Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Шансонье, потанцуй и ты со мной!»

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА

Это было что-то! Такого зрелища, надо сказать, поискать! Я впервые поучаствовала в настоящей дискотеке на концерте, собравшем многочисленную публику в новокузнецком театре Металлургов.

 

 

 

 

 

 

Пандемия пошла на пользу

Седовласые, импозантные мужчины, а также женщины – и молодые, и в деликатном возрасте – под пение гастролёра выходили к сцене и танцевали кто во что горазд. Кто-то изображал нечто среднее между шейком и восточным покачиванием бёдер, кто-то кружил в паре и в одиночку в так называемом «медляке», кто-то (в основном женсостав), стоя в проходе между рядами, радостно изображал странные, с элементами индийских народных танцев движения собственного сочинения. И такая веселуха, как выразился один из приезжих в город гастролёров, была в зале театра Металлургов два концерта подряд.

Что это были за концертные выступления – догадаться нетрудно. Наш город 7 и 15 марта в рамках гастрольного тура по Сибири навестили широко известные в узких кругах певцы шансона – Владимир Ждамиров и Евгений Григорьев (артистический псевдоним – Жека). Оба выходя на сцену, отметили, что перерыв в два-три года во встречах с новокузнецкими поклонниками был вынужденным: виной тому стала разразившаяся пандемия. И тут же с радостным задором и тот, и другой сообщали, что коронавирусная «отсидка» в четырёх стенах пошла на пользу, сослужила службу их творческому вдохновению. За это время были написаны новые песни, их они под бурные аплодисменты исполнили перед зрителями, большую половину из которых составляли женщины.

Песня-рык как харизма

Надо отметить, что в российской музыкальной индустрии термин «русский шансон» был введён в 1990-х годах, когда блатная песня стала звучать на эстраде и по радио. Шли годы, менялись поколения. Многие известные нам певцы, в том числе Стас Михайлов и Елена Ваенга, которых, хоть они несколько и отошли от канонов, относят к исполнителям шансона, стали звёздами традиционной эстрады. Многие же не изменили себе, остались шансонье в чистом виде, как, например, Владимир Ждамиров, один из самых брутальных исполнителей, с присущим ему «блатняком». Его голос с характерной, резко выраженной хрипотцой, заставляющий замирать женские сердца громко звучал со сцены театра Металлургов. Сам же певец при этом с явным удовольствием иронизирует над собой: «Да вы что! Какое там намеренное рычание! Под мой рык дети засыпают!» На его концерте, кстати, не обошлось без исполнения на ура для определённой части публики трёх песен с тюремной романтикой. Куда же без них традиционному русскому шансону! «Блатной жанр обязателен, потому что я состоялся на таких песнях, люди привыкли. Я не могу просто взять и измениться, бросить своих поклонников. Они говорят, что мой хриплый голос помогает жить. На самом деле, человек может даже выздоравливать от голоса любимого артиста и находить успокоение в его песнях», – говорит певец. Однако немало в его репертуаре и духовно-патриотических песен. Для него это очень важная тема: его бабушка родила 20 (!) детей, многие из них погибли на фронте. «Патриотические песни пишу не только в честь своих дядек,– уточняет шансонье со сцены. – Но и в честь наших дедов и отцов, которые прошли эту страшную войну. Или, к примеру, песня «Купола». Я считаю, для нашего сегодняшнего непростого времени именно такая тема важна: церкви, купола, чистота. Я очень рад, что такая песня есть в моём репертуаре!»

«Бутырка» осталась в прошлом

На сцене Владимир Ждамиров более 20 лет. Многие годы выступал с группой «Бутырка». Но потом из-за творческих разногласий вместе с некоторыми музыкантами покинул проект и отправился, как выразился шансонье, в сольное плавание. «Когда я пишу песню, моя душа подсказывает, что к такой непростой теме, как ветераны Великой Отечественной следует относиться очень ответственно, с большим вниманием, – объяснял он в одном из своих интервью причину разногласий в «Бутырке». – Песня должна быть сильной, трогающей душу. В ней тема сама за себя говорит! Но ко мне в «Бутырке» не прислушивались. Скоропалительность в подобной тематике обычно вредит. Быстро и плохо записать можно всегда. Но зачем? Люди же будут слушать!» – возмущался музыкант.

Два притопа, три прихлопа

Много исполнитель шансона пишет танцевальной музыки. «Мне хочется, чтобы зрители сидели, ножкой топали, ладошкой хлопали и пели вместе со мной», – обращался он со сцены к зрителям. Но плохо знал он нашу новокузнецкую публику! На концерте в театре Металлургов многие зрители просто сидеть и ножкой топать не стали. Они при звуке знакомых песенных мелодий с энтузиазмом рванули к сцене поближе, где танцуя и непринуждённо покачиваясь, столпились, стараясь заодно в дружеском порыве пожать руку музыканту. Особенно досаждала, действуя с нескрываемым напором, влюблённая в творчество Ждамирова, да и самого музыканта-красавца с шикарными, «под гуцула» усами и внешностью мачо, дама по имени Оля. Женщина среднего возраста, ни разу не присев за концерт, дарила своему предмету обожания цветы, какие-то коробочки, сувениры и большие художественно оформленные грамоты со словами признания в любви, при этом прося прочесть их «прямо сейчас же со сцены» и в ритме танца предлагая: «Шансонье, потанцуй и ты со мной!» Впрочем, всё это выглядело со стороны хотя и несколько непривычно для прочих концертных выступлений, но вполне безобидно и даже забавно. Как оказалось, многих зрителей подобное поведение не особо удивляло и напрягало, относились они к этому как к само собой разумеющемуся. Такова уж особенность концертов шансона! Поклонники порой чрезмерно, можно сказать, буквально напропалую обожают исполнителей любимого ими поэтически-песенного жанра. Приятным сюрпризом для горожан стало и выступление новокузнецкого исполнителя шансона, композитора и музыканта Александра Кузнецова, который пришёл поддержать своего давнего друга по творчеству.

«Рюмка водки на столе»

Такая же танцевально-певучая атмосфера сопровождала и концертное выступление шансонье Евгения Григорьева, Жеки, – композитора, музыканта, поэта, обладателя множества премий конкурсов в жанре «шансон». В Новокузнецк он приехал в рамках гастрольного тура «Чартер на любовь», который дважды приостанавливался в связи с всеобщими ограничениями на проведение концертов и массовых мероприятий, связанных с COVID-19. Активное зрительское сопровождение у сцены и между рядами певец от души поощрял, исполняя свои и новые, и старые песни за исключением блатной романтики. Как-то Жека признался: «Сейчас всё поменялось. Поменялись песни, поменялся жанр. Раньше был флёр 1990-х, он летал над нами. Песни были соответствующие, и публика такая же приходила. Сейчас совершенно другие слушатели. В наше время шансон любят и доктора, и профессора, и военные, и полицейские, и судьи, и рабочие, и водители». На концерте Жеки присутствовали, однако, и люди приблатнённого вида, в кепках, с характерной развязной походкой.

На протяжении всего концерта иные поклонники просили исполнить «Рюмку водки на столе», которая сегодня вместе с нашими песнями «Катюша» и «Подмосковные вечера» популярна не только в России. «Рюмку…» певец под всеобщий радостный вопль и аплодисменты припас под занавес.

Мало кто знает, что автором хита Григория Лепса «Рюмка водки на столе» является именно Евгений Григорьев или просто Жека. Он и сам исполняет песню, написанную ещё в 1995 году, на своих концертах, но в оригинальной версии. (У Лепса аранжировка кардинально отличается от авторской.) «Почему именно рюмка водки? Времена были такие! Эта фраза – такой вот песенный хук, крючок… Он сработал. Многие думают, что песня именно о пьянстве и водке, а она совершенно о другом. Об одиночестве и любви», – пояснял автор в одном из своих интервью. Кстати, у него нередко беспардонно спрашивают: увлекается ли он спиртным? На что Жека отвечает, что было когда-то, не без этого, но сейчас ни капли спиртного в рот не берёт.

Как известно, сногсшибательным хитом песню сделал Григорий Лепс, с которым певец шансона познакомился в 1999 году на студии, где записывал свой дебютный альбом. «Главное, песня попала к тому, к кому она должна была попасть. В нужное время к нужному исполнителю! К тому же встреча с Гришей помогла мне обрести уверенность в том, что я могу писать неплохие песни», – говорил он. С тех пор на протяжении 23 лет Григорий Лепс заканчивает свой концерт под «Рюмку…». Исполнил её под танцевальные па в зале театра Металлургов и «душевный певец» Жека, с которым новокузнецкой публике очень не хотелось расставаться.

Фото: ru.wikipedia.org, chaiknet.ru


Просмотров статьи: 499