Святость кисти как святость труда
В Новокузнецком художественном музее в рамках проекта «Считаю святостью трудиться» открыта выставка «Иван Селиванов. И была жизнь….», посвящённая 115-летию нашего знаменитого земляка, художника-наивиста, заслуженного работника культуры Ивана Егоровича Селиванова.
Проект был основан более четверти века назад новокузнецким искусствоведом Галиной Ивановой. Затем к нему присоединились сотрудники управления культуры администрации Новокузнецка, муниципальной информационно-библиотечной системы, Новокузнецкого художественного музея, а также литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского. По словам Галины Степановны, автора и куратора проекта, сама по себе, открывшаяся в Новокузнецком художественном музее экспозиция, уникальна уже тем, что на ней представлены подлинные живописные, акварельные и графические работы художника, его дневники, книги, письма, фотографии, а также скульптура Селиванова, созданная Владимиром Белятиным. Многие выставочные экспонаты представлены из личного архива Галины Ивановой. «Это по-настоящему большая удача – увидеть подлинники, рисунки, наброски, сделанные рукой мастера-наивиста, чьи работы в своё время экспонировались в музеях Москвы, Парижа, Берлина, Бонна, Праги, Токио, Нью-Йорка и других культурных центрах мира», – считает автор проекта. В экспозицию вошли и картины новокузнецкой художницы Альбертины Фёдоровны Фомченко, работающей в манере палехской росписи и выполненные в технике желтковой темперы из музейного фонда. Художница не раз бывала в гостях у Ивана Селиванова, писала его портреты, каждый раз утверждая, что он «имеет особый взгляд на всё, что его окружает». В своих записях и созданных ею произведениях Альбертина Фёдоровна не раз говорила о непростой жизни этого кузбасского самородка.
Напомним, имя Ивана Егоровича Селиванова вошло во «Всемирную энциклопедию наивного искусства», изданную в Лондоне и Белграде в 1984 году. В Кузбассе Селиванов жил с 1941 года до последних дней жизни. Неоднократно Иван Егорович бывал в Новокузнецке, где в 1986 году в Новокузнецком художественном музее экспонировалась его привезённая из Москвы персональная выставка. В этом же году он был гостем Центральной библиотеки имени Н.В. Гоголя и дискуссионного клуба «Диалог». На встречу привёз свой «свежий» автопортрет, прозванный «Пугачёвским» за внешнее сходство с мятежным историческим персонажем, с едва просохшими красками. Это событие, признание его творчества новокузнечанами, искренний и неподдельный интерес, проявленный к его «скромной и простой натуре», художник назвал «факелом всей своей жизни». Побывал Иван Егорович также в музее-заповеднике «Кузнецкая крепость», в литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского и в мастерской тогда ещё здравствовавшего известного новокузнецкого живописца Виталия Карманова. Во время встреч с Иваном Селивановым и после его ухода из жизни много было сказано о творческом наследии художника, о его философии. «Сам же он до конца своих дней пребывал в сомнении: «А не баловство ли это – писать картины? А нужны ли они кому-нибудь?». Но не писать не мог! Не он выбрал живопись, а живопись выбрала его. И время показало, что сомнения художника были напрасны: живопись Ивана Егоровича до сих пор востребована», – отмечает Галина Иванова. Действительно, творчеством кузбасского самородка восхищались и до сих пор восхищаются крупнейшие художники и искусствоведы нашей страны и зарубежья. Они удивляются утончённому вкусу талантливого наивиста в линии, пятне, цвете, композиции. А главное – его умению «сочетать фантазию с простотой жизни, умелое ремесло – с простотой изобразительных средств». Автопортреты, портреты, натюрморты, пейзажи и анималистические «картинки» Селиванова поражают сочетанием изумлённого чистого детского взгляда и зрелым почерком мастера, считают они.
По творчеству кузбасского самобытного художника-наивиста в нашем городе прошло немало и научно-практических конференций. В одной из них участие принимал известный в регионе прокопьевский художник Виктор Самошкин, который лично знал Ивана Егоровича, общался с ним. А также Елена Трухан и Владимир Пилипенко, сотрудники литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского, которые также рассказывали о творческих нюансах художника Селиванова. «В центре творчества Ивана Егоровича – предмет, животное или человек как самодостаточное явление. В портретах живо схвачена натура, умело передана проникновенность взгляда, который, как на старинных иконах, не оставляет зрителя, ведёт его, откуда бы он не смотрел на картину. Даже изображая животных и птиц, художник любовно наделяет их лукавством и простодушием, очеловечивает образы: большими, вдумчивыми, грустными селивановскими глазами смотрят на нас с рисунков художника собаки, коровы, петухи», – записано в научных изысканиях специалистов. Научно-практическая конференция по творчеству художника-юбиляра прошла и на этот раз, через несколько дней после открытия выставки. И на ней прозвучало немало интересных доводов и открытий селивановского творчества, которое не перестают изучать.
Хотя понять сомнения сибирского самородка в своих работах, которыми восхищаются многие искусствоведы мира, за которыми гоняются коллекционеры, можно. Ведь Иван Егорович начал «живописать свои картинки» в довольно зрелом возрасте, почти в 40 лет. Однажды, случайно он увидел в магазине картину, на которой был изображён стог сена. Настолько красочно и живо, что увиденное разбередило душу бывшего деревенского мужичка, всем своим видом и причёской-горшком напоминающего крепкого гриба-боровичка, который с детских лет вынужден был, чтобы не умереть с голода, пасти коров. Столь ярко и красочно расписанный неизвестным художником стог сена и подвиг Ивана Селиванова взяться за карандаш, а после – за масляные краски. Ему захотелось рисовать самому!
Потом был Московский заочный народный университет искусств имени Н.К. Крупский (ЗНУИ), в котором на протяжении многих лет училось немало кузбассовцев, в том числе и новокузнецких художников-наивистов. Иван Егорович отправляет в университет документы – сразу же около 400 работ, предназначенных «для потомства, для новых поколений». (Всё-таки в душе кузбасского самородка жила надежда на признание.) И его признали! Именно Москва открыла Селиванова, в музейных и частных коллекциях которой хранятся многие его работы. Произведения Ивана Егоровича, прибывшие из Сибири и написанные во время учёбы, были рекомендованы для показа на крупных художественных выставках. Его творчеством стали восхищаться знаменитые, с мировым именем художники. Постепенно слава нашего земляка дошла и до Кузбасса, где долгое время не признавали наивное искусство Селиванова, которого в мире называли «сибирским Пиросмани и Ван Гогом, самородком необыкновенного веса и блеска». В 1986 году персональная выставка его картин и рисунков прошла не только в Новокузнецке, но в Белове и в Кемерове. «И публика была по-настоящему ошеломлена! – позднее рассказывала Галина Иванова, организатор встреч с художником. – Перед зрителями открылась наша, хорошо известная и в то же время совершенно новая действительность. Сам Иван Егорович, маленький и неказистый, в новых кирзовых сапогах, непривычном пиджаке и фуражке, ничего не объяснял, смотрел мудро и лукаво, словно не был причастен к тому ажиотажу, который разгорелся вокруг него».
Подобный удивлённый, а временами и восхищённый ажиотаж вокруг его работ продолжается до сих пор. По крайней мере, среди тех, кто впервые открывает для себя этот удивительный мир сибирского самородка Ивана Селиванова.
Выставка продлится до конца апреля.
Просмотров статьи: 564