбы по дереву. Примером для их творчества являются гениальные мастера Андрей Рублёв, Дионисий, Амвросий. Чибисовы – первые, кто соединил две техники, – живопись и резьбу. В этом стиле ими создан ряд уникальных работ – складни, иконы, кресты, панагии. Известность художникам принесли работы в стиле миниатюры. На многочисленных российских и международных выставках миниатюры супругов поражали посетителей неожиданной композицией, удивительным мастерством. По выразительности образов, даже в миниатюре, их иконописные произведения неповторимы. В этом можно убедиться, побывав на открывшейся выставке «Род священного рукоделия». За творческую работу в церковном искусстве Чибисовы были награждены грамотой Патриарха Алексея II. Их работы находятся в частных собраниях коллекционеров России, Германии. Австрии, Франции, Финляндии, Австралии, США, Канады и других стран. Среди постоянных заказчиков – Московская Патриархия.
Участник ещё одного художественно-православного проекта «Крестный путь» Николай Чибисов как-то признавался: «Наши проекты связаны с человеческими судьбами. Каждый, не важно, верит он или нет, несёт по жизни свой крест. Одни люди ломаются под его гнётом, другие доносят его с честью. Кто-то в своё время уходил со своей идеологией и верой в подполье. Закрытые в те времена церкви продолжали служение Богу, собирая паству, и люди хранили веру в себе, неся её по жизни и передавая другим. Никакая идеология не могла заменить святая святых. И в память о тех трагических событиях наши православные выставочные проекты проходили по всей России Крестным ходом, неся свой крест и способствуя сохранению национальной культуры России».
В заключение открытия выступил хор Кузбасской Православной духовной семинарии Храма рождества Христова. И открытие выставки, и выступления хоров вполне соответствовали духу проходящего в этот день праздника православных всей Земли – Благовещение Пресвятой Богородицы.
Выставка продлится до 5 мая.
Просмотров статьи: 543